Социолог «Левада-Центра» Наталия Зоркая объясняет La Croix, что россияне до сих пор привержены традиционной семейной структуре с ее ценностями солидарности и взаимопомощи.
La Croix: Семье по-прежнему отводится центральное место в российском обществе?
Наталия Зоркая: На фоне всех тех политических и социальных кризисов, которые пришлось пережить россиянам за последние 20 лет, семья остается для них ключевым ориентиром. Все вокруг меняется и рушится, но семья остается. Отсюда и такая приверженность россиян традиционным семейным структурам. В том числе и в новом среднем классе, где привычки все же меняются.
Как это часто бывает, европейские тенденции с запозданием проявляются и здесь: поздние браки, дети после 30-ти, большая независимость поколений. Как бы то ни было, традиционные привычки сохраняются даже в относительно обеспеченных семьях. Например, люди могут позволить себе нанять няню для детей, но предпочитают обратиться за помощью к бабушке…
Быстро меняющаяся экономическая ситуация в России играет тут определяющую роль. По мере постепенного ухудшения бесплатных услуг семьям приходится больше платить в первую очередь в больницах и школах. Это способствует взаимопомощи поколений. Нынешний экономический кризис влечет за собой подъем бедности, что тоже станет толчком для проявления традиционной семейной солидарности.
– Изменилось ли отношение к семье у современной российской молодежи?
– Унаследованные со времен СССР тенденции сохраняются и даже усиливаются на фоне экономического кризиса: молодежь дольше остается у родителей. Аренда или совместный съем квартиры – новое явление. Детям выгодно оставаться у родителей. Зачастую они работают и учатся, но не участвуют в формировании семейного бюджета, что позволяет сохранить деньги для поездок и развлечений.
Родители это поддерживают. Они унаследовали советский менталитет и хотят держать детей под надзором. Однако тут наблюдаются признаки перемен: 40% опрошенных молодых людей утверждают, что хотели бы дать детям другое воспитание, не такое, какое получили сами. Однако, став родителями, они воспитывают и действуют по старым семейным традициям.
– Бабушке все еще отводится центральная роль?
– Если в Европе пенсионеры отдыхают, путешествуют, играют в бридж, участвуют в работе ассоциаций и т.д., в России они продолжают работать хотя бы на часть ставки и занимаются внуками: забирают их из школы, помогают с уроками…
На все это также накладываются популярные сейчас среди среднего класса внешкольные занятия: танцы, музыка, спорт или же (что встречается все чаще) дополнительные уроки для компенсации пробелов школьной системы.
Это отнимает много времени у детей… и их бабушек! Даже если бабушка живет в своей собственной квартире, она часто приходит помочь. Это в первую очередь даже не экономический, а культурный фактор, который глубоко укоренился в привычках людей. Родители не видят ничего странного в том, что пользуются услугами старших поколений.
Бенжамен Кенель
Книги по теме
«Казус Кукоцкого» Людмилы Улицкой: сага семьи доктора Кукоцкого с биографией полдюжины персонажей и рассказом об отношениях представителей разных поколений.
«Женщины и семья в России вчера и сегодня» (Femmes et famille en Russie d’hier et d’aujourd’hui) Элен Ивер-Жалю (Hélène Yvert-Jalu): повествование об истории семьи в России и роли женщины в ее патерналистской модели, которая практически не меняется вне зависимости от политических режимов.
«Дача в России с 1917 года по наши дни» (La Datcha en Russie de 1917 à nos jours) Влады Травен (Vlada Traven): с самых истоков советского режима вплоть до его либерализации дача представляет собой клубок противоречий между идеологией режима и стремлением гражданина к личной свободе.
Фильмы
«Большая семья» советского режиссера Иосифа Хейфица, призер Каннского фестиваля 1955 года: история многочисленной семьи судовых рабочих с любовью, трудом и конфликтами.
«Ребро Адама» (1990) Вячеслава Криштофовича: хроника жизни и любви трех поколений женщин в маленькой трехкомнатной московской квартире.