В середине декабря разыграют городские маршруты. Месяцем ранее условия допуска к конкурсу изменились: теперь во главу угла ставится не опыт предпринимателя в этой сфере, не комфорт пассажиров, а неизношенность транспорта. После того как чиновники внезапно выкинули уже действующих перевозчиков, честно выигравших похожие контракты сроком действия аж до 2019 года, отдав их маршруты только муниципалам, сами предприниматели, а также неравнодушная общественность заволновались: а что если правила игры заточили под уже определённых игроков? Какими они будут – наши новые перевозчики? Удачливые бизнесмены с новёхоньким автопарком или приближённые к власти компании? Что это – попытка чиновников привести рынок в порядок или его передел?
Галина Татаринова, специалист по связям с общественностью:
– Мне странно, что аннулированы прежние контракты. Вот этим и нехороша наша власть – легко отказывается от собственных решений. Откуда будет доверие? Где гарантии, что новый конкурс будет более честный? Видела объявление на маленьком автобусе: «Продам этот автобус вместе с маршрутом»... Какой-то безнадегой повеяло от него...
Александр Цимбалист, председатель Горсовета третьего созыва:
– Именно по причине постоянного желания отдельных чиновников быть незримыми игроками на этом рынке нарушаются права транспортников. Присутствие частных перевозчиков в городе является необходимым условием для развития и улучшения транспортного обслуживания омичей. Для того чтобы преодолеть кризисные явления, власти необходимо не только побороть свое безразличие к данному вопросу, но и, что самое главное, победить в конкуренции с другими (частными) игроками на рынке пассажирских перевозок, оказывая при этом всяческую поддержку последним.
Евгений Рабинович, председатель Совета Областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит»:
– Когда условия постоянно меняются, невозможно определить, в чьи руки попадет транспорт. При определении, кто будет перевозить пассажиров, совершенно не учитывается длина маршрута, как это делается в других городах: чем дальше едешь, тем больше стоимость проезда. Хотелось бы также, чтобы мнения пассажиров учитывались в первую очередь – только они могут сказать, какие маршруты и остановки им нужны, а какие нет. Поскольку всё это не делается, считаю, что рынок в сфере организации перевозок населения не будет приведен в порядок никогда!
Борис Метелёв, управляющий партнёр Адвокатского бюро «Правый Выбор»:
– Явный передел! Очередное перераспределение игроков на рынке транспортных услуг. При этом вовсе не исключается одновременная попытка улучшения положения дел с общественным транспортом в городе. Одно другому не мешает. То, что рынок транспортных услуг, приносящий регулярный доход, периодически переживает «перезагрузку», явление совершенно нормальное. Важно, чтобы потребитель не страдал. Судя по тому, что сегодня состояние пассажирских транспортных перевозок оставляет желать лучшего, будем надеяться на благие перемены.
Елена Михей, медработник:
– Во всех сферах бизнеса работали, работают и будут работать в большей массе «свои» люди. Да и, собственно, какая нам разница? Лишь бы цены за проезд варварски не повышали.
Игорь Стрелков, индивидуальный предприниматель:
– Конечно, хотелось бы, чтобы уже навели порядок в структуре частных перевозок и нас возили «легальные» водители, которые перед отправкой в рейс проходят ежедневный медицинский осмотр. Транспортное средство, в свою очередь, проходило бы регулярное ТО, мылось каждый вечер, а утром, сверкая, выходило на маршрут. Но на сегодняшний день идея выглядит утопично: перевозчики не особо стремятся повышать качество обслуживания. Их не беспокоит культура вождения водителей, ведь это требует дополнительных вложений, а значит, ведет к снижению прибыли. Логично, что предприниматели этого не допустят. Так что ситуация не изменится, пока на законодательном уровне не будут закреплены более жесткие требования к перевозчикам.
Надежда Никитина, общественница:
– На мой взгляд, мафия из города не уйдёт никогда. Всегда найдутся те перевозчики, которые будут стараться обходить законы и у которых это будет получаться. В частности, ещё в январе 2016 года шли разговоры о том, что в июле Омск полностью избавится от «ГАЗелей». Где результат, дептранспорт? Одни разговоры. Идея, на мой взгляд, была неплохая, но необходимо заниматься не только говорением, но и воплощением. Поручили убрать – значит убираем. Скажу так: не должно быть привилегированных, иначе цивилизованного рынка автоперевозок у нас не будет.
Ринат Карымов, юрист, директор ООО «Социальный центр юридической помощи»:
– Перемены к лучшему происходят сейчас во всех сферах услуг. Ужесточаются и конкуренция, и требования от государства. И это нормально. Были времена, когда в Омске торговали водкой с машин, когда стояли на остановках игровые автоматы. Это ушло, слава богу. Есть надежда, что бардак в области перевозок тоже пройдет. Я считаю правильным, что вводятся новые регламенты относительно возраста машин, их комфортабельности и т.д. Главное, чтобы еще сразу же вводились санкции за нарушение норм и правил, потому что если грозит наказание, то люди охотнее будут выполнять то, что предписано.
Михаил Романовский, общественник, участник ОД «Омичи – за трамвай»:
– Муниципалитет, наконец, начал наводить порядок в сфере пассажирских перевозок. Связано это в первую очередь с реализацией требований федерального законодательства. В то же время в обществе и среди депутатов Омского городского Совета складывающаяся ситуация напоминает поговорку «назло бабушке отморожу уши». Некоторые из депутатов всерьёз озвучивают идеи отказа от поддержки муниципального транспорта, что не только ухудшит транспортную ситуацию в городе, но и приведёт к ещё большим затратам из городского бюджета. Для улучшения ситуации необходимо выводить коммерческие пассажирские перевозки из тени, поднимать налоговую дисциплину, улучшать контроль выполнения законодательных и регламентных требований. Что касается муниципальных предприятий, то они давно уже работают под давлением от неустанных проверок со стороны контролирующих органов и не могут себе позволить такой роскоши, как нарушение установленных требований.