Новости. Омск
bk55.ru


Сергей Кондаков: «Там способ выживания, а не получение прибыли»

Омского политика представители Общественной палаты РФ пригласили принять участие в экспертизе законопроектов, затрагивающих деятельность самозанятых граждан. Он обосновал свою точку зрения.

– Самозанятые граждане в России сейчас, когда их статус до сих пор не урегулирован, относятся к неформальному сектору экономики. По данным Росстата, в 2016 году в нем было занято 15,4 млн человек (21,2% от общего количества занятых). Эксперты РАНХиГС, оценивая теневой рынок труда в самом широком смысле, подсчитали, что в него включены 30 млн россиян (более 40% экономически активного населения), из которых 21,7 млн человек – это те, кто имеют дополнительные доходы  к основному заработку.  В России статус самозанятых официально все еще не определен и может трактоваться как незаконная предпринимательская деятельность, хотя  в  декабре 2016 года Президент России Владимир Путин поручил правительству в течение 2017 года четко определить правовой статус этой категории граждан.

Владимир Путин в своем обращении к Федеральному Собранию потребовал от обеих палат парламента решить вопрос о статусе самозанятых гражданах. Тогда глава государства заявлял, что «любые попытки признания самозанятых граждан незаконными предпринимателями недопустимы». Поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из главных направлений работы всех уровней власти Российской Федерации. Что имеем на данный момент – нет четкого юридического определения «самозанятое физическое лицо». Например,  Минюст предлагает следующее определение понятия «самозанятый» – это физ.лицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, направленную на систематическое получение прибыли, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, не имеющее наемных работников. Лично я категорически не согласен с предложением «направленную на систематическое получение прибыли», где там систематическая прибыль? Что там, в очередь граждане за услугами стоят? Там способ выживания, а не прибыль.

 Это не что иное, как привязка к предпринимательству. Там не все так просто и гладко. Самозанятые  граждане – эта категория занятого населения появилась в России давно. Это достаточно широкий пласт, который существовал в Российской империи и в СССР, со временем менялся лишь состав этой группы: на смену сапожникам приходили программисты, а коробейников сменили фрилансеры, но «проблема» существовала всегда. Однако вернёмся к  процессу регистрации самозанятых граждан. Шёл он в течение года вяло: на 1 июля количество заявившихся составило 213 человек, на 1 октября 2017 года – 595, на 1 декабря – 813 самозанятых. Это из 20 миллионов?! Это называется: провал.  А ведь многие экономисты (я тоже об этом писал)  предупреждали, что принятые решения не будут работать. На будущее я бы авторам, принимающим подобные решения, советовал  поступать просто, уж извините за банальность,  представьте себя на месте этих самых самозанятых и решите, будете ли вы действовать так, как вам предлагают.

 Зарегистрированные в этом качестве граждане освобождены от уплаты налогов и страховых взносов до 2019 года. А что потом?  По сути, для этой категории граждан ничего хорошего закон не несет, он отвечает лишь интересам государства, которое таким образом планирует получить дополнительный источник пополнения бюджетов всех уровней, но никак не самих самозанятых, которым сейчас в качестве преимущества выхода из тени государство обещает разве что очистку совести. ИП и самозанятое физ. лицо на данный момент почти тождественно. Вот пример, где  законодательно закреплены категории  лиц, которые  отнесены  к самозанятым лицам:

1. Присмотр и уход за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации.

2. Репетиторство.

3. Уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства. И это всё?  Если власти не пересмотрят своего отношения к роли самозанятых, так и будут получать жалкие цифры зарегистрировавшихся, констатируя, что почему-то опять «что-то пошло не так». Предлагаемые в законопроектах изменения существенно  не повысят количество поставленных на учет в налоговых органах самозанятых физических лиц. Размыты  предпосылки выхода из теневой занятости. Отсутствует четкое юридическое определение  самозанятого физического лица. Очень ограничен перечень категорий граждан, которых закон относит к самозанятым. Завышена стоимость патента.  Из тени выйдут только те, для кого расходы на патент и страховые взносы окажутся несущественными и если риск раскрытия их тайных доходов выше суммы налогов, а таких порядка 3%..  Из тех немногих зарегистрировавшихся значительное число лиц являются бывшими индивидуальными предпринимателями, то есть они просто перерегистрировались, чтобы обнулить свои платежи в 2017-2018 годах.  Основная масса самозанятого  населения хорошо скрывает свою деятельность, им нет необходимости покупать патент, ведь патент не предлагает им никаких преимуществ.

 Общественная палата РФ пригласила меня перед нулевыми чтениями принять участие  в качестве эксперта в обсуждении законопроекта  «О внесении изменений в налоговый кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О внесении изменений в часть 1 и 2 налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Суть  моих предложений: предлагаю юридически закрепить определение – «Самозанятое физическое лицо», которое необходимо рассматривать как отдельную форму предпринимательства. Принципиальный момент, который отличает самозанятого от индивидуального предпринимателя: 1. Отсутствие наёмных работников.  2. Доход физического лица не является систематическим.  3. Порог дохода 2 МРОт в месяц, свыше  которого должны применяться правила  предпринимательской деятельности.  3. Гражданин, выбравший для себя статус «самозанятый», находит работу самостоятельно, в рамках собственного дела. Самозанятый гражданин  сам  оформляет трудовые отношения с заказчиком,  несёт ответственность за свою работу, организует процесс труда, выполняет договорную работу лично. Самозанятые граждане несут личную ответственность за своё здоровье и безопасность в процессе трудовой деятельности. 4. Граждане, имеющие основной вид деятельности не являются самозанятыми физическими лицами и  должны осуществлять дополнительную деятельность в рамках гражданско-правового договора. 5.  Платеж  (стоимость патента) должен вноситься раз в год и составлять  не более 15 тыс. руб..  Сумма платежа зачисляется только в ПФР. Никакие другие платежи не применять к самозанятым физ. лицам. Этот момент основополагающий, так как является самым привлекательным (начисляется  минимальная пенсия) для выхода из «теневой экономики».  

Дополнить: В перечень видов деятельности входят: торговля с лотков; ремонт квартир;  ремонт телевизоров,  холодильников, компьютеров; перетяжка мебели;  ремонт мебели и предметов домашней обстановки; ремонт одежды и аксессуаров и другие.

6 апреля в Общественной палате РФ прошло нулевое чтение законопроекта. И по итогам нулевого чтения  заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Лидия Михеева сказала: «Этот вопрос давно волнует и государство, и общественность. Поскольку он имеет важное социальное значение, Общественная палата России не могла обойти вниманием подготовленную министерством инициативу. Еще в начале декабря 2016 года Президент России Владимир Путин в своем обращении к Федеральному Собранию потребовал от обеих палат парламента решить вопрос о статусе самозанятых гражданах. Тогда глава государства заявлял, что любые попытки признания самозанятых граждан незаконными предпринимателями недопустимы. «Самозанятые – это не преступники, это достаточно значимый сектор занятости, который важно вывести из тени».
По ее словам, данные о числе граждан, не имеющих постоянного места работы, но имеющих постоянный доход, очень разнятся: если Фонд ОМС приводит цифры в 15-20 миллионов человек, то Госкомстат – 4,3 миллиона. По словам Лидии Михеевой, статистика разнится из-за путаницы в используемых терминах, в «которых нам тоже предстоит разобраться и определить, кто такие самозанятые граждане».
«На наш взгляд, важно не только освободить человека от ответственности за незаконное предпринимательство, но и сделать так, чтобы жизнь самозанятых была удобной, чтобы их общение с фискальными органами было достаточно комфортным, безопасным и взаимовыгодным и для этих людей, и для государства – для казны и бюджета», – добавила Лидия Михеева.

Она заявила, что Общественная палата РФ не считает удачным то решение, которое предлагает Минфин. Так, законопроекты министерства не вносят ясности в вопросы о правовом статусе самозанятых – не содержат четкое законодательное определение понятия самозанятых физических лиц, принципы и основы осуществления ими своей деятельности. Также в законопроектах не содержится положений, определяющих характер деятельности самозанятых. Авторы законопроекта не предлагают и механизмы, устанавливающие для самозанятых физических лиц надежные гарантии со стороны государства, преимущества приобретения официального статуса самозанятого.

Лидия Михеева подчеркнула, что необходимо сформировать такую систему, которая бы побуждала самозанятых к легализации своей деятельности. Например, через введение постоянных налоговых льгот – введение патентной системы или отказ от налогообложения тех самозанятых физ.лиц, чей ежемесячный доход не превышает определенного размера, исчисляемого от установленного минимального размера оплаты труда. Об установлении годовой стоимости патента для самозанятых также высказался и заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Общественной палаты РФ  Илья Семин.

«Стоимость этого патента должна быть, на мой взгляд, 10 тысяч рублей в год. При этом должна быть возможность дифференцированного патента – например, возможность покупки на квартал, на полгода, на год. Этот платеж должен автоматически отчисляться во все страховые фонды. Здесь встает вопрос доходов муниципалитетов. Некоторые эксперты говорят, что, может быть, не 10 тысяч, а 20 тысяч в год нужно, чтобы у муниципалитетов был стимул привлекать самозанятых. Но, на мой взгляд, это много, потому что сейчас нам нужно создать такие условия, чтобы быть легальным было выгодно. Это и есть наша главная философия», – подчеркнул эксперт. Позицию участников общественного обсуждения во многом разделили и представители Министерства экономического развития России, однако они отметили, что единый подход к статусу самозанятых граждан в органах исполнительной власти еще не выработан.

Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru