В ходе заседания комитета по социальным вопросам в Горсовете директор департамента финансов и контроля Инна Парыгина, докладывая о бюджете города на 2013 и 2014-2015 годы, сообщила, что проездные билеты для проезда в автобусах, трамваях и троллейбусах могут подорожать вдвое. Уже точно известно, что подорожает проездной для школьников.
-Мы не хотим субсидировать граждан Омска в ущерб той сфере, которую мы вгоняем в стагнацию. Потому что из-за износа автобусов в городе может произойти транспортный коллапс. Жители у нас достаточно адекватные люди и они должны понять, что мы идем на вынужденные меры — увеличиваем тариф для граждан, мы сокращаем расходы на субсидирование мер поддержки, при этом меняем качественно меняем уровень оказываемой услуги. Заигрывание с населением, которое продолжалось долгое время — была 9 рублей поездка, 12 рублей. Посмотрите на другие регионы, центральная Россия в текущем году работает на 18-20 рублях, Челябинск и вовсе на 24 рублях. А у нас предприятия не в лучшем состоянии. Конечно, какое-то время населению будет хорошо, но все равно нам будут предъявлять почему мы ездим на старых автобусах, почему они постоянно дымят и ломаются. Мы не хотим этого допустить, - заявила Инна Парыгина.
Ровно неделю назад на заседании Горсовета депутаты утвердили проект новой единой маршрутной сети. После слияния коммерческой и муниципальной маршрутных сетей предполагается, что проездной будет действовать и в автобусах частных перевозчиков. По новой транспортной стратегии, напомним, в городе должно появиться больше 80-местных автобусов взамен пассажирских «Газелей», число которых должно сократиться втрое (сейчас в Омске примерно 3200 коммерческих маршруток). Однако проездной в маршрутных такси не будет действовать, пояснил БК55 директор департамента транспорта Олег Осинский.
- Режим «маршрутное такси» по законодательству - это когда микроавтобус едет по маршруту без посадки пассажиров, только на высадку. То есть маршрутка едет от пункта «А» в пункт «Б». Этот режим по закону не позволяет возить льготников. У нас были раньше такие «Газели», которые ходили до кинотеатра «Маяковский», проезд стоил 5 рублей. А сейчас получается, маршрутные перевозки у нас вне правового поля - конкурса давно не было, все «Газели» работают без конкурса нелегально, да еще и нарушая режим, установленный законом. С покупкой автобусов эта проблема решается - перевозчику нужно установить «ридер» для чтения транспортных карт, заключить договор с министерством труда и получать отчисления за перевозку льготников, а также установить оборудование ГЛОНАСС, чтобы ездить строго по маршруту. У нас в регионе 27 категорий льготников, так что это будет выгодно и востребованно. Наша область единственная, где до сих пор не проведена монетизация льгот, - рассказал БК55 Осинский.
Напомним, что вопрос монетизации льгот пока не прошел широкое обсуждение в Омском горсовете, хотя некоторые депутаты уже высказывались за проведение реформы.
Также директор департамента транспорта в разговоре с БК55 отметил, что необходимо пересмотреть тарифную политику транспорта Омска. Более трех лет в городе стоимость проезда в общественном транспорте практически не росла. В прошлом году на заседании Горсовета депутаты долго спорили, увеличивать стоимость провоза пассажиров или нет, тогда как РЭК рекомендовала установить цену на проезд в размере 17 рублей (такова себестоимость проезда одного пассажира в Омске). В результате проезд в транспорте Омска подорожал на 1 рубль: в муниципальном транспорте - с 11 до 12 рублей, в маршрутках - с 12 до 13 рублей.
- Протяженность Омска составляет примерно 30 километров - почти как Москва, но там стоимость проезда в два раза выше. Наш город большой, он растянут. В отличие от других городов, в Омске нет тарифных участков. Так, в Новосибирске проезд может стоить и 14 рублей, и 25. За каждые 10 километров - свой тариф, а у нас пассажир едет из одного конца города в другой за 12 рублей. А затраты на ГСМ больше! Нам сейчас нужно выяснить среднюю длину маршрута, отсюда высчитаем тариф и подготовим экономическое обоснование. Администрация города сейчас делает все, что может, но в целом реформа маршрутной сети - процесс длительный, - резюмировал чиновник.
Возможно, увеличение стоимости проездных повлечет за собой увеличение стоимости проезда в омском транспорте. Сейчас проездной для граждан на месяц стоит 720 рублей, для школьников- 130 рублей.
Отметим, что один из крупных перевозчиков Омска, глава НП СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян в интервью БК55 отмечал, что стоимость проезда в омских маршрутках очень низкая.
- Сегодня у нас низкие тарифы, у нас нет развития никакого, нет амортизации. У нас нет денег, чтобы купить новые автобусы. А когда мы приходим в банк, нам говорят: «А чем вы будете рассчитываться?» (за кредит на покупку автобусов - БК55). У нас нет прибыли сегодня, нечем рассчитываться с банками. На сегодня мы ни рубля ни от кого не получаем и не стоим с протянутой рукой. Мы говорим: установите нам реальный тариф, в соответствии с себестоимостью перевозки. Сегодня почему-то тариф на оплату регулируемый, а вот цена на топливо не регулируется. Себестоимость проезда в омских маршрутках составляет минимум 19 рублей, - заявляет глава СРО.
Ирина Акишева, Владимир Червонящий