Так уж повелось, что Россию испокон веку сравнивали с женщиной. С лёгкой руки россиян, одухотворённых трепетной любовью, великая страна представала миру в разных дамских обличьях. Пожалуй, самые известные образы созданы скульпторами. У Евгения Вучетича она - железобетонная Мать, вооружённая огромным мечом и призывающая своих сыновей на бой с вражескими ордами. У Веры Мухиной - стальная Колхозница, поднявшая над головой острый серп, который из орудия труда всегда легко превращался в оружие возмездия. С поэтами сложнее. Тонкая душевная организация и богатая фантазия позволяли им изобретать на бумаге немыслимые аллегории. Александр Блок, вероятно находясь в творческом экстазе, запальчиво восклицал: «О Русь моя! Жена моя!». Политики цинично смотрят на Россию сквозь гендерную (от англ. gender - род, пол) призму и зачастую ведут себя с ней, как с девушкой лёгкого поведения, охочей до денег. Расплодились всякие шарлатаны, которые раскидывают карточные пасьянсы и фривольно обещают роскошной даме, возлежащей на двух континентах, прекрасные перспективы: «Всё у тебя, милая, впереди, ну а когда наклонишься, то сзади!». И при этом они имеют в виду будущее и прошлое, а вовсе не то, о чём подумали сейчас некоторые утомлённые зноем читатели.
Середина календарного лета вопреки прогнозам абсолютно не снизила накал страстей в России. Наоборот! Политическая сфера раскалилась добела от последних событий. Коротко перечислю. Соединённые Штаты Америки, размахивая «списком Магнитского», возбудили донельзя правящую российскую элиту и несистемную оппозицию. Госдума РФ приняла скандальные законопроекты о клевете и «иностранных агентах», Конституционный суд РФ «разрешил» стране пойти в ВТО. И, наконец, стихийное бедствие в Крымске, унёсшее жизни более чем 170 человек. На этом, в общем-то, негативном фоне продолжились досужие разговоры о перспективах Владимира Путина и судьбах страны. К президенту, как обычно, привлечено повышенное внимание. Он и гарант Конституции, и Верховный главнокомандующий, и буквально наше Всё, без чего жить мы никак не можем. Радикально настроенные эксперты утверждают, что ВВП продержится в Кремле максимум три года и будет сброшен с вершины власти протестующим народом. Умеренные политологи предвещают ему полный срок президентства и рассуждают о том, сможет он или нет свободно ездить по миру, читать лекции в университетах и участвовать в благотворительных акциях, как экс-глава СССР Михаил Горбачёв.
Камлания политизированных шаманов в начале третьего путинского срока не представляли бы никакого интереса, если бы не общая красная нить. Все размышляют о каком-то гипотетическом преемнике, которого Владимир Владимирович якобы уже тайно готовит на смену самому себе. Дешифровщики кремлёвских флюидов сегодня даже не рассматривают кандидатуру нынешнего премьера, находя её слабой и в каком-то смысле карикатурной. Среди множества мнений на сей счёт есть те, на которые стоит обратить внимание.
В конце прошлого года был опубликован серьёзный доклад «Движущие силы и перспективы политической трансформации России», который на страну почему-то не произвёл особого впечатления. Может, потому что пришёлся на время предвыборной кампании и митингов протеста. Его подготовил Фонд «Центр стратегических разработок» в содружестве с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Выводы авторов, скажу я вам, весьма впечатляют. Отмечены, например, старение политического бренда «В. Путин» и неизбираемость Д. Медведева, усиление критических настроений и негативное восприятие любых, даже конструктивных инициатив, выдвигаемых «Единой Россией». И главное - показаны две важные тенденции: рост числа противников правящего тандема и массовый запрос на новые политические фигуры, которые должны сменить на постах действующих президента и премьер-министра.
Знаете, что всех нас ожидает в 2018 году? «Впервые станет возможным проведение по-настоящему конкурентных президентских выборов без чрезмерного риска прихода к власти радикального левопопулистского кандидата. Все политические партии и кандидаты в президенты вынуждены будут в той или иной мере апеллировать к интересам массового среднего класса и модернистского полюса, избегая при этом радикального левого популизма. Конкурентная политическая система приобретёт необходимую устойчивость и откроет достаточные возможности для проведения ответственной социально-экономической политики».
Бесспорными эти выводы не делает даже тот факт, что они опираются на соцопросы тех фокус-групп, которые обладают особыми прогностическими возможностями. У нас всегда права бабушка, которая надвое судила: то ли будет, то ли нет! Кто сейчас может уверенно сказать, что за шесть лет сформируется средний класс и призовёт на смену Владимиру Путину кандидата в президенты, равного ему по харизме, силе и воле? И где гарантии того, что он не перехватит эффективную (читай - популистскую!) риторику у власти и её внесистемных оппонентов? Нет таких гарантий.
Надо приглядываться к людям из ближайшего окружения президента Путина. Среди них точно есть человек, которому будет назначено управлять страной. Кто это? Лично у меня на примете несколько возможных кандидатур. Со стопроцентной вероятностью можно сказать, что после ВВП к власти придёт мужчина, а за ним наверняка президентом станет леди. Последние тридцать лет в России наблюдается невероятная смертность мужской части населения. По некоторым данным, до своего 60-летия не доживут примерно сорок процентов 15-летних юношей. В 2025 году соотношение женщин и мужчин будет примерно 1148 к 1000, а среди пенсионеров преклонного возраста появится более чем двукратный разрыв: 2323 на 1000. Через одно поколение наша страна может стать вдовьей державой. И мне почему-то кажется, что слабый пол запросто проголосует сердцем за прекрасную Даму, которая «популистски» и жеребца на бегу остановит, и в горящую хату войдёт. В крайнем случае, прилетит на самолёте или, как Путин, спустится под воду на атомной лодке. Чтобы не допустить победы женщины, как реванша коммунистов в середине в 90-х, сильному полу придётся в день выборов 2024-30 годов запирать по домам своих политически активных бабулек. Но и это не поможет!
Возможно ли такое развитие событий? Безусловно! Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер и канцлер Германии Ангела Меркель своим положительным примером доказали, что женщины не хуже мужчин могут управлять государством. Да что близко в историю ходить? У нас в далёком прошлом, 9 июля 1762 года, к власти пришла София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербстская, известная миру как Екатерина II Великая. Нет нужды повторять здесь легенды о том, как трудами её возвеличивалась Русь-матушка. Напомню только слова, как будто сказанные в назидание потомкам: «Государства, в которых не оказывается почтение государю, начальствующим, в которых не имеют почтения ни к старикам, ни к отцам и матерям, близки к падению...». Пришло время поднимать Россию!