Омский академический театр Драмы накануне премьеры нового спектакля «Мария» по пьесе Бабеля, которая пройдет 2 февраля, сделал публичный просмотр.
Режиссер Георгий Цхвирава решил озадачить омичей, посадив публику на сцену и заставив артистов играть в зале. В финальной сцене актеры из партера взирают на публику, и совершенно непонятно, кто пришел на кого смотреть – театралы на лицедеев или наоборот.
В новой постановке «Мария» по пьесе 1935 года Исаака Бабеля главреж «академиков» делает резюме: в жизни правят пройдохи и дельцы Дымшицы – такова фамилия одного из главных героев бабелевской нетленки. Они возглавляют мафию, выживают при любом режиме, и поэтому в конце спектакля Дымшиц в директорской ложе.
Возможно, аналогии с сегодняшнем временем несколько притянуты за уши, но для чего-то же Георгий Цхвирава поставил эту пьесу Бабеля, не оцененную и при жизни автора знаменитых «Одесских рассказов». Каков креатив? Можно предположить: по Цхвираве он, скорее всего, в том, что идет новый передел собственности. Те, кто был в нижней части иерархической лестницы готовы занять комнаты некогда хозяев жизни.
На фоне революционного Петрограда развивается жизнь семьи Муковниных. Отец – генерал-квартирмейстер (его играет Валерий Алексеев) – пишет книгу об истории, а две его дочери строят свою судьбу отдельно от отца. Мария (она в спектакле вообще не появляется, про неё только говорят) ушла в армию, где у нёе роман с командиром, а Людмила (в этой роли отметилась Юлия Пошелюжная) старается обольстить дельца Дымшица (Александр Гончарук), думая, что он у неё «на крючке», хотя на самом деле, как выясняется, она не права.
Всего год остался до столетнего юбилея Великой октябрьской социалистической революции, изменившей царскую Россию до неузнаваемости. События тех лет теперь вдруг становятся актуальными. Россия может быть во тьме. Во всяком случае, первые 30 минут постановки, которые так и проходят без света, об этом явно говорят.
После просмотра «Марии» Цхвиравы возникает много вопросов. Поэтому тем, кто собирается пойти на этот спектакль, хочется посоветовать всё же проштудировать историю столетней давности. Не всё может быть понятно, особенно молодым зрителям, чье образование не пришлось на советское время. Создается ощущение, что Цхвирава и не пытается ничего объяснять.
Нельзя сказать, что это литературный театр, но и действия никакого на сцене нет. Полтора часа погружения в петроградский мир, где театр начинается в 5 часов вечера, а доктора вызвать в 30-градусный мороз нельзя – он просто не поедет. После комедий Зощенко и Вампилова Цхвирава решился на «чернуху». Её получилось в избытке. Но правда ли, что это именно то, чем хотелось удивлять себя омским театралам?!
Виталий Маевский
Фото: открытые интернет-источники