В Омске открылся двухдневный Международный туристско-транспортный форум «Отдых. Омск-2018». Уверяют, что рядовым омичам удастся купить путевки со скидкой.
Замминистра культуры Омской области Анна Статва, курирующая в ведомстве турсферу, больше склонна к местному туризму. Об этом она рассказал БК55 еще в начале года.
– Анна Леонидовна, долгие годы из-за присутствия большого количества предприятий ВПК Омск был городом закрытым. Но вот уже 20 лет, как нас открыли. Почему мы еще не стали туристическим центром? Чего нам не хватает?
– Свою возможность принимать туристов мы осознали не так давно. Мы считаем, что все, что связано с туризмом, относится к тем местам, где тепло, где море, где горы. У нас нет позиционирования себя как туристического региона. Мы не приглашаем никого в гости, считая, что у нас нечего смотреть.
В последний раз я была на туристическом форуме в Сочи, и там президент российского союза туриндустрии сказал: «Если у вас нет туристских объектов – создайте их сами». Конечно, тем, у кого есть египетские пирамиды, работать полегче. Но если у вас их нет, не расстраивайтесь.
Я, как человек, который был во всех сибирских городах, убеждена, что Омск не хуже, а даже лучше некоторых сибирских городов. В Сибири их вообще не так много, а городов с достаточно богатой историей еще меньше. Главное – это идеологические причины. Ну и вообще у нас для туристов еще мало что создано.
Самое главное – это информационная среда. Недостаточно у нас еще развиты мобильные приложения, сайты, наружная реклама. Попадая в Омск, если вы до этого ничего о нем не знали, вы не можете понять, куда вам пойти и чего вам посмотреть.
– Приезжая в любой туристический город за границей, первое, что нас встречает в аэропорту, – это туристический центр. В Омске пока такого нет?
– Мы в аэропорту планируем туристскую карту города. Приезжающий увидит там информацию и о ТИЦе – информационном центре для туристов, который у нас открылся в центре города. В Омске есть что посмотреть: исторический центр, крепость вторая, которую многие считают единственной, территория первой омской крепости.
Но я бы провела экскурсию археологическую. Потому что у нас многие думают, что первые жители поселились здесь 300 лет назад. На самом деле тут люди жили тысячелетия до нашей эры. У нас есть уникальный археологический объект – стоянка «Омская» в районе санатория «Восход», есть уникальные археологические находки в центре города.
Да, нет сейчас объектов показа, чтобы пройтись и показать, но в музеях много экспонатов на эту тему. У нас есть уникальные находки, о которых многие даже не подозревают. Я бы показала Омск с этой стороны. Я, конечно, не историк, но мне это интересно.
Анна Статва открывает выставку в музее Врубеля
– Транспортная доступность туристических объектов в области как-то решается? Насколько я знаю, до сих пор нет специального автобуса для поездки в тот же рекламируемый властями Большереченский зоопарк. Уверен, дедушки и бабушки с удовольствием им бы воспользовались.
– Можно взять билет на рейсовый автобус. Если это заказной автобус для сборных групп, это по стоимости очень дорого. Кто хочет поехать, есть туристские маршруты в Большеречье, организованные туркомпаниями. Просто автобус эти проблемы не решает, если мы говорим о полноценном экскурсионном обслуживании, то человеку нужна так называемая путевая информация. Чтобы он уже приезжал подготовленным к восприятию.
Если он просто три часа трясется до Большеречья, то он приезжает неподготовленным. А туры в Большеречье есть. Я сама съездила в «Старину Сибирскую» зимой. Была там только летом. Программа прекрасная. Группы идут одна за одной. Два часа представление идет.
Прямо в «Старине Сибирской» есть гостиница. Там баня, все в дереве – экостиль сейчас модно. Есть большая гостиница в 10 километрах от Большеречья.
Что касается водного транспорта и поездок на нем на север региона, это большая боль. Я это понимаю, как дочь речника. У меня папа всю жизнь капитаном проработал. Я понимаю, какие раньше были объемы грузо- и пассажироперевозок. И очень плохо, что все это умерло.
Сейчас мы не можем это возобновить, потому что износ причальных сооружений составляет 80%. То есть фактически они уже не пригодны для использования. Возобновить это только на основе потребностей туризма невозможно. Должна быть экономическая целесообразность.
Хотя сейчас в России круизные туры по Волге, Лене, Оби пользуются большим спросом. Но и на Волге тоже проблемы большие – износ флота огромный, он старше меня. Однако это востребовано.
К нам могла бы заходить новосибирская компания «Ника» – она сейчас делает круизы по Оби до Салехарда, но причалов нет. Но есть и наш теплоход «Римский-Корсаков», который прошел переоснащение, это не ржавое корыто. Но с другой стороны, эти туры тоже никогда не были дешевыми.
– Вы любите активный туризм. Но не все омичи такие. Кому-то достаточно выехать за город на базу отдыха. Но большинство из них сейчас приходит в упадок. Вы, как представитель министерства, курирующий это направление, как-то отслеживаете ситуацию?
– Мы проводим мониторинг туристской сферы, который существует на уровне Российской Федерации. Каждый субъект собирает ведомственную статистику на эту тему. Динамика все равно положительная. Есть такое понятие, как КСР – коллективные средства размещения. То есть сколько мест в санаториях, гостиницах, базах отдыха и так далее. Заполняемость гостиниц в городе растет, заполняемость домов отдыха в пригородной зоне повысилась.
На каникулах поехать куда-то на действующую базу в Чернолучье и Красноярку было невозможно. Хотя цены достаточно высокие на каникулах.
– А вы как-то влияете на цены? Большинство наших баз отдыха в Красноярско-Чернолученской зоне были построены в советское время и никак не обновляются. А цены растут. Омичи заинтересованы, чтобы сервис улучшался и цены были пониже.
– Чем выше спрос, тем выше цены. Если люди покупают за эти деньги, то базы не прочь заработать. И я их понимаю. Повлиять на цены мы никак не можем. Тут поможет конкуренция. Когда предложений будет больше, соответственно, и конкуренция выше. Кто-то будет демпинговать.
По поводу гостиниц скажу, что в Омске они не бедствуют. Люди развиваются. И в области тоже. Частные предприниматели в этом направлении развиваются. Как пример – в Крутинке на озере Ик открылась база «Жемчужина Ика». Она небольшая – на 20 мест, но у них большие перспективы. Приличные номера, кафе, где они сами готовят и кормят. Баня, сауна, берег озера. Добираться туда – либо на своем авто, либо на общественном транспорте до Крутинки. База в черте населенного пункта.
А если про север, то в Тарском районе есть новая база в бывшем селе Шелкановка. Дом со всеми удобствами, природа замечательная. На счет транспорта: чем выше спрос – тем выше предложение. Если у нас нет чего-то, значит бизнесу это пока невыгодно. Поэтому у нас нет туркомпаний, которые специализируются на туризме в Омской области. На этом пока еще не прожить.
– Сколько нужно денег, чтобы сделать из Омска туристический город?
– Сразу скажу, что финансирование не может быть разовым. Туристкий информационный центр Екатеринбурга финансируется в количестве 50 миллионов рублей ежегодно. Это только ТИЦ, не считая все другие программы и направления. И Екатеринбург в этом вопросе очень сильно преуспел.
Омску нужно на эти цели 30-40 миллионов в год. Они вернутся в виде налогов, в виде тех средств, которые туристы тратят в регионе на проживание, питание, развлечение и так далее. Однозначно, эти деньги не потрачены будут впустую.
Виталий Маевский
фото ИД «ТРИЭС»