Наш губернатор теперь совсем как наш же президент. Накануне ему торжественно вручили удостоверение председателя Попечительского Совета отделения Омского отделения Русского географического общества. Над Всероссийским попечительствует сам Владимир Путин, как известно.
И сразу стало все не так. «Спасибо, что стараетесь и делаете все, чтобы область была процветающей», - сказал губернатор, и это, пожалуй, единственная высокая похвала, по крайней мере, в последние годы общества, созданного в 1877 году тоже, между прочим, по инициативе генерал-губернатора Западной Сибири Н.Г. Казнакова. До сих пор 200 ботаников, биологов, зоологов, геологов, палеонтологов, врачей, экологов, краеведов действовали по собственной инициативе и большей частью на собственные деньги – из любви к Родине. Бывает же такое! Но Виктор Иванович сказал: «Вместе мы можем все». И появилась надежда на финансирование. Практически собственными усилиями членов РГО стали особо охраняемыми территориями Берег Черского, озера Эбейты и Ленево, превращенное коммерсантами в «отхожий» канал. Теперь стало ясно, что наверняка появятся деньги на три крупных туристические объекта: «Сибирский Тракт», «Усть-Ишимский человек», Тобольск-Тара, поскольку, как внезапно выяснилось, инициатором был их, конечно же, сам Виктор Иванович.
И Красная книга Омской области, как сообщил представитель Минприроды, внезапно нынче стала главным достижением министерства природы и экологии. Даже были награждены ее авторы – профессор Геннадий Сидорово и кандидат ветеринарных наук Борис Кассал, которого буквально давеча, после его резких публикаций в «БК», забыли пригласить на ее обсуждение.
Как выяснилось, практически решенное дело – путешествие на Диксон на яхте «Сибирь», а, может быть, еще на одной, сконструированной самим Борисом Щербаковым для покорения северных морей: она должна быть в два раза длиннее 15-метровой «Сибири» и намного вместительнее.
Одно плохо – некогда было Виктору Ивановичу, и про детей, которых, как обычно, всегда оставляют напоследок, он не услышал.
- Министры образования в Омской области меняются так быстро, что, по-моему, не успевают ощутить, что существует еще и дополнительное образование, – сказала Анна Викторовна Порываева, директор Азовской станции туристов. – За годы оптимизации область лишилась 40 процентов краеведческих кружков, центров. Станций туризма осталось всего три в области, и одну, главную – методический и направляющий центр – областной Центр детско-юношеского туризма собираются закрыть, несмотря на все наши усилия. Оптимизировать, точнее. Нам объяснили как: экологов – в экологический центр, туристов – в спортивный, натуралисток – к юннатам, а то, что перестанет существовать краеведение, способное работать именно в этой связке, мы не можем объяснить нашему министерству образования. То, что работать некому – пустые слова. Педагоги Юрий Ермолаев и Ирина Водолажская готовят прекрасных ребят, но дальше-то их надо учить, развивать. И это, между прочим, не самые легкие дети! Количество детских походов по стране сократилось в 2 раза – от 2 миллионов до 900 тысяч, а в нашей области – в три! И это катастрофа – закроют ОДЮЦТК, закроют и нас.
Самое удивительное, что Омская область идет вразрез со всей страной, пожалуй, такого еще не было. В концу года создан Координационный Совет по развитию детского туризма в России, председателем которого стала зампред Правительства РФ Ольга Голодец. На совете говорили как раз о работе различных министерств и ведомств по развитию массового детского туризма, сохранению и расширению сети детских туристских организаций, улучшению их материальной базы, подготовке кадров для работы с детьми, разработке новых маршрутов и троп. Меры, направленные на развитие детского туризма, должны способствовать созданию мотивации у детей и педагогов для занятий активными формами туризма, участию их в походах, путешествиях, различных экскурсиях, формирующих здоровый образ жизни, патриотизм и другие качества гражданина России.
В первой половине 2015 года Голодец предложила собрать селекторное совещание с руководителями регионов по вопросам развития детского туризма, создав соответствующие координационные советы в регионах. Чтоб отчитались – что сделали, что собираются. В других регионах планируют строить центры детского туризма – около 500 по стране. А у нас губернатор-то и не знает! И надо быстро подавать заявки, чтобы успеть попасть в программу. О чем расскажет Виктор Назаров? Что закрыл последние станции туристов и краеведов? Те, которые работают с детьми, из которых потом и вырастают члены РГО, странные люди, любящие Родину и пытающиеся сделать ее лучше. В Общественной палате РФ на слушаниях по теме «О необходимости оказания государственной поддержки детскому туризму» были люди из разных регионов: представителей органов исполнительной власти, транспортных и образовательных компаний, туроператоров, руководителей станций детско-юношеского туризма, организаторов детских лагерей. Единственный регион представлен не был – Омская область. Министерство образования региона ждало указания – то ли от губернатора, то ли с небес.
- Такое ощущение, что губернатора подставляют – скорее, просто по неграмотности, – заметила Анна Викторовна, попросив передать Назарову пачку документов, с которыми Минобраз мог просто ознакомиться в интернете, а также свои предложения по модернизации «Азовской станции туристов». Негоже главному попечителю Омского отделения РГО, что детский туризм, который в стране считают одним из главных направлений работы с детьми - в Омской области пытаются загубить.
Наталья Яковлева