С 1 января 2017 г. все страховщики ОСАГО обязаны заключать такие договоры в электронном виде на всей территории России. Начальник управления андеррайтинга в ОСАГО ООО «Зетта Страхование» рассказала, чем это «чревато» для клиентов и страховщиков.
– Татьяна, данное нововведение дает возможность решить проблему очередей из желающих купить «автогражданку» в некоторых областях страны. В Омске таких очередей не было. В чем тогда заключается его смысл для страхователей в регионах, где не наблюдались проблемы с оформлением полисов ОСАГО? Страховые агенты вместе с «автогражданкой» теперь не смогут навязывать водителям дополнительные услуги?
– Данное нововведение воспринимается как одно из важнейших на страховом рынке в 2017 году. Но на самом деле, в ряде страховых компаний продажи электронного полиса были запущены еще раньше. В нашей компании сервис, позволяющий автовладельцам купить полис, «не вставая с дивана», заработал с середины 2015 года. Поэтому новая законодательная норма – это в первую очередь развитие страхового продукта ОСАГО «в ногу со временем». Решение проблемы доступности – это, скорее, вторичный позитивный эффект.
– Купить полис теперь можно на сайте страховщика. Любые другие способы приобретения электронного полиса ОСАГО – через агентов и других посредников – незаконны. Об этом уже заявляют СМИ. Как быть страхователям, которые не умеют пользоваться интернет-услугами, например, пенсионерам?
– Электронные полисы ОСАГО – это лишь дополнительная возможность для автовладельцев оформить страховку, не тратя времени на походы в офис. Поэтому те страхователи, которые не хотят, либо по каким-то причинам не имеют возможности воспользоваться интернет-каналом продажи, могут, как и прежде, обратиться за услугой в офис компании или к своему агенту.
– Доступ к сайту страховой компании может осуществляться через сайт Российского союза автостраховщиков (РСА). На Ваш взгляд, для чего это сделано, и не усложнит ли это навигацию для страхователя?
– Возможность оформить страховку через сайт РСА – еще одна альтернативная возможность для страхователей. Можете пользоваться, а можете и не пользоваться. Например, если не получатся в интернете найти сайт своей страховой компании, то можно зайти на сайт РСА и там выбрать свою компанию.
– ЦБ РФ собирается контролировать соблюдение страховыми компаниями требований по бесперебойности продаж электронных полисов ОСАГО. Каким образом будет осуществляться контроль и какие санкции предусмотрены для нарушителей данных требований?
– При возникновении риска технических проблем при продаже е-ОСАГО страховщик теперь обязан сообщать об этом в Центральный Банк. Это также новое законодательное требование. Соответственно, его несоблюдение – нарушение законодательства РФ, которое влечет за собой самые серьезные санкции для страховщика.
– Скажутся ли услуги по продаже электронных полисов ОСАГО на загруженности страховых агентств? Ждет ли страховые агентства из-за этого сокращение?
– По прогнозам СК «Зетта Страхование», в ближайшей перспективе существенного перераспределения в каналах продаж не произойдет. В нашей компании наибольшая доля продаж ОСАГО приходится как раз на агентский канал, и мы не только не ожидаем его сокращение, а, напротив, выстраиваем вектор на его развитие.
– Отличается ли чем-то пакет документов для оформления полиса ОСАГО в офисе и на сайте?
– Нет. Для оформления полиса через интернет требуются те же документы, что и при заключении договора ОСАГО в офисе.
– Страховая компания обязана предоставить возможность оплаты электронного полиса ОСАГО банковской картой на своем официальном сайте. Как быть страхователю, если у него нет банковской карты или он боится оплачивать покупку полиса таким способом?
– Повторюсь, электронный полисы ОСАГО – это лишь дополнительная возможность для клиента приобрести страховку. Если есть опасения проводить оплату через интернет-сервисы можно воспользоваться традиционными каналами продаж – заключить договор в офисе или через агента.