Начальник отдела страховой аналитики ООО «Зетта Страхование» прокомментировал ситуацию на рынке страхования и рассказал, на что чаще всего жалуются клиенты.
– Павел, какова тенденция, в ситуации кризиса люди стараются предусмотреть риски, чтобы не остаться у разбитого корыта, или, наоборот, как говорится, пока гром не грянет...
– Согласно официальной статистике, в первом полугодии 2016 года прирост страхового рынка в России составил 14% к уровню аналогичного периода 2015 года. Это объясняется, во-первых, изменением тарифов по ОСАГО в апреле 2015 года, в результате чего средняя премия по данному виду страхования увеличилась на 24%, а во-вторых, развитием кэптивного страхования, увеличившегося спроса на ипотечные продукты и страхование имущества физических лиц. Но этот резерв уже исчерпан. Фактически же реальные доходы населения снизились, а значит снизился и интерес к страхованию. Особенно от последствий экономического кризиса страдают розничные виды. Например, спрос на страхование КАСКО по итогам первого полугодия 2016 года сократился на 12%. Скорее всего, эти тренды сохраняться и в будущем году.
– Это характерно и для Омской области?
– В первом полугодии 2016 года количество заключенных договоров по страхованию имущества физических лиц в Омской области составило 75 259 договоров. Это на 34% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Поэтому можно говорить о сильном снижении спроса на страхование имущества физических лиц в Омской области в 2016 году. Видимо, этот тренд сохраниться и на будущий год.
– Каковы Ваши прогнозы по рынку ОСАГО в 2017 году, там все благополучнее?
– Рынок ОСАГО за 11 месяцев 2016 года фактически полностью «отыграл» апрельское повышение. В этой связи наши прогнозы по 2017 году очень умеренные – рост сохраниться на уровне 3-4%, что соответствует естественному приросту парка транспортных средств и увеличения спроса на продажи новых автомобилей. Изменения тарифов в 2017 году, по нашим данным, не будет.
– Появилась информация якобы «Зетта Страхование» первой на рынке будет добровольно выплачивать компенсации недовольным клиентам... Это такая фишка по привлечению клиентов в кризис?
– Действительно, 8 декабря страховая компания объявила о запуске программы «Железные гарантии», в рамках которой страховщик берет на себя финансовую ответственность перед клиентами за качество сервиса. Они смогут получить компенсацию в 500 рублей за любое нарушение договорных обязательств, допущенное страховщиком в ходе урегулирования страхового случая.
– И на что же чаще всего жалуются клиенты страховых компаний?
– Согласно проведенным страховщиком исследованиям, 51% жалоб клиентов на страховые компании в целом связаны с проблемами с ОСАГО, 24% – по КАСКО, 5% – с туристическими полисами, 3% – с Добровольным Медицинским Страхованием. Среди автолюбителей наибольшее число недовольных – 6 из 10 – жалуются на процесс урегулирования страхового случая. Из них 27% недовольны проволочками с ремонтом, связанными со взаимодействием страховщика и СТОА, 19% – жалуются на затянутые сроки ремонта, 14% – на отказ в проведении восстановительных работ и еще 8% автолюбителей недовольны самим качеством ремонта.