«Путь к справедливому формированию средств капремонта открыт», – сообщил председатель правления Общества потребителей в сфере ЖКХ в статье на тему «Капитальный ремонт: что осталось позади скандалов?».
Еще раз убедился, что, не в обиду журналистам, они, пребывая на больших публичных мероприятиях, видят только внешнюю сторону – споры, скандалы, а главное проходит незамеченным.
В четверг состоялось очередное заседание Законодательного Собрания Омской области. Смотрел все основные ресурсы – повсюду с разной степенью юмора и профессионализма спор профильного министерства с Владимиром Алексеевичем на предмет объемов леса, который люди могут приобретать по пониженной цене. Не буду вмешиваться в тему, мне не известную (хотя очевидно, что проще всего внести дополнение в сам текст положения о выделении леса, как это делают в сходных случаях в Минтруда – ограничить срок строительства (ремонта) дома, указать о проверке через какой-то срок и о требовании возместить по рыночным ценам стоимость леса, если человек вместо ремонта продал стройматериал).
Всем интересны скандалы. И ни одной строчки о хорошем – о знаковом решении депутатов – печатать квитанции для домов, формирующих фонд капитального ремонта обособленно от общего котла на специальных счетах домов!Три года общественность, Общество потребителей в сфере ЖКХ добивалось этого. Теперь путь к справедливому формированию средств капремонта – оплате жильцами ремонта своего дома – открыт.
Сначала для интересующихся формальная формулировка: «Внести в статью 18 Закона Омской области от 18 июля 2013 года № 1568-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области» изменение, дополнив ее пунктом 10.2 следующего содержания (это обязанности Фонда капремонта – примечание автора):«10.2) обеспечение представления платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, ведение учета средств, поступивших на специальный счет в виде взносов на капитальный ремонт, в случае выбора регионального оператора лицом, уполномоченным на оказание услуг по представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, в соответствии с частью 3.1 статьи 175».
За этим кратким абзацем скрывается большой смысл – исключена преграда для добросовестных собственников помещений формировать фонд капремонта своего дома. Дело в том, что изначально, к сожалению, жильцы оказались а неравном положении, что противоречит Жилищному кодексу РФ: кто на общем котле – им печатали квитанции в Фонде капремонта, а кто на спецсчетах – выкручивался кто как может.
Не удивительно, что Омская область по количеству домов со спецсчетами идет в хвосте общероссийских показателей. Вообще, наибольший показатель домов со спецсчетами там, где велась разъяснительная работа и созданы условия: 61% жильцов в Костромской области и Удмуртии, 34% в Белгородской области, 25% в Тверской области выбрали спецсчет, в сибирском регионе – это Новосибирск – около 10%.
В Омской области домов со спецсчетами, владельцем которых является региональный оператор (мы не плюсуем сюда дома со спецсчетами ТСЖ, что само по себе весьма неумно с финансовой точки зрения) – 370 штук, или 4,5%, что в полтора раза ниже, чем в Красноярске, где таких 577 домов.
Вместе с тем не нужно думать, что у нас одних все так плохо – в Ленинграде домов со спецсчетами ненамного больше – 6,3% (хотя там даже субсидии выдаются), в Челябинске – 498 домов (но там общее количество домов в два раза больше, чем в Омской области, то есть процент примерно равный).
Три года назад, когда Общество потребителей обратилось к губернатору и депутатам о необходимости оказать содействие добросовестным, ответственным собственникам помещений, которые хотели бы ухаживать за своим жильем, поддерживать его в надлежащем состоянии, нами ставились три вопроса. (Все написанное здесь не снимает моего общего неприятия данного закона № 271-ФЗ – с чего ради я должен спрашивать какого-то чиновника, как ремонтировать свой дом, а закон это делать заставляет). Сегодня с радостью можно сказать, что все они решены, в чем заслуга лично Губернатора Омской области В.И. Назарова, курирующего заместителя С.Г. Гребенщикова и депутатов Законодательного Собрания Омской области.
