Режиссер фильмов «ДМБ», «Даун хаус» и других привез в Омск сказку, к которой написал сценарий, и пообещал дать «творческий толчок» молодым местным кинематографистам.
– Роман, какова основная цель вашего визита? Знаю, что в Омске у вас намечена насыщенная программа.
– У нас здесь много целей. Во-первых, встретиться с омичами, понравиться вам или не понравиться (улыбается). Мы хотим с Ириной Багровой показать ее фильм «Повелители снов», где я выступил сценаристом.
Мы хотим поздравить вас с открытием Дома Кино, это важная веха для Омска. Хотим встретиться с омским кинематографическим сообществом, дать, может быть, творческий толчок начинающим.
В вашем городе я вижу большой творческий потенциал. В Омске есть огромный культурный слой, не затоптанный пока Москвой и Санкт-Петербургом.
– А можно про омский потенциал подробнее? Когда вы успели так близко познакомиться с Омском?
– Я видел омские фильмы, Павленко, например. Вообще, я в вашем городе не в первый раз. Я приезжал сюда на открытие фестиваля «Киносозвездие России». Мне Омск очень понравился – не какими-то красивыми башенками, а тем, что люди здесь открытые, творческие. Хорошо, что еще Москва не добралась до вас и не забрала лучших.
У нас существует дефицит фильмов о простых людях, все снимают про милиционеров или миллиардеров. В Омске можно снимать как раз такое честное человеческое кино.
Ну и локации у вас интересные, не растиражированные еще. Если в столице уже все снято и показано, смотришь: этот мостик я снимал для прошлого фильма, а эту стену для позапрошлого, то у вас в этом плане столько открытий можно сделать...
Я понимаю, что у вас не очень богатый регион. Но духовно богатые регионы они не всегда богаты материально, и, может быть, в этом есть какой-то высший смысл, высший промысел. Кстати, Омск сейчас вышел на третье место по региональному кино после якутского и бурятского.
– В отношении якутского кино есть такое определение, как «якутский феномен». В чем особенности их успеха, на ваш взгляд, и что вы бы посоветовали омским режиссерам взять из этого опыта?
– Да, якутам удалось первыми среди режиссеров Петербурга и Москвы пробиться на престижные фестивали, добиться признания. Они берут истории, воплощение которых на экране не требует огромного бюджета. Например, по сюжету в степи в метель сломалась машина, никого нет на сотни километров, и люди как-то выживают. Здесь не нужны дорогие костюмы, павильоны, спецэффекты – бери и снимай.
Главное, чтобы история была интересная. И чтобы снято это было профессионально. У них нет многомиллионных бюджетов. Они снимают за 200 тысяч рублей, например, или за 300 тысяч.
А вот мне недавно предлагали одни ребята: «У нас есть 40 млн, давай мы твое имя поставим в титрах в качестве режиссера, а ты нам поможешь получить от Госкино еще столько же». Я им говорю: «Давайте, я вам помогу за эту сумму поставить, этого, в принципе, достаточно. Госкино вам ничего не даст, потому что проект дебютный». Они сначала согласились, а потом все-таки решили подавать заявку на еще 40 миллионов.
У многих молодых режиссеров стоит главная цель – сразу получить прибыль. Это путь в никуда. Желание снять кино должно быть сильнее, чем желание срубить бабки.
Не надо гнаться за сиюминутной выгодой. Она потом придет. Может быть, с самой неожиданной стороны.
– Фильмы, которыми вы известны, показывали нашу действительность под ироническим, сатирическим углом. А «Повелители снов», сценарий, к которому вы создали, это практически сказка. Почему вы решили обратиться к иному жанру? Это возвращение к семейным корням, может быть? Ведь ваш отец был мультипликатором.
– Ну вы знаете, «ДМБ» и «Даун Хаус» – это тоже сказки. Сказки бывают волшебные, а бывают бытовые. В фильмах «ДМБ», «Даун Хаус», «Неваляшка», если разобраться, сказочный элемент тоже присутствует.
В общем, это не возвращение к корням, это продолжение корней. Ну и надо учитывать, что я в «Повелителях снов» был не режиссером, а сценаристом, писал то, что Ирина просила, что она хотела снимать.
– А самому вам потом покомандовать на съемочной площадке не хотелось?
– А мне не предлагали. Конечно, покомандовал бы. Поэтому и не предлагали (смеется).
– Ну и в заключение такой вопрос: какой бы главный совет вы дали начинающим режиссерам?
– Снимать и учиться. И не разбрасываться: сегодня я снимаю кино, завтра вышиваю крестиком. Если ставишь цель расти, разбираться в тонкостях технологического процесса, то на вышивание крестиком времени не будет.
Надо развиваться и смотреть фильмы. Причем смотреть плохие фильмы. Как сделано хорошее кино – часто непонятно. А в плохом все шито белыми нитками – сразу ясно, как не надо делать. Я бы советовал смотреть 2 плохих фильма, чтобы учиться на ошибках, а потом 1 хороший, чтобы не потерять веру в людей.
Ну и нужно найти хороших учителей, потому что читать книжки «Как написать сценарий и продать его в Голливуде» бесполезно. А вот если тебе опытный человек объяснит, почему этот фильм плох или хорош, это ценно.