Муниципальное предприятие «Омскэлектро» снова балансирует на грани банкротства.
На прошлой неделе «МРСК Сибири», нарушив прежние договоренности, неожиданно направила в УФССП исполнительные листы на взыскание с компании 94 миллионов рублей. Завтра конкурсный управляющий «Омскэнергосбыта» Александр Вайсберг в арбитраже попытается оспорить финансовые взаимозачеты с «Омскэлектро» на 505 миллионов рублей. Выстроит ли «Омскэлектро», поинтересовался БК55 у последовательного критика управления муниципальным предприятием, депутата Омского городского Совета Юрия Федотова.
- Юрий Николаевич, ваш прогноз ситуации?
- К сожалению, пока все подтверждает мои самые пессимистичные ожидания. Очень вероятно, что в итоге сильный игрок заберет компанию фактически бесплатно за долги.
- «Сильный игрок» - это кто?
- Скорее всего, «МРСК Сибири» либо «Интер РАО», действуя через «Петербургскую сбытовую компанию» или ТГК-11.
- Почему, на ваш взгляд, «МРСК Сибири» нарушила прежние договоренности?
- Думаю, это связано с тем, что «МРСК» перестала быть гарантирующим поставщиком, и риск неполучения денег от «Омскэлектро» у них значительно возрос (до 1 марта они просто оставляли у себя платежи населения, которые шли через них). В принципе, логику руководства этой компании понять можно. Еще раз повторю то, что говорил неоднократно на совете директоров «Омскэлектро»: нельзя так долго держать предприятие в неустойчивом положении. Нужен четкий план оздоровления. Иначе ситуация в любой момент может стать неуправляемой.
- Ваш вариант плана оздоровления - это продажа большей части акций компании. Есть мнение, что вы таким образом лоббируете чьи-то интересы. Например, компании «Акции», которая уже претендовала на «Омскэлектро».
- А лоббирование, по-вашему, это хорошо или плохо? В Америке, например, это вполне устоявшаяся и одобряемая обществом практика.
- К сожалению, в России в результате действий некоторых лоббистов народное имущество уходит в нужные руки за копейки...
- Я предлагаю провести открытые публичные торги и продать 75 процентов акций «Омскэлектро» максимально дорого. Причем здесь «за копейки»?
- Нынешний директор «Омскэлектро» Манвел Мажонц тоже не отрицает возможность продажи предприятия, но, по его мнению, это лучше сделать попозже, когда финансовое положение предприятия улучшится.
- На мой взгляд, время в этой ситуации играет против интересов омичей. И никаких реальных покупателей, которые бы готовы были выложить за этот актив те мифические миллиарды, о которых говорил г-н Мажонц, я не вижу. В отличие от большого числа кредиторов, которые не хотят ждать.
- Вы же и из Совета директоров «Омскэлектро» вышли потому, что вам не показывали полный список кредиторов предприятия?
- Из совета директоров я вышел, в первую очередь, потому, что мое мнение, как члена совета, не учитывалось. Все мои предложения по оздоровлению предприятия даже не вносились в повестку заседаний. Кроме того, депутаты действительно не получали информации по кредиторам. Да, задолженность перед «МРСК Сибири» «Омскэлектро» гасило, но при этом, по моей информации, рос долг перед другими кредиторами. Перед какими именно - членов совета директоров не информировали. При этом, как член совета директоров, я нес ответственность за ситуацию.
- Кстати, о кредиторах. Говорят, что завод им. Попова, предоставивший «Омскэлектро» займ на 105 миллионов, также уже просит его вернуть, и якобы предприятие обращается в мэрию за предоставлением гарантий по кредиту, чтобы погасить этот долг.
- Такой информации у меня нет. Муниципалитет предоставлял «Омскэлектро» гарантии по кредиту, но на производственные нужды. Кстати, в случае банкротства предприятия эти деньги придется брать из бюджета, то есть снимать их с ремонта какой-то школы, дороги и т.д. И кто будет нести ответственность за ущерб, нанесенный городской казне?
- Вы заявляли, что вам даже угрожали в связи с вашей позицией по «Омскэлектро». Больше угроз не поступало?
- Я говорил о давлении, граничившем с угрозами. И если мне еще дадут повод, то я обязательно назову фамилии.
Беседовала Наталья Николаева