Памятники не только сносят, но и устанавливают. Первоочередным на установку остается памятник Бухгольцу. Если эта тема еще не наскучила читателям, готов рассказать о ее последнем обсуждении в Департаменте культуры. На рабочем совещании по этой теме, кроме сотрудников департамента, присутствовали представители творческих союзов, ВООПИК, авторы памятника.
По некоторым вопросам пришли к единомыслию. Но меня попросили написать этот материал, чтобы не обвинили в кулуарном сговоре, чтобы все неравнодушные смогли составить и высказать свое мнение и особенно дать предложения по вопросам, оставшимся без ответа.
Бухгольц на коне наконец-то перестал скакать по городу и остановился на площади, названной в память о нем. Это единственная исторически оправданное место, на котором находился первый редут, построенный самим Бухгольцом. Ну и где еще стоять Бухгольцу, как не на площади Бухгольца.
До сих пор основным аргументом для сомнений в этом решении был тот, что место на площади занято «шаром». Сейчас, почти единодушно, пришли к выводу, что шар нужно укатить и поставить Бухгольца в центре площади на месте шара. Но дальнейшую судьбу шара оставили на усмотрение общественности.
На совещании звучали и радикальные предложения: сдать каркас шара в металлолом, а фанеру на дрова. Но потом решили, что он может быть дорог омичам, и с ним надо поступать более бережно – подобрать достойное место для его переноса. Но эту задачу на совещании решать не стали, оставив ее исключительно на усмотрение горожан. Мы в ВООПИК обсуждали такой вариант событий и рассматривали ряд мест: парк 300-летия Омска, площадь перед Администрацией ЦАО, учреждение «Омская крепость». Прошу высказывать мнение и предложения. Чтобы делать это осознанно, нужно ясно представлять, чем является шар. По смыслу, в разных версиях он символизирует «Державу», пушечное ядро. По техническому исполнению это металлокаркас из тонкостенного проката, обшитый фанерой и оклеенный стеклотканью, пропитанной эпоксидной смолой.
Конструкция недолговечная, уже изношенная. Какое-то время ее можно поддерживать за счет постоянного ремонта.
Но ее перевод в долговечные материалы затратен. Автор шара – скульптор Трохимчук изначально задумывал на этом месте многофигурную скульптурную композицию. Когда средств на нее не нашлось, он придумал образ «Державы», но по замыслу он включал в себя скульптурные барельефы и другие нереализованные детали. Когда и на них денег не нашлось, Трохимчук сделал, по сути, макет памятного знака в виде фанерного шара, «до лучших времен», до которых он не дожил.
На совещании рассматривали разные варианты установки памятника на площади, но поскольку в каждом из них нашли свои недостатки, то пришли к «равноудаленному» варианту – в центре площади, которая достаточно масштабна, но ее застройка не исторична. Поэтому только в центре площади памятник Бухгольцу будет самодостаточен и не привязан ни к одному из зданий. Хотя при этом с половины площади будет видно только спину Бухгольца и круп коня. Скульптуру предполагается ориентировать как и в первоначальном замысле: по оси юг-север, скачущим на север. В этом есть определенный историзм. Бухгольц действительно пришел к устью Оми с юга и уехал потом на север. В центре площади ориентация скульптуры по отношению к реке уже не столь очевидна.
Тему коня больше не обсуждали. Решили, что мы при тех событиях не присутствовали, а всадник на коне – это красиво и солидно. Тем более, что скульптура готова. Ее новое обсуждение заведет весь процесс в тупик. Поэтому решили Бухгольцу быть вместе с конем.
Подготовку площади и строительство пьедестала планируется провести по программе благоустройства. Пропорции пьедестала решили уточнить в рабочем проекте. Он должен быть соразмерен пространству площади и самой скульптуре.
Итог совещания решили еще раз обсудить в творческих союзах и общественных организациях и потом еще раз вынести на Художественно-экспертный совет при мэре с консолидированной позицией, чтобы принять окончательное решение для реализации.
18.01.19