Основная часть пресс-тура по гидроузлу прошла ниже уровня Иртыша.
Неделю назад БК55 рассказал омичам о том, что часть повреждений, причинённых Красногорскому гидроузлу паводком, до сих пор не устранена. Что в его обнажившихся песчаных стенах активно роют гнёзда стрижи.
Сегодня министерство промышленности Омской области организовало по строящейся дамбе пресс-тур. Возможно, поводом для этого мероприятия стала не наша статья, а что-то другое, но факт остаётся фактом: о стрижах во время экскурсии на гидроузел говорили не единожды.
«Паровозом» поездки стал глава Минпрома Виктор Белов. Министр активно общался с прессой, шутил, делился надеждами и опасениями по поводу проекта.
Он также с ходу признал, что промоину в дамбе инспекционной дороги заделывать никто не планирует. Причина в том, что сама дорога временная и всё равно будет перестроена, так что стрижи ничему не помешали.
«Гораздо более серьёзные проблемы у нас в другом месте», – жизнерадостно отметил министр и отвёл журналистов на дно.
Стройплощадка будущего шлюза расположена на острове в центре Иртыша. Основные работы ведутся ниже уровня воды – фактически на будущем дне реки. Весной Иртыш сильно поднялся и начал топить строительство.
Вода, к счастью, не переливалась через край, но активно проникала сквозь песок. Пришлось в экстренном порядке завозить откачивающую технику и прокладывать новые трубы.
Основные разрушения паводок причинил именно здесь. В одном месте пришлось ломать уже построенную железобетонную стену – берег в том месте потерял прочность. Осколки былого величия грустно валяются в грязи.
В обнажившееся слабое место дамбы немедленно вгрызлись вездесущие стрижи.
Главное сейчас – закончить бетонирование шлюза, утверждает Белов. После этого гидроузлу не страшен никакой паводок, можно смело пускать воду и ждать финансирования.
Можно было пустить сюда паводок и в этом году. Уже построенным элементам это бы не повредило, но повторное откачивание воды встало бы в копеечку. Поверить в это легко: высота и объём котлована поражают воображение. Кажется, что сюда можно с головой погрузить пятиэтажную хрущёвку.
Сейчас рабочие нагнетают под землю цемент, чтобы укрепить основание будущего шлюза. Специальный агрегат загоняет раствор на глубину в десять метров. Поверхность перед ним периодически как будто взрывается.
Старт, приостановка и возобновление строительства гидроузла обошлись бюджету уже в пять миллиардов рублей. Ещё 3,7 миллиарда необходимо, чтобы довести шлюз и левую половину плотины до ума.
«Может, ну его? Оставить так, устроить здесь природный парк. Стрижи же живут, значит, экология хорошая», – предлагает один из журналистов.
«Не получится. Мы обречены его достроить», – констатирует министр.
Некоторые омские экологи считают, что завершение строительства приведёт к экологической катастрофе. Министр Белов в ответ апеллирует к экологической экспертизе, которую прошел проект гидроузла.
Вопрос остаётся чисто умозрительным: в ближайшие годы рабочим предстоит заканчивать шлюз и левобережную часть плотины.