«Почту России» с советских времен критиковали за задержку доставки и ленивых сотрудников, но сейчас она демонстрирует впечатляющий прогресс, который спровоцировали китайские интернет-магазины.
Дело в том, что три года назад резко увеличилось количество посылок из китайских интернет-магазинов, в результате чего встала работа пункта сортировки международной почты. Я попытаюсь проанализировать реформы крупного предприятия, которое долгое время не могло избавиться от пережитков советской эпохи.
Сортировочное оборудование из Японии
Во Внуково находится место международного почтового обмена «Почты России». Здесь международная почта сортируется для отправки в российские регионы.
Новое здание открылось в ноябре 2013 года. В этом здании находятся три крупных сортирующих устройства, которые при помощи автоматических конвейеров сортируют посылки. Адреса и другая информация хранятся в штриховых кодах. Сортирующие устройства изготовлены компанией Toshiba. Они могут сортировать посылки разной формы и размеров.
По словам директора центра Михаила Кузнецова, до использования сортирующих устройств сортировкой занимались люди: они уточняли адрес и относили посылку в соответствующую корзину. Тогда на сортировку и отправку уходила неделя, а сейчас этот процесс занимает примерно 16 часов. Г-н Кузнецов с гордостью заявляет, что такого, чтобы процесс сортировки замедлялся, сейчас не случается.
500 тонн почты
Хотя сейчас есть новейший центр, однажды в сортировочном центре произошло событие, которое серьезно подорвало доверие к компании.
Весна в России — время распродаж. В это время россияне совершают покупки намного чаще. В результате увеличивается количество грузов.
Весной 2013 года центр перестал справляться с сортировкой, в результате чего масса неотправленной почты достигла 500 тонн. Это продолжалось целых два месяца. В международном аэропорту, расположенном неподалеку, кончилось место для складирования грузов, поэтому самолеты с почтой не разгружали. Причина состояла в резком увеличении посылок из Китая, доставляемых из интернет-магазинов.
Интернет-торговля и увеличение числа посылок из Китая
В России растет количество людей, которые в силу дешевизны и удобства заказывают в Китае даже такие мелочи, как чехлы для сотовых телефонов, аксессуары для компьютеров, одежду и ленты для волос.
По информации Ассоциации российских интернет-магазинов, в 2012 году доля интернет-рынка составляла 405 миллиардов рублей, однако в 2015 году она выросла до 760 миллиардов рублей. Кроме того, в 2015 году общая стоимость товаров, приобретенных в китайских интернет-магазинах, увеличилась в 17 раз по сравнению с 2010 годом. 90% всех посылок приходит из Китая.
В апреле 2013 года «Почта России» назначила генеральным директором человека, который раньше возглавлял один из крупнейших сотовых операторов страны. Новый директор пригласил опытных управленцев из частных компаний.
Новый менеджмент занялся автоматизаций сортировочного процесса и систематизацией обмена информацией, который раньше осуществлялся при помощи бумаги и телефона. Более того, он старается изменить отношение сотрудников к делу, разъясняя им, что качественный сервис ведет к увеличению доходов.
«Мы проводим реформы для того, чтобы удовлетворить пожелания клиентов», – подчеркивает заместитель генерального директора «Почты России» Алексей Скатин. По информации организации, в 2013 году количество посылок, доставленных срок, составляло 65%, а в 2015 году оно выросло до 93%.
При покупке рубашки стоимостью 375 рублей на сайте AliExpress можно выбрать способ доставки. Если выбрать частную западную компанию, то срок доставки составит четыре-восемь дней, однако доставка будет стоить примерно 85 долларов. Если выбрать китайскую компанию, то срок доставки составит от 15 до 45 дней, однако отправка будет бесплатной, и доставку будет осуществлять «Почта России».
Светлана Хорошовская работает в Москве и ежемесячно заказывает товары из Китая. Она довольна качеством сервиса: «Несколько лет назад товары из Китая шли три месяца. Сейчас доставка занимает меньше двух недель. Такое впечатление, что работает другая компания».
«Почта России» планирует приобрести четвертое сортировочное устройство для центра, находящегося во Внуково. Кроме того, в планах компании построить сеть таких центров по всей России. Реформы продолжаются.
Примерочная на почте: если размер не подходит, можно сразу вернуть товар
В октябре 2015 года на западе Москвы появилось почтовое отделение с примерочной.
Из-за несоответствия размеров некоторые россияне заказывают одну и ту же вещь сразу нескольких размеров. Товар, который им не подошел, они сразу возвращают.
В России люди часто ходят на почту для того, чтобы получить посылку. Именно поэтому в почтовом отделении была сделана примерочная. Теперь человек может сразу примерить товар и вернуть его в случае необходимости.
Кроме того, в 30 из 530 московских почтовых отделений было организовано специальное окно для юридических лиц, получающих большое количество посылок. «Раньше приходилось стоять в очереди по полчаса. Теперь можно экономить время», – с удовлетворением говорит Владимир, возглавляющий компанию, которая занимается составлением контрактов.
Ю Тамура