Разрушение строителями объектов Омской крепости для БК55 прокомментировали ведущий инженер ТПИ «Омскгражданпроект» Жанна Хахаева и автор проекта реставрации Татьяна Малиновская.
Жанна Хахаева:
– Я в шоке от того, как ведутся работы по Омской крепости. Неделю назад я была там на планерке с архитекторами и увидела, что церковь Преображения, пристроенная к цейхгаузу, полностью снесена. Кровли самого цейхгауза тоже уже практически не было.
Сегодня я увидела фоторепортаж Алексея Пантелеева в интернете и пришла в еще больший ужас: уже полностью отсутствуют и наружные стены здания – конструкции 1832 года постройки с декором в стиле ампир.
Я не верю, что эти действия были предусмотрены автором проекта Татьяной Павловной Малиновской – давно знаю её как настоящего профессионала. Да, очевидно, какая-то часть здания находилась в аварийном состоянии, но очень сомневаюсь, что были использованы все возможные методы для сохранения исторического объекта. Реставрация – это ведь кропотливая, тщательная работа, а сейчас все торопятся успеть к известной дате. Работы начаты на всех зданиях одновременно, площадь загромождена строительными материалами и техникой, и порой трудно просто понять, что же на самом деле там происходит. В крепость, по сути, сегодня не могут пройти не только неравнодушные граждане, но, судя по всему, и контрольные органы. Отношение же у рабочих соответствующее. Во время моего последнего визита в крепость ко мне подошел молодой рабочий и заявил, что дешевле все снести и построить заново. Что, по сути, и происходит.
На БК55 сразу после победы в «конкурсе» компании, которая сейчас занимается «реставрацией», уже были высказаны сомнения по поводу компетентности данного предприятия. Я тоже сомневаюсь, была ли у неё лицензия и квалифицированный персонал. Однако чиновники заверяли тогда, что все сделано по закону и все будет в порядке. На деле же мы видим полное отсутствие контроля.
Помнится, какой был шум, когда был снесен Обозный сарай, не стоявший по факту на учете как памятник. А сегодня его судьбу уже почти повторил гораздо более ценный исторический объект.
К сожалению, я не уверена, что эта информация сейчас затронет большое количество омичей – активность людей уже настолько снижена, что им фактически на всё наплевать. Мы написали письмо в министерство культуры, однако пока никакой реакции не последовало – все сотрудники, ответственные за данный вопрос, сейчас на выезде.
Татьяна Малиновская, автор разработанного в 2014-15 годах проекта реставрации объектов Омской крепости – цейхгауза, арсенала и инженерной мастерской:
– Разумеется, демонтажа в таком объеме в моем проекте предусмотрено не было. Хотя, конечно, с того момента, когда он был разработан, прошло уже довольно много времени, на протяжении которого ситуация усугублялась. Я была в Омской крепости в конце прошлой недели – стены цейхгауза еще стояли. Сегодня посмотрела фотографии в интернете – пришла в замешательство. Мы все стали заложниками программы мероприятий к 300-летию Омска. То, что можно было бы сделать, если бы мы начали пять лет или хотя бы два-три года назад, за несколько месяцев сделать невозможно. Тем более при таком отношении. У нас была договоренность с «Омскгражданпроектом», что мы сделаем корректировку проекта, но мы к ней практически еще не приступили, а здание уже снесено. Никто не мог предсказать, что события будут развиваться так катастрофически. Прогнозировать их дальнейший ход я не могу. И что делать сейчас – неясно. Печально.
Фото Алексея Пантелеева, «Новый Омск»