Директор школы №118 Владимир Горбатенко поделился подробностями, сколько продлится эксперимент с профильным классом для будущих ракетостроителей.
Между прочим, принятые в класс 13 мальчиков и 12 девочек смогут не раз понаблюдать, как производят самые настоящие ракеты.
– Владимир Николаевич, наверное, многих родителей и нынешних девятиклассников интересует, будет ли в следующем году набор в ракетно-космический класс. Или это уникальный эксперимент, рассчитанный только на два учебных года – на нынешний и на следующий, когда сегодняшние «ракетчики» перейдут в одиннадцатый класс?
– Новые наборы будут обязательно! Это действительно уникальный эксперимент, но он не должен закончиться на первом же выпуске. В перспективе в профильный класс мы будем набирать детей каждый год. Ведь это не разовая акция, а средство, которое поможет решить кадровую проблему.
– Большой ли был конкурс на места в этом классе? На основании каких критериев отбирали в него учеников – по оценкам в аттестате, по участию в олимпиадах или было какое-то вступительное испытание?
– Конкурса как такового не было. Реклама проекта прошла ещё весной. В определённые дни желающие попасть в профильный класс подали документы. Мы рассматривали средний балл в аттестате и портфолио. Портфолио – это участие в конкурсах и олимпиадах технического или даже технологического характера. Но самым главным было желание самого ребёнка. Хотя, конечно, «троечника» мы в профильный класс не возьмём.
А вступительных испытаний не было. Когда мы заключали наш «тройственный союз» школы, университета и предприятия, то сразу решили экзаменов не проводить.
– Как родилась идея создать в нашем городе класс с «космической» специализацией? Почему выбрали именно Вашу школу?
– Идею подала сама жизнь: сейчас перед страной стоят задачи модернизации и развития технологий. Идея открытия ракетно-космического класса в нашем городе принадлежит Администрации города Омска и департаменту образования. Директор департамента Екатерина Витальевна Спехова считает, что каждая школа должна иметь своё лицо, свою «изюминку». На нашу школу выбор пал не случайно. Во-первых, это её территориальная близость к ПО «Полёт»: его проходная буквально через дорогу. Но главное – это то, что родители многих наших учеников работают на «Полёте» или на других заводах. Если Левый берег – это спальный район, то наш район – рабочий, технический.
– Чем отличается ракетно-космический класс от физико-математического? Ведь в обоих случаях предполагается углублённое изучение физики и математики. Будут ли в учебной программе специфические предметы, связанные именно с ракетами и космосом?
– У физмата техническая направленность, а у нас – техническая и технологическая. Наши дети близки к производству. Они будут знакомиться со всей технологической цепочкой ракетостроения, изучать историю ракетостроения и технологию изготовления ракет. Эти предметы будет вести преподаватель ОмГТУ. Ещё у ребят появится техническое черчение. В школе оно не изучается – только в технических вузах. И причина тому – дорогое программное обеспечение, которое школы не могут себе позволить. Поэтому мы договорились с политехническим университетом, что по пятницам дети будут ездить на занятия по техническому черчению в ОмГТУ.
– Но школа находится в Чкаловском посёлке, а университет – в Нефтяниках. Удобно ли это будет ученикам?
– Мы этот момент обсуждали на собраниях. Родители не против: ребята уже взрослые, самостоятельные.
– За счёт чего ребятам увеличат время на изучение профильных предметов? У них будет по гуманитарным предметам меньше уроков, чем у их ровесников из обычных классов? Или после основных уроков их ждут дополнительные занятия на факультативах?
– Школьная программа состоит из двух частей: федерального компонента и школьного компонента. Федеральный компонент – это 29 часов обязательной учебной программы, которую проходят во всех школах страны. А школьный компонент – это восемь учебных часов, которые школа может потратить по своему усмотрению (по нормам СанПиН учебная нагрузка на старшеклассников не может превышать 37 часов в неделю). Так что время на углублённое изучение математики, физики, черчения мы берём из резервов школьного компонента, а не за счёт того, что где-то программу сокращаем и какими-то знаниями детей обделяем.
– А кто стал классным руководителем «ракетостроителей»?
– Учитель информатики и математики Светлана Александровна Биневская. Ведь «технари» будут разговаривать с классным руководителем на своём «техническом» языке, и учитель-гуманитарий тут не годится. Светлана Александровна – грамотный, творчески работающий учитель. Кроме того, при назначении классного руководителя учитывалось мнение детей.
– Будет ли у школьников возможность приобщиться к ракетостроению не только в теории, но и на практике (например, при участии «Полёта»)?
– Это обязательно! В музее ПО «Полёт» ребятам дадут возможность не только посмотреть на все детали, но и потрогать их руками, посмотреть, как что устроено. Летом у детей будет практика на предприятии. С генеральным директором Михаилом Викторовичем Остроушенко есть договор о том, что наши школьники будут знакомиться со специальностями под руководством инженеров-наставников. У самого «Полёта» есть учебные классы для повышения квалификации рабочих. Наши школьники могут ходить на эти занятия. А инженеры на заводе расскажут и покажут ученикам, как изготавливают ракеты. Причём ракета же большущая: в ней есть и электроника, и механика. Обо всём этом детям будут постепенно рассказывать, и они смогут понять, какая же отрасль ракетостроения им ближе.
– Все выпускники спецкласса автоматически поступят в ОмГТУ или ребятам всё же придётся наравне со всеми участвовать в конкурсе баллов ЕГЭ?
– У нас с «Полётом» есть договор, что после окончания одиннадцатого класса все ученики получат целевые направления на факультеты ОмГТУ по специальностям, востребованным на ПО «Полёт». И я надеюсь, что они попадут на бюджетные места, потому что сдадут ЕГЭ на очень высокие баллы.
Яна Турнова