Новости. Омск

Потерпевший от своей правды… чуть не упал в обморок

«Суд страшнее, чем ОПГ», – констатировал свидетель обвинения. Ухватившись за трибуну обеими руками, мужчина с трудом устоял на ногах…

В Москаленском районном суде Омской области продолжилось рассмотрение уголовного дела так называемой «москаленской ОПГ».


На скамье подсудимых четверо мужчин, которые обвиняются в разбое с целью завладения ценным промысловым сырьем, содержащим в составе неких «рачков артемии на стадии цист». Уникальным в своем роде биоматериалом изобилует местное соленое озеро Эбейты.

Как пояснили в рамках процесса потерпевшие, представители фирмы ООО «К-Ником» (она промышляет на водоеме), после спецобработки яйца артемии идут на откорм ценных промысловых пород рыб, а продукт глубокой переработки широко используется в косметике, в парфюмерии, в медицине в странах Азии. За рубеж омских рачков поставляют за твердую валюту.

По мнению отдельных специалистов, тема добычи данного биоресурса по рентабельности сродни наркобизнесу: минимум затрат, максимум отдачи.

Кто потерпел?

Впрочем, суперприбыль не означает привлекательности данного вида бизнеса для махинаций извне, приписок, хищений и тем более грабежа.

Как пояснил замдиректора по производству ООО «К-Ником» Иван Александрович (представитель в суде потерпевшей стороны), кроме их фирмы сбыть сырье просто некому. Даже по этим параметрам версия следствия о спланированной организованной групповой атаке на мешки с песком, илом и водорослями выглядит какой-то странной. В чем смысл грабежа, если нет ни рынка сбыта, ни элементарных условий хранения скоропортящегося груза?


В этой связи видится логика в позиции защиты, которая утверждает, что потерпевшей стороной по данному делу должно проходить государство, а никак не коммерческая контора, имеющая всего лишь квоты на добычу биоресурса.

– Ущерб был причинен государству в лице министерства природных ресурсов, – каждый раз подчеркивают юристы.

При таком раскладе меняется многое. В квалификации преступления, в доказательствах вины, в статусе «потерпевшего».

По мнению защиты.

Вне зоны доступа

Дважды суд обязывает потерпевшую сторону обеспечить доставку в процесс главного бухгалтера ООО «К-Ником» и маркетолога.

Ранее ходатайство об этом было заявлено адвокатами обвиняемых и удовлетворено Фемидой.

Вместо профильных сотрудников фирмы в процессе появился замдиректора по безопасности, который попытался подменить собой запрошенных начальников. Но, не сумев ответить ни на один из поставленных защитой вопросов, он вынужден был признать, что без главбуха и маркетолога невозможно обосновать себестоимость продукции, механизм формирования рыночной цены, характер производственных связей. Видимо, вопросы не праздные.

Для многих.

«Вежливые люди»

Повествуя о нападении (по версии следствия), свидетель Петр Виноградченко неоднократно подчеркнул, что ребята, остановившие на дороге светом фар автомобиль с рабочими, «были исключительно вежливые».

«Подошли, попросили выйти из кабины», «попросили заглушить машину, выключить свет и передать им ключи», «предложили пройти к ним в автомобиль», «попросили сопроводить до груженого КамАЗ.

– Все было очень вежливо, – через предложение вспоминал Петр Петрович. – Никто нас не пугал, на нас не кричал, не сквернословил.

В унисон показаниям свидетеля прозвучали и вопросы обвиняемых, которые начинались приблизительно так:

– Здравствуйте! Разрешите задать вам вопрос…

– День добрый! Извините, пожалуйста, вы не могли бы вспомнить…

– Петр Петрович, скажите, пожалуйста…

– Можно я буду вас называть по имени без отчества, как в тот день?

И, судя по всему, это не было инсценировкой или «домашней заготовкой», просто люди, как показалось, на самом деле не испорчены властью, криминалом, деньгами. В противовес своим характеристикам из полиции.

Контрастом прозвучала и история о том, как Петра Петровича и еще двух его товарищей допрашивали в Москаленском РОВД следователи из Омска. Отобрав показания, их отослали в дальнюю комнату, где шел ремонт, и благополучно о них… забыли. Уснувших потерпевших из невольного плена вызволил племянник гражданина Виноградченко, который пришел в РОВД и потребовал вернуть родственника и его коллег по работе.

При таком отношении понятно, что действия как бы «нападавших» воспринимались данным свидетелем как нечто человечное, пристойное и вежливое.

Со стороны многократное упоминание эпитета «вежливо» наталкивала на мысль и аналогию с недавними событиями в Крыму, где именно «вежливые люди» обеспечили свободное волеизъявление граждан союзной Республики.

Нисколько ему не мешая.

Расслабился…

В столь располагающей обстановке свидетель Виноградченко, похоже, «поплыл». Другими словами, расслабился.

После череды самых разных вопросов он вдруг откровенно признался, что подписывал протоколы своих допросов, не читая:

– Я доверял следователю, да и очков при мне не было, а без них я ничего не вижу, – как бы оправдывался работник «К-Никома».

А когда ему зачитали его показания из материалов дела, однозначно заявил, как отрезал, что такого он следователю не говорил.

Стандартные ходы прокурора Алексея Медведева вернуть показания свидетеля в лоно допустимых доказательств не возымели результата. Дважды Петр был тверд, как кремень: и тогда, и сейчас все помню одинаково, того, о чем написано следователем, не было или он этого ни видеть, ни слышать не мог.

Судья Дмитрий Янович попытался прийти прокурору на помощь, заметив, что свидетель и подсудимый Андрей Ежов только что признали факт двадцатиминутного разговора в салоне внедорожника. Свидетель смутился, но на самом деле одно никак не противоречит другому. Общаясь в темном джипе с разных рядов, он, действительно, мог не видеть лица собеседника, о чем он, собственно, и информировал полицию. А ему в ответ на это поправили показания в протоколе и организовали процедуру опознания подсудимого, лица которого он не видел! Могу предположить, что он мог бы опознать человека по голосу, но ведь это совсем другая процедура. И иное бремя доказывания. Не правда ли?!

Вконец сбитый с толку гражданин показал, что его и еще трех свидетелей заставили написать заявление о том, что им угрожают, и они желают опознавать нападавших по фотографиям. И они всех опознали. С подачи силовиков.

Неизвестно, чего бы еще интересного наговорил свидетель, но здесь его подкосило, и он буквально сполз с судебной трибуны. Голос его заметно задрожал. Прокурор попросил оказать мужчине первую помощь: дать воды, приложить к вискам нашатырь, дать таблетку

Всем миром откачали…

Не допустить утечки

После того, как первый же свидетель откровенно «нагородил» лишнего суду, адвокатам, слушателям, гособвинение спохватилось.

Прокурор Медведев продемонстрировал понимание того, что в процессе происходит что-то неординарное. По сути, как пояснили мне адвокаты, речь может идти о фактах фальсификации материалов уголовного дела.

В ответ на демарш свидетеля Виноградченко он заявил ходатайство «о проведении судебного процесса в закрытом режиме». Дескать, на потерпевшего оказывают влияние посторонние лица. Таковых в зале было всего несколько человек: 4-5 ближайших родственника подсудимых и один журналист. Кто конкретно помешал размеренному течению процесса, остается лишь догадываться.

Председательствующий, выслушав мнение всех участников, в ходатайстве прокурору отказал, сославшись на отсутствие достаточных оснований для ведения процесса в режиме закрытых слушаний.

Все по Закону!

Над схваткой

Очень адекватно, независимо, профессионально выглядит в процессе председательствующий судья Дмитрий Янович.

Служитель Фемиды дает сторонам высказаться, полемизировать в рамках дозволенного. Он никого не прерывает на полуслове, не пытается шпынять стороны почем зря, показывая, кто в доме хозяин. Поэтому обстановка в зале суда не просто рабочая, но и эмоционально не напрягает, хотя на кону не понюшка табаку, а человеческие судьбы, тяжкие обвинения, с десяток томов уголовно значимых документов.

Такое впечатление, что судья на своем месте, он – над схваткой. Он всего лишь арбитр при обнародовании и изучении доказательств каждой из сторон процесса.

Как и должно быть.

Реальное ОПГ?

По запросу адвоката Николая Кошмана в суд была представлена информация из местного РОВД о факте браконьерства на озере Эбейты.

Выяснилось, что буквально накануне появления группы обвиняемых на водоеме полиция задержала шестерых граждан, собравших без разрешительной документации порядка трех тонн тех самых рачков (вес «грязный»). Сумма ущерба Минприроды определена в символичные 666 тысяч рублей с копейками.

Так вот, уголовное дело, возбужденное 14 июля 2015 года до сих пор… не расследовано и не передано в суд! На слух, производство по делу продлено на срок до 30 июля 2016 года. Судя по темпам расследования, по сумме ущерба, по процессуальным срокам, может быть, это и есть настоящая «Москаленская ОПГ»?! Возможно, именно ее члены искусно манипулируют полицией, прокуратурой, государством? А как по-другому понять, что опасные «криминальные авторитеты» с некими «темными связями» и даже «крышей в госструктурах» уже год как пребывают под стражей, теперь – на скамье подсудимых, их уголовные дела аккуратно подшиты в тома и переданы в суд, а группа «рядовых граждан», открыто промышляющая браконьерством в крупном размере – на свободе.

До сих пор.

Не по плану…

Возможно, случайность, возможно, проверка боем, но они показали, что после свидетеля Виноградченко прокуратура тщательно взялась за подготовку своих кадров из числа потерпевших.

Так, адвокат Кошман заявил, что не готов в данном процессе допрашивать свидетеля Самарова (бригадира смены), просит допросить любого другого из 13 работников ООО. Ходатайство-просьбу защитника поддержали его коллеги и подсудимые. В принципе, на невинное по своей сути предложение гособвинение отреагировало достаточно громко. В процессуальном смысле.

Сначала Алексей Медведев взял пятиминутный тайм-аут, «присел» на телефон и, ускользнув за угол здания Москаленского суда, о чем-то с кем-то непродолжительно совещался.

В возобновленном заседании он потребовал отложиться и впредь заслушивать тех свидетелей, которых будет ходатайствовать допросить гособвинение.

– Согласно статье 274 УПК РФ, сторона гособвинения предоставляет свои доказательства в том порядке, в каком считает нужным и важным.

С этим не поспоришь.

(продолжение следует…)

Александр Грасс

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

2
0
Точняк03.08.2016 15:05:23
Фальсификация уголовных дел становится уже визитной карточкой омских силовиков. Понятно почему сбежал Томчак. За такое можно и самому под суд угодить. Интересно, кто подписывает все эти небылицы из прокурорских?!
0
0
точняк-204.08.2016 02:41:53
а как следаки поднаторели в волоките чтоб скрыть следы преступлений . Это в Омской области возведено в ранг профессионального искусства. На какие только уловки не идут , особенно следователи-криминалисты. следкома а прокурорские всё подмахнут , лишь бы угодить ......
0
0
Макс Стоялов05.08.2016 05:52:28
Система...
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru