А вот судья Русинова отказала в допросе специалиста, но сделает ещё один запрос в медучреждение, где наблюдается подсудимая.
В Ленинском районном суде 9 марта прошло заседание по уголовному делу экс-депутата Омского горсовета, бывшего директора пивзавода «Сибирский Стандарт» Ларисы Горностаевой, на котором должен был решиться вопрос о приостановке процесса в связи с заболеванием подсудимой.
Напомним, её обвиняют в п.б, ч.2 ст 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов, подлежащих уплате организацией путем внесения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений в особо крупном размере». Продавая неучтенку в 2014–2016 годах, в общей сложности 22 млн литров «пенного», Горностаева, по версии следствия, скрыла от государства 396 млн выплат по акцизам и 91 млн по НДС, за что и может получить вплоть до 6 лет лишения свободы.
Ранее госпожа Горностаева по странному стечению обстоятельств не явилась на очередное заседание в тот самый момент, когда должен был, наконец-то, состояться допрос трёх долгожданных свидетелей обвинения. Её защитник, адвокат Дмитрий Наумов, предоставил «веское обоснование» прогула своей доверительницы — копию больничного листа. Чему, конечно же, была не рада прокурор Анастасия Брагина.
Она заявила о «несущественности» такого, с позволения сказать, документа и попросила доставить Горностаеву в суд принудительно.
И вот теперь, по запросу суда, из медучреждения приходит что-то похожее на отписку: мол, Лариса Александровна действительно наблюдается у травматолога-ортопеда и на больничном до 10 числа. Пациентке не рекомендуется «шататься» по судам и вообще в течение месяца дополнительная транспортировка не желательна «в виду риска осложнений».
Именно формулировка «не рекомендуется» и не понравилась в словах врачей гособвинению. Прокурор попросила сделать дополнительный запрос для конкретного ответа: может ли подсудимая участвовать в заседаниях? Без всяких «рекомендаций». С приостановлением рассмотрения дела, как того требовала защита, было решено повременить да следующего судодня.
Более подробно в материалах БК55:
И вот ответ пришёл, мало что, впрочем, пояснивший:
«Указано, что не рекомендуется принимать участие в судебных заседаниях в виду ограничения физических нагрузок. Исключаются нагрузки — сидение и присаживание на 1,5-2 месяца в виду риска осложнения травмы. Рекомендуется соблюдение режима в течение 1,5 месяцев (раньше был месяц). Предположительная дата окончания лечения 15.04.2023 года. Указано, что пациентка является нетрудоспособной. Выдан лист нетрудоспособности», — зачитала судья.
И поставила на обсуждение вопрос о возможности продолжения рассмотрения дела при данной явке.
Ох уж эти «трудности перевода»! Это вслух врачи могут что-то «категорически запрещать», а в бумажках пишут одни сплошные «рекомендации».
Гособвинение, разумеется, не доверяет такой формулировке и, кажется, диагнозу в целом.
«Я полагаю, что сотрудником медицинского учреждения так и не дан ответ. Указано, что «не рекомендуется», т. е. фактического запрета на участие в судебном заседании не указано. Поэтому я полагаю необходимым истребовать медицинские документы, не просто информацию, а рентгеновские снимки в отношении подсудимой. Также я полагаю, необходимо вызвать в судебное заседание специалиста, который нам сможет объяснить, сможет ли подсудимая участвовать в судебном заседании или нет», — потребовала прокурор Брагина.
Заметим, что всё это время Горностаева суд не посещала, хотя её диагноз, по крайней мере, для обвинения остаётся под большим вопросом. Скорее всего, та проходит лечение в частной травматологии, единственной в городе имеющейся у клиники «Евромед», принадлежащий семье Фридманов.
Поэтому-то, вероятно, гособвинение и не доверяет их «отпискам»: мало ли с кем можно «договориться», были бы желание и финансовые возможности.
«Не совсем понял, для какой цели нам нужен специалист в судебном заседании, если оно без моей доверительницы не состоится. Допросить его мы в ходе судебного заседания не сможем, — возразил на требования обвинения защитник. — Ну, а что касается «не рекомендовано», то рекомендации врача необходимо выполнять, и была определена четкая дата. Поэтому, я полагаю, необходимо приостановить, либо отложить на эту дату».
Тут, конечно, адвокат слукавил. Допросить эксперта в отсутствие Горностаевой можно, и даже нужно. Поскольку назревший вопрос не относится к сути рассматриваемого уголовного дела, а имеет отношение к «легальности» прогулов подсудимой.
Но судья Русинова в вызове медика для дачи пояснений и истребования снимков отказала «в виду нецелесообразности».
И это выглядит по крайней мере странно, хотя бы потому, что судебные заседания срываются можно сказать на регулярной основе и, как правило, в тот самый момент, когда предстоит допрос важных свидетелей, да еще и проживающих на Урале.
Представитель прокуратуры, как и следовало ожидать, выступила и против отказа, и против приостановки рассмотрения дела… И на этом фоне «нецелесообразности» судья Русинова принимает, вдруг, решение уйти в «совещательную» комнату.
А после совещательной комнаты происходят «чудесные метаморфозы». Видимо, посоветовавшись с «начальством» и решив не брать на себя лишние «грехи», судья Алена Русинова всё-таки предпринимает еще одну, «последнюю», попытку отправить запрос в клинику с четкой постановкой вопроса: «Может ли Горностаева принимать участие в заседаниях»?
Вряд ли очередные «рекомендации» из больницы будут чем-то отличаться от предыдущих двух. А вот снимки и приглашение в суд независимого эксперта запросить точно не мешало бы. На всякий случай…
Ведь г-жа Горностаева не просто какой-то там предприниматель, нанесший ущерб казне государства на полмиллиарда рублей, она еще бывший депутат горсовета, человек олигарха Павлова, одного из лидеров «немецкой» группировки и, до недавнего времени, теневого хозяина Омской области, интересы которого обслуживали руководители силовых структур региона: облпрокуратуры, Следкома и налоговой.
Спору нет, сегодня «немцы» из клана генерала Камерцеля переживают не лучшие времена. Отправлены в отставку главари «прокурорского» прикрытия, друзья Камерцеля Гринь и Буксман из Генпрокуратуры, переведен в другой регион «серый кардинал» омской облпрокуратуры Лоренц. Сидит в СИЗО по обвинению в крупной взятке начальник омской налоговой Репин, а после приезда в Омск Генпрокурора РФ Краснова проводится масштабная зачистка и в облпрокуратуре. Пожалуй, впервые за все пост-советское время омское УФСБ возглавляет человек, поставивший во главу угла, судя по конкретным делам последних лет, служение интересам государства.
И только в Следкоме, начальники которого массово присягали Диме Павлову, тишь да благодать…
Уходит время Павлова, некогда председательствующего на сходке олигархов на Госдаче, где в канун выборов мэра Омска в присутствии фактически взятого в заложники губернатора Назарова распределялись портфели не только градоначальника, но и вице-мэров, руководителей департаментов… Уходит хотя бы потому, что судье Русиновой, сделавшей карьеру при том самом прокуроре Лоренце, пришлось дать «задний» ход в вопросе, решать который она считала нецелесообразным.
Между тем, если уж и говорить о целесообразности, то, как нам представляется, давно уже перезрел вопрос о целесообразности заключения под стражу госпожи Горностаевой, что, несомненно, позволило бы, с одной стороны, исключить или хотя бы уменьшить давление на свидетелей, а с другой — ускорить судебный процесс, затягивающийся при очевидном попустительстве судьи Русиновой.
Арина Репецкая