1. В Омской области срок перехода с общего котла на спецсчет сокращен с 1 года (это общий срок по Жилищному кодексу) до 4 месяцев (чтобы было понятно – на момент рассмотрения жалобы по закону о капремонте в Конституционном суде РФ в феврале 2016 года только 26 субъектов федерации вообще сократили срок, причем далеко не все – до 4 месяцев).
2. В Омской области перечень работ, который собственники могут определить для себя на домах со специальным счетом – самый обширный в России (по крайней мере, больше я нигде на сайтах областных фондов не нашел). Кто хочет ознакомиться с полным списком разрешенных работ на спецсчетах и на общем котле, они перечислены в статье 15 областного закона.
Мало кто знает, чего нам стоила эта победа над тупостью и косностью отдельных чиновников, одержанная ровно год назад, но сегодня можно оборудовать спортплощадки, детские игровые площадки, ограждения дворов и т.д. (это очень важно для новых домов, где до этого жильцы вообще не понимали – почему они должны сдавать какие-то взносы). Только за последнее время депутаты внесли два правильных дополнения: теперь можно ремонтировать мусоропровод, а с февраля 2017 года принято предложение депутатов Черлакского района – статья 15 областного закона дополнена возможностью ремонтировать децентрализованную канализацию – разного рода выгреба, резервуары, что важно для сельских муниципальных районов.
3. Дольше всего решался вопрос о квитанциях, который в начале пути мне представлялся наиболее простым. Прямо сказать, вопрос о печатании квитанций наталкивался на леность чиновников, которым придется еще чего-то делать, и они до последнего сопротивлялись, придумывая разные причины.
Кто интересуется темой – помнят, что В.И. Назаров после личного приема группы председателей советов домов дал еще в ноябре 2014 года поручение тогдашнему руководителю Фонда печатать эти самые квитанции. Не будем вспоминать человека, которого тогда публично назвали неадекватным, но и после кадровой замены ничего не делалось, хотя трижды губернатором давались письменные поручения.
Придумали формальный предлог, что нужен областной закон (хотя я и сегодня юридически полностью согласен с правовой позицией юристов Минстроя, что никакого дополнительного закона для печатания квитанций на спецсчета не нужно, люди должны находиться в равных условиях).
Но нам нужно было не конфликт, а решить вопрос, и 12 февраля прошлого года рабочая группа Минстроя совместно с депутатами Законодательного Собрания подготовила проект данного закона ровно из одного пункта (текст приведен выше). Вот с этого дня он лежал без движения, так как менялись министры, и никто его тупо не вносил.
Заслуга решения вопросов принадлежит лично заместителю председателя Законодательного Собрания Омской области А.В. Артемову и председателю профильного комитета Д.С. Шишкину, которые, в очередной раз встретившись с представителями общественности из числа членов Общества потребителей, отважились непосредственно через комитет внести соответствующий проект. (Кто не в теме, почти все проекты законов, к сожалению, вносят не депутаты, а чиновники).
Также нужно поблагодарить заместителя председателя комитета И.А. Антропенко и вновь избранного депутата В.П. Бойко, которые на заседаниях комитета, несмотря на противодействие ряда чиновников, высказали соответствующие аргументы, которые позволили принять положительное решение, чему способствовала грамотная подготовка документов с учетом опыта других регионов руководителем аппарата комитета С.Н. Кирюхиной. Жильцы должны знать, кого нужно благодарить за такое важное решение. Чтобы не смеялись, кто не в теме – там же не просто бумажку отпечатать, там главные расходы на специальное программное обеспечение, которое каждому дому покупать дорого, а в Фонде оно стоит.
А бессовестных ленивых и бездушных чиновников, кто год «мурыжил» этот документ, упоминать не буду – они этого недостойны, совесть у них все равно не появится, надеюсь, что скоро их выгонят, мы забудем их фамилии и не будем подавать им руки.
Подытоживая – скажу прямо, что считал и считаю наиболее полезными депутатами в нынешней политической ситуации фактического главенства исполнительной власти над представительной все же руководителей промышленных предприятий, так как бюджетники тупо голосуют по указке (иначе лишатся работы), депутаты от партий решают свои политические задачи и в хозяйственные вопросы вникать не хотят, а бизнесмены гребут под себя (как это было явно видно в прошлом составе Горсовета). Нам повезло, что в профильном комитете по экономике большинство как раз директора предприятий, которые быстро схватывают хозяйственные вопросы и стараются их решить, как они делали бы это у себя на производстве.
Спасибо депутатам, но, надеюсь, они не будут останавливаться на достигнутом: следующий вопрос – решение о проведении взаимозачетов для домов со спецсчетами, текст документа также пылится с 12 февраля прошлого года. Работы давно сделаны, а оформить их законным образом не позволяет отсутствие бумажки.
К слову, для интересующихся темой, новость из Госдумы. Фракция КПРФ на прошедшей неделе внесла предложение при отсутствии решения общего собрания разрешить органам местного самоуправления автоматически направлять дома на спецсчета. «Накопление на индивидуальном счете – это более справедливая форма, и её нужно поддержать: этот способ реально уменьшит коррупцию, люди почувствуют себя настоящими хозяевами своего дома, потому что они сами себе выбирают подрядчиков, сами работают с домом, с деньгами, и платёжная дисциплина становится выше», – отмечают авторы законопроекта, подписанного Г.А. Зюгановым. Минстрой РФ дал положительное заключение, однако большинством депутатов эта законодательная инициатива была отклонена.
Теперь позволю себе ряд выводов, так как материал предназначен в первую очередь для тех, кто вовлечен в процесс ремонта.
Первое. Власти сделали все возможное в рамках этого кривого и косого закона, чтобы капитальный ремонт в Омской области был организован, по крайней мере, на тех домах, где люди этого реально хотят. Теперь у общественности на домах полная возможность действий. Нам дали удочку, кто хочет рыбы – будет удить, а кто пойдет спать и не успеет на утреннюю поклевку – его личная проблема, будет жить в обшарпанном доме с ржавыми трубами. Нужно получить в Фонде капремонта или в Обществе потребителей бланки протоколов, оформить спецсчета в «Россельхозбанке» или «Сбербанке», тем более что с сентября 2016 года на спецсчете (в отличие от общего котла) можно оформить еще и депозитный счет с доходом до 9% годовых. Через четыре месяца с момента сдачи протокола вы получите из общего котла свои деньги по списку квартир и уже в сезоне 2017 года сможете провести работы.
Второе. Тем, кто уже имеет спецсчета, нужно немедленно прийти в Фонд капремонта, получить в абонентском отделе форму и сдать сведения о собственниках, включая нежилые помещения, владельцы которых также должны платить на спецсчета.
Третье. Кто оформил спецсчета на счетах ТСЖ или УК – вы или хотите своровать деньги, или просто не понимаете, что наказываете своих жильцов (государство дало возможность вести бухгалтерскую работу за счет бюджета, теперь и квитанции будут давать – а вы создали свои счета). Зачем? Ведь эти расходы ложатся на жильцов! Советую также взять образец протокола и перевести спецсчета в Фонд.
Четвертое. В 2016 году мы столкнулись с неожиданной проблемой – нехваткой в летний период квалифицированных подрядчиков, особенно по ремонту кровель. Подрядчиков то много, я пишу о квалифицированных. Даже на УК, где я соучредитель, к моему стыду, остался в зиму ряд домов. Потому, кто собрался делать ремонт по спецсчету, вы же примерно можете просчитать, сколько денег соберется, например, к 1 июля, нужно сейчас заранее провести необходимые собрания (утвердить вид работ, срок, сметы и т.п.) и подобрать подрядчика, иначе потом придут Джамшуты, и кровля через год потечет.
А кому интересно или кто, наоборот, считает вопросы малозначительными – предлагаю бесплатную экскурсию на дома, например, по ул. Попова, 1 или Кемеровская, 6, где за счет средств спецсчета были заменены коммуникации и установлены общедомовые приборы учета (которые, правда, по новому закону с января стали бесполезными, но это совсем другая история).