Новости. Омск

Ульяна Нескорова: «А вы знаете, где в Омске находится домик Достоевского?»

фото: Анна Шестакова, пресс-служба Минкульта Омской области

Доподлинно известно, когда мэру Фадиной, едва вступившей в должность, рассказали про уникальный архитектурный ансамбль площадь плац-парадов Омской крепости и дом коменданта де Граве, где бывал Достоевский, она искренне удивилась: «А где это?». Омскую градоначальницу можно простить. Она не первая и не единственная… И что уж тут говорить о простых омичах?

Дело было на Соборной площади. Я случайно услышала, как симпатичная пара средних лет спрашивает у прохожих как пройти к музею Достоевского. И тут же поспешила улизнуть: к своему стыду, я этого просто не знала.

 Дом-музей Достоевского не раз становился притчей во языцех для омских СМИ. Особенно на сайте БК55.

В 2007 году строительный холдинг небезызвестного г-на Кокорина, оттяпав кусок Омской крепости под строительство «дома для представительских целей», возвел там элитную многоэтажку. Для себя любимого, со всеми чадами и домочадцами плюс высокопоставленные чиновники. В том числе и экс-прокурор Омской области Анастас Спиридонов. (см.  Кокорин проиграл суд «БК» из-за элитного дома в Омской крепости)

Следом активизировался еще один местечковый олигарх — г-н Морев — который в 2013 году отсудил у музея изрядный кусок земли на уникальном историческом пятачке  под строительство очередного развлекательного комплекса — ну как Омску без них! (см. Морев покушается на землю музея им. Достоевского ) В мае 2013 арбитражный суд удовлетворил иск «Омскагрегата». Финита! Буквально в нескольких метрах от одноэтажного особнячка коменданта Омской крепости Алексея Фёдоровича Граве, где с 1983 года расположен музей, омскому олигарху разрешили поставить 45-этажную «свечку». Фантастическое зрелище!

Музею остался небольшой клочок земли между заборами и ультиматум: «Если я починю вам вашу бумажную музейную крышу, то о пристройке забудьте» (см.»Морев. НИЧЕГО СВЯТОГО, или Почему наследники олигархов 90-х с их гангстерскими забавами возвращаются в Омск»)… К протестному обращению сайта БК55 присоединился известный омский историк Игорь Коновалов (см. Игорь Коновалов: «Министерство культуры заключило с Моревым сговор…»)

Более того, дом коменданта Де Граве, стены которого помнят Достоевского, даже не был включен в список ремонта объектов в связи с празднованием 300-летия Омска, хотя находился в более, чем плачевном состоянии. Подробнее в интервью с директором музея: «Вайнерман: «Главный следователь говорит: Хочешь с Полежаевым бодаться, я — нет» и репортаже сайта БК55: «Ну, а что, мАлАдцы ПАЦАНЫ из 2016-го: как музей Достоевского готовят ко Дню города»

В августе 2016 года редактор сайта БК55 Сергей Сусликов обратился с открытым письмом к министру культуры РФ Владимиру Мединскому: «Открытое письмо министру Мединскому: «Вернитесь, Вы должны увидеть то, что от Вас скрыли»

«В сентябре, под напором депутатов и общественности Морев «сдался»: вместо высотки было решено строить апарт-отель не выше 4-6 этажей. Благодетель, да еще какой! Согласно второго мирового соглашения между музеем и агрегатным заводом стройку сдвинули на 80 метров ближе к набережной, а в здании музею обещали выделить 500 квадратных метров.

Обещанного, говорят, три года ждут. Пока же музей дождался ремонта и выглядит, по мнению специалистов, как при каторжанине Достоевском. Доживут ли до юбилея писателя в 2021 году остальные памятные места? В этом историк Коновалов глубоко сомневается. (см. И. Коновалов: «Для ваших министров, г-н Бурков, Омск — никчемный городишко. Почему?»)

Тем не менее, исторические пробелы надо восполнять. И я беру старт с Соборной площади в сторону Тарских ворот. Заодно проведу блиц-опрос: где находятся Омская крепость, дом коменданта и музей Достоевского. По-ехали.

Пожилая озабоченная женщина:
-О чем вы, женщина, какие музеи? До них ли сейчас?
Стайка молодежи:
— А вы погуглите.
Три стильных дамы бальзаковского возраста:
— Если честно, понятия не имеем. Где-то там…

Импозантный мужчина с седой шевелюрой четко, по-военному изложил, как пройти к Омской крепости. Но где музей Достоевского, он не знал. Майор полиции уверенно заявил, что музей Достоевского находится в ДК Дзержинского. Несколько семейных пар помахали в сторону Омской крепости, но с музеем тоже мимо. Просто заколдованный какой-то.

Ладно, пойдем для начала в крепость. Дом Манякина на Спартаковской, памятник Достоевскому…
Быстро перебежала через дорогу, чтобы взглянуть на здание гауптвахты и вперед, мимо восстановленного Воскресенского военного собора в Омскую крепость.

Несмотря на будний день, народ был: гуляли, прохаживались, любовались Иртышом, отдыхали на лавочках. Чувствовалось, что для многих это любимое место прогулок. А что? Чисто, просторно, виды симпатичные. Опять же Тобольские ворота, столб с орлами… Единственное — запах истории слабоват. И отбивают его напрочь новоделы с пластиковыми окнами, керамогранитом и прочей современной атрибутикой.

Ладно, пора двигаться дальше, искать жемчужину Омской крепости — дом коменданта де Граве. Несколько молодых пар с детьми посовещавшись между собой:
— Сожалеем, но не можем подсказать.
Два пана спортсмена на велосипедах:
— Ты знаешь? Я — нет. Женщина, без обид, но черт его знает! Поройте в телефоне.

Кстати, советов «порыть в инете» было море. Но как это поможет якобы приезжему, ежели даже местные не в курсе?

Мужчина лет 45 грубоватого вида неожиданно просвещает:

— Мимо памятника Достоевскому шли? Напротив сквер. Пересекаете его, к дороге, там музей.
Неужели хоть кто-то? Ур-ра!

Иду, периодически продолжая спрашивать, а в ответ: нет, не знаю, мы сами приезжие, затрудняюсь и проч.

Покрутилась в сквере, глянула на непрезентабельные павильоны, ДК Дзержинский и кирху, увидела через дорогу очередной забор и рядышком, в каком-то закуте, дом де Граве, стиснутый заборами и «придавленный» сверху стрелой башенного крана. Так вот ты какой, музей-невидимка и терра инкогнита для большинства омичей. И знаешь — сразу не найдешь. Маленький и аккуратный, он сиял свежим ремонтом и Достоевским на фасаде. Но такой беззащитно-одинокий. Стоящий рядом дом Генерал-инженера плохая компания — он явно нуждается, как минимум, в ремонте.

На обратном пути, помимо опроса, занялась и просветительской деятельностью. Всем, кто не знал месторасположение музея, показывала и подсказывала. Девушка на лавочке прямо напротив музея:
— Не подскажите, где здесь музей Достоевского?
— А он где-то здесь? Нет, извините, не знаю.
— Посмотрите через дорогу. Видите, желтое с белым здание, на фасаде фигура? Это он.
— Правда?! Спасибо.

Чуть дальше трое парней с аппетитом поглощали фаст-фуд, что-то энергично обсуждая.
— Приятного аппетита. Не подскажите, где здесь музей Достоевского?
Ответили одновременно:
— Я приезжий. Вон указатели. Не знаю, но щас порою в телефоне.
— Спасибо, я, в принципе, уже нашла.
— И где?
— Пройдете немного вперед, до дороги и напротив — желтое здание с фигурой на фасаде. Это и есть музей.
— Чё, реально, тут рядом? Будем знать.
Недоумевали, смеялись, благодарили.

А милая интеллигентная дама в длинном платье, которую я застала у памятника Достоевскому, даже расстроилась, что не смогла помочь:
— Подождите-подождите, не уходите, сейчас-сейчас, я попробую сориентироваться. Так, в эту сторону Воскресенский собор, здесь гауптвахта… Где же он может быть?
Я ей рассказала и, вернувшись по её просьбе, даже показала. По пути к нам присоединились несколько приезжих — кто к родне, кто в командировку — им тоже было интересно.

Помнится, самая первая встреченная мной женщина, сказала, что «не до музеев сейчас». Может быть, но всё же.....Человек должен, просто обязан знать историю своего родного города. Мы же не Ваньки, родства не помнящие…

Почему для американского профессора Кэрол Аполлонио, посетившей Омск в сентябре прошлого года, эта поездка стала своего рода исполнением мечты? Город, где он отбывал ссылку в 1850-54 годах, где распрощался со своими либеральными взглядами. Жизнь в Омске стала темой для книги «Записки из Мёртвого дома» — первое произведение о каторге — и имела огромный успех. Профессор Аполлонио, кстати, отметила, что на общем фоне упадка чтения качественной литературы в ее стране интерес к Достоевскому и Чехову по прежнему не угасает.

Почему мы упоённо носимся с фото- и видеокамерой наперевес по другим городам и странам, восторгаясь местными красотами и достопримечательностями, и абсолютно не обращаем внимания на свои, уникальные, здесь, под боком. Понятно, что город никуда не денется, успеем. Только успеем ли? Город действительно никуда не денется. А вот памятники культуры.....Кому «спасибо» за это невнимание, равнодушие и где-то даже пренебрежение? Омскому правительству? Минкульту? Или воспитанию? Кстати, а среди чиновников кто-нибудь знает, где находится дом-музей Достоевского?

Но! Не могу не отметить: несмотря на весь скепсис, цинизм и ноющее неудовольствие, которые частенько мелькают в комментариях, создавая весьма нелестное мнение об омичах, люди у нас замечательные. К «приезжему» человеку все были доброжелательны, приветливы и искренне пытались помочь. Честно — я горжусь своими земляками. Кто сказал, что Омск депрессивный город? И второе: у меня теперь тоже есть мечта — собрать компанию друзей и по-взрослому, с профессиональным гидом, пройтись по историческим местам Омска. Чтобы, как у классика, не было мучительно больно. И стыдно.

P.S. Спустя несколько дней, после очередной аварии на трамвайных путях, разговорились с попутчицей, милой женщиной лет сорока. Жара, отпуск, после купания в Иртыше покрылась какими-то волдырями. В Турцию неохота, в Сочи дорого, мечтает об Италии. Я поделилась впечатлениями о Риме, Венеции, Флоренции.

Она вздыхает:

— Да, это не то, что у нас.
— Зря вы так. Как оказалось, в Омске тоже хватает интересных мест. Вы были в музее Достоевского? Знаете, где он находится?
— Не-е-т. Да что музей!
— Не скажите. В прошлом году к нам специально профессор из Америки приезжала, это была её заветная мечта: побывать в городе, где писатель прожил четыре долгих года. Достоевского у них, как и во всем мире, до сих пор любят, читают и почитают.
 — Серьёзно?! А где у нас музей Достоевского?

Я рассказала. Может, стоит организовать просветительскую экскурсию «По памятным местам Достоевского»? Их же в Омске, по словам Игоря Коновалова, хватает. Пока.

Ульяна Нескорова

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

11
9
светлана13.08.2020 03:02:10
совсем неплохая мысль насчёт экскурсии.
11
2
Омич13.08.2020 10:06:13
Спасибо, Ульяна!
Полностью поддерживаю.
Но:
"Не смотря на будний день, народ был:..."
"В Турцию не охота, в Сочи дорого,..."
Источник: https://bk55.ru/news/article/172089/

по-русски правильно будет: несмотря и неохота...
3
0
аффтар13.08.2020 10:19:46
Омич, упс, с деепричастием и наречием действительно ошиблась, стыдно, но бывает, исправлю.
10
9
Пенсионер13.08.2020 12:01:34
Да что деепричастия и обороты. Местные действительно не знают города. Удивляются, что я приехавшая в область, лучше их знаю Омск. И так везде. В Тюмени местные жители так и не подсказали мне, где находятся музеи. Пришлось искать сетодом тыка. Инета еще не было. А Омск- город, где много интересного. И не страшнее он других промышленных городов...
7
4
училка13.08.2020 12:23:54
светлана, особенно с учетом, что в следующем году будет юбилей - 200 лет со дня рождения писателя. Времени, чтобы детально проработать и проложить маршрут, вполне достаточно. Я думаю, что наш историк, г-н Коновалов, в этом с удовольствием поможет.
9
5
я так думаю13.08.2020 14:49:23
Ваще-то, у музея есть директор. Знают музей или не знают, зависит о него.
8
3
училка13.08.2020 14:56:07
я так думаю, и это он, негодяй эдакий, разрешил строительство впритык к музею. А море бюджетных денег, которые ему выделяют на содержание и популяризацию музея из минкульта, тратит на девочек и курорты. Вы интервью то его почитайте.
13
0
как же так13.08.2020 15:11:14
Не нужно искать музей. Мы живем в этом музее. Есть у нас свои "старухи"-проценщицы, Раскольниковы, нищие, притоны, ночлежки, стаи бродячих собак и много другое. Антураж только другой.
2
0
мысленно вместе13.08.2020 15:44:21
Вот вам и ответ!
7
9
патриот13.08.2020 15:52:37
Судя по количеству просмотров-коментов, омичам и впрямь по фиг история родного города и где, в частности, находится музей Достоевского. Но при этом долдонят, что Омск никакущий город.Печалька.
11
0
alex13.08.2020 17:29:34
училка, нет это чинуши из мэрии много лет назад, наверное за просто так,продали землю впритык в этому музею частному лицу и никто не ответил. Одна надежда на чудо чудное и диво дивное: covid-19
7
3
alex13.08.2020 17:45:22
патриот, кому сейчас нужен этот Дотоевский, спросите выпускников, сдавших ЕГЭ на отлично по литературе, читал ли кто из них эту замшелую лабуду, если они будут честными, то никто. Это как на официальных мероприятиях с участием "первых лиц" региона звучит фотограмма гимна и весь зал делает вид, что поёт шамкая губами, при этом не один из них не знает слов гимна в последней его редакции от С. Михалкова
13
0
омич13.08.2020 18:19:01
Омичи знают где находится музей Достоевского, а вот мигранты и гастарбайтеры нет.
4
4
патриот13.08.2020 18:41:43
alex, а я знаю. И если того же "Идиота", "Подростка", "Братьев Карамазовых" и проч читал, стиснув зубы - надо, Федя, надо - то фильмы смотрел и смотрю с удовольствием. Если нынешняя мОлодежь не в курсе - это их личное несчастье. Многим тупым быть незазорно.
10
0
ДОСТОЕВСКИЙ ОБ ОМСКЕ13.08.2020 19:45:51
Омск — гадкий городишко. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видал. Городишко грязный, военный и развратный в высшей степени…
2
0
Гога13.08.2020 19:47:53
2гис в помощь
3
4
Илья13.08.2020 22:25:58
ДОСТОЕВСКИЙ ОБ ОМСКЕ, и зачем ему музей у нас? Музеи нужно открывать тем, кто прославлял Омск ДЕЛАМИ, ну или словами. Что за мазохизм такой?
11
0
Александр13.08.2020 22:36:20
Да знают омичи где находится музей Достоевского. Так что не надо ля-ля! И где Омская крепость находится тоже знают омичи.
3
5
Эльвира13.08.2020 23:28:19
Знаем и были в нем не раз.
7
7
Леди13.08.2020 23:39:01
Я называю это комплексом провинциала.
Омичи всю жизнь живут мечтами о Москве, Питере, Европе... а что под носом не видят.
Нет самоуважения у омичей. Проедьте по городам вокруг Москвы: все обшарпанное, но такое первозданное. Там никогда в историческом центре не строят развлекательные центры или многоэтажки (практически) - им это просто в голову никогда не приходило - менталитет другой и самоуважение.
Это как аристократ и простолюдин. Нет в Омске по-настоящему коренных жителей. Одни полукровки.
3
1
училка14.08.2020 08:00:55
alex, значит они и есть Ваньки, родства не помнящие
3
0
училка14.08.2020 08:03:39
alex, это "просто так" поди здорово чинушам карманы пооттягивало.
1
2
Рядовой14.08.2020 11:23:33
А зачем всем омичам знать????
3
8
Серж14.08.2020 11:33:04
Мне вообще непонятно, что за музей человека, который в этом городе отбывал наказание, причем наказание за дело. При этом назвал город "гадