Свидетелей, которые могли бы поведать что-то серьезное по делу о мошенничестве экс-депутата, судя по всему, даже и не пытаются «искать»: число неявок всё растёт и растёт…
В Ленинском районном суде продолжается рассмотрение уголовного дела экс-депутата Омского горсовета, бывшего директора пивзавода «Сибирский Стандарт» Ларисы Горностаевой.
Напомним, её обвиняют в п.б, ч.2 ст 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов, подлежащих уплате организацией путем внесения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений в особо крупном размере». Продавая неучтенку в 2014–2016 годах, в общей сложности 22 млн литров «пенного», Горностаева, по версии следствия, скрыла от государства 396 млн выплат по акцизам и 91 млн по НДС, за что и может получить вплоть до 6 лет лишения свободы.
В этот раз заседание выдалось весьма продуктивным и даже обошлось без эксцессов со стороны подсудимой и её защитника: был допрошен единственный явившийся свидетель обвинения, рассмотрено продление срока ареста оборудования, принадлежащего ООО «Омские напитки» (по мнению правоохранителей, компания является «наследницей» «Сибирского стандарта», хотя директором там числится бизнесмен Михаил Потапов, который по совместительству является директором в ТД «Альянс»), а также прокурор продолжила изучать письменные доказательства в деле. А именно, стенограммы сообщений и телефонных переговоров Горностаевой.
Естественно, уже в режиме закрытого заседания, без присутствия СМИ.
Секретарь отчиталась перед судом, что кроме Чернова, никто из свидетелей дать показания в суде желания не выказал и не уведомил суд о причинах своей неявки. По поводу иногородних свидетелей информации не поступало. Допрос их обычно происходит по пятницам, в «день ВКС», если, конечно, «совпадут все звёзды», и челябинские суды обеспечат явку и подготовят условия для допроса…
Ну, а Ленинский суд будет готов его провести.
Дмитрий Чернов работал в рассматриваемый в деле период и продолжает сейчас менеджером по продажам в ООО «Полярная звезда», которая, по версии обвинения, была контрагентом пивзавода Горностаевой и закупала у них напитки для перепродажи. Сама Лариса Александровна свидетелю не знакома.
Директором «Полярной звезды» является, по словам свидетеля, Дмитрий Гладилин, занимающий эту должность уже очень давно. Непосредственным руководителем Чернова был и есть некий Аксютин. Вторая фамилия Поломарчук (воспроизведено на слух — прим. БК55), которую озвучила прокурор Анастасия Брагина, свидетелю показалась знакомой, но он так и не смог припомнить, кто этот человек.
Ранее офис «Полярная Звезда» располагался на Вавилова, 242, затем они переехали на Багнюка, 15. Точных дат смены адресов, как и самих адресов свидетель почему-то смог назвать, хотя до сих пор работает в этой фирме.
«Ну в прайсе был у нас когда-то «Сибирский стандарт», в тот период, когда я только устроился на работу. А если он у нас в прайсе был, значит продукция присутствовала, значит он продавался», — отвечал Чернов на вопросы гособвинителя о взаимосвязи его фирмы с пивзаводом подсудимой.
При этой он уточнил, что самостоятельно с «Сибирским стандартом» никаких договоров не заключал, поскольку в его задачи входит поиск новых покупателей, а не поставщиков. Потому и с представителями пивзавода он не сталкивался.
«Вы когда-либо крупные суммы денежных средств вносили на счета по просьбам руководителей?» — интересуется прокурор.
«По просьбе Гладилина. Год не вспомню, потому что давно было. Он попросил, просто дал наличную сумму реквизиты и попросил перевести. Сколько там было, не вспомню. Но, как следователь говорил, что на счёт Горностаевой Ларисы».
Случалось такое раз или два, но ни дат, ни суммы, ни того, что это был счёт именно Горностаевой, Чернов точно назвать не смог, поскольку «времени уже много прошло». Зачем это было нужно, никто свидетелю не пояснял, а он и не стал спрашивать.
Можно, конечно, поверить в «плохую память» приглашаемых свидетелей. Но навряд ли им часто приходится класть большие суммы наличных на «непонятные» счета по просьбам даже ни непосредственных руководителей, а хозяев фирмы.
И как тут не напомнить участникам процесса весьма банальные вещи, а именно: когда ты приходишь в банк и просишь оператора внести деньги по реквизитам, то он при вводе данных обязательно переспросит вслух, для стаховки, имя получателя средств, будь то физлицо или компания, а также даст проверить все реквизиты в платежке, чтобы отправитель подтвердил их.
И обязательно подписался под ними!
Поэтому вряд ли свидетель Чернов мог не знать, кому он перевел деньги. Так что следователь, который якобы называл забывчивому Чернову фамилию Горностаевой, здесь, конечно же, ни при чём.
Если в общем и целом, то показания эти сделаны в пользу обвиняемой в мошенничестве Горностаевой:
«Ничего не знаю, никого не помню» — таковы были ответы на все вопросы прокурора Анастасии Брагиной, которая, конечно же, могла и должна была вернуть свидетеля в реальность, напомнив ему об ответственности, но не сделала этого. Почему?
Адвокат Наумов, тоже не отказал себе в удовольствии «включить дурака», крайне вежливо уточнив у Чернова, отправлявшего платеж пивной королеве: действительно ли фамилию Горностаевой ему «подсказал» следователь, а Гладилин ничего сам этому следователю не говорил? И, удовлетворившись ответом, отстал. У самой госпожи Горностаевой к свидетелю вопросов не возникло. Зачем, если тот сам отвечает «правильно».
Судья Русинова, перед которой разыгрывался весь этот, как принято говорить, дешевый спектакль, перевела тему разговора в другую плоскость, попросив свидетеля конкретизировать время осуществления трудовой деятельности в «Полярной звезде».
Вот его ответ:
«Ну я устроился туда в начале 2013 года, по-моему, где-то январь–февраль, и по сей день. Находился всегда в одной должности — менеджер по продажам. Я занимаюсь поиском новых клиентов и заключением договоров», — ответил Чернов.
Ещё раз повторив суду, что ничего не знает про «Сибирский стандарт» и объяснив, чем занимается его фирма, Дмитрий Чернов ещё раз сослался на следователя в ситуации с переводами.
Гособвинитель решила больше не мучится с «вытягиванием» у свидетеля показаний и попросила огласить его слова, сказанные следователю во время допроса:
«Пояснил, что ООО «Полярная звезда» в настоящее время находится по адресу Багнюка, 15 к.2. До 2020 года располагалась по адресу Вавилова, 242 Б. Далее пояснил на вопрос следователя, что 20.10.2017-го вами внесены денежные средства в сумме 400 тыс 250 рублей на Банковский счёт Горностаевой, а 2 февраля 2018 года вами внесены средства в сумме 300 тыс 250 рублей. Как вы это можете пояснить? Ответ: «Указанные средства вносил по поручению Гладилина Д. В., который является одним из руководителей ООО «Полярная звезда». Какую именно должность он занимает в организации не знаю, но насколько я помню, деньги Гладилин передавал мне наличными, попросил отвезти их в банк и положить на счёт по переданным мне реквизитам. Для какой цели и источник происхождения средств не знаю, выполнял поручение Гладилина».
И вот здесь, Чернову, поставленному перед фактом, пришлось подтвердить свои показания. На этом допрос был окончен.
Далее суд перешёл к рассмотрению вопроса о продлении ареста на имущества. Директор ООО «Омские напитки» и его представитель были приглашены на заседание, однако, очевидно, проигнорировали его.
Описано: земельный участок, на котором находятся гаражи и стоянка, нежилые помещения общей стоимостью более 18 млн рублей, а также оборудование — бойлеры, ёмкости, котлы, сборники жидкости, чаны, мойка, разливочная машина, миксер-сатуратор, фильтры, компрессоры, парогенераторы, компьютер, датчики и прочее… Однако на хранение всё добро оставлено «по месту нахождения» на Санитарной, 16Б, т. е. на территории пивзавода.
Защитник Дмитрий Наумов пытался возражать:
«Заявленный довод гособвинения считаю незаконным, поскольку в настоящем судебном заседании мы в принципе не можем рассматривать данный вопрос. Заинтересованная сторона, а именно Потапов, который является учредителем и собственником ООО «Омские напитки» надлежащим образом не уведомлялся. Кроме того, я полагаю, что оснований для ареста имущества как не было, так и нет. Какое отношение имущество, принадлежащее ООО «Омские напитки» имеет к нашему уголовному делу, в частности, Ларисе Горностаевой? Возможно, Потапов уже хочет избавиться от этого имущества, как-то его реализовать, а мы этого не знаем… Поскольку я являюсь адвокатом, я ещё и «слуга закона», и полагаю, что судебный процесс должен основываться на принципах законности…»
Но после недолгих размышлений в совещательной комнате, судья продлила арест до 19 августа.
Затем прокурор предложила продолжить изучение материалов ОРМ, и прессу из зала суда удалили. На следующем заседании ожидается допрос свидетелей по ВКС, хотя после «выходки» адвоката Наумова с «экстренным» отъездом в Москву накануне допроса челябинских свидетелей, больше такие «мероприятия» не проводились… Оно и понятно. Найди, пригласи, обеспечь явку, предоставь зал, а с другой стороны вдруг берут и срывают всю проделанную для них же работу…
Хотя список заявленных гособвинителем иногородних свидетелей тоже не маленький, а допрошены были только двое.
Что ж, куда торопиться-то? Некоторые дела и по два года рассматривают… БК55 будет продолжать следить за ходом процесса и рассказывать читателям обо всём, что происходит на заседаниях.
Продолжение следует…
Арина Репецкая
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ: