С таким неожиданным для омичей заявлением выступил сегодня на пресс-конференции министр природы Илья Лобов.
Сегодня, 18 сентября, новый региональный министр экологии и природных ресурсов Илья Лобов провёл в пресс-центре «МКР-Медиа» пресс-конференцию по одному из самых больных для Омска вопросов – об экологических проблемах.
Своё выступление министр начал с парадоксального заявления: в последние годы состояние атмосферы в Омске улучшается. Это касается даже знаменитого «Года экологии» – 2017 года, который запомнился омичам выбросами этилмеркаптана.
– Есть такая вполне себе измеримая величина – индекс загрязнения атмосферы. Это единственная величина, по которой меряется уровень загрязнённости всего региона. Индекс измеряется по пяти загрязняющим веществам, которые больше всего фиксируются в атмосфере. На сегодня индекс загрязнения атмосферы города Омска находится на низком уровне. Он сегодня равен 3. А когда-то он был 7, 10 и даже 11. Это значит, что количество вредных примесей в атмосфере год от года снижается, и вот уже на протяжении трёх лет этот индекс равен 3.
На самом деле противоречие здесь мнимое. Индекс не учитывает многочисленные вредные примеси, которых в воздухе промышленного города предостаточно. Как пояснил Илья Лобов, хорошие показатели – следствие устаревшего метода учёта:
– На сегодня подход измерения по пяти веществам уже себя отживает. Необходимо переходить к более комплексной оценке загрязнения атмосферы. Один из методов – сводный том предельно допустимых выбросов. Это примерно то же самое, что мы говорим каждому предприятию, когда оно получает разрешение на выбросы – концентрация по веществам, которые можно измерить. Сегодня мы в плановом режиме меряем на разных приборах от 8 до 25 веществ. При этом загрязняющих веществ в атмосфере города Омска значительно больше.
Глава минприроды Омской области подчеркнул: неприятный запах не обязательно говорит о том, что дышать омским воздухом опасно.
– Люди чувствуют неприятный химический запах. Но порой это просто суммирование химических выбросов, а не одного вещества. То, что мы чувствуем ароматику – это не означает превышение предельно допустимых выбросов.
Омичи регулярно жалуются в соцсетях на «невыносимую вонь», «химические запахи», «запах туалета». Экологи называют примеси в воздухе, от которых задыхаются горожане, красивым словом «ароматика». Илья Лобов констатирует: не всегда можно сказать, насколько вреден для здоровья этот удушливый запах.
– Измерение ароматики стало для нас одной из самых острых проблем. Чтобы разложить эту ароматику на конкретные вещества и понять, что именно превышено в воздухе, нам нужно расширить линейку.
По словам министра, увеличение возможностей в измерении выбросов – это одна из главных задач на будущее. Но эта задача – лишь шаг к основной цели, которая заключается в сокращении количества выбросов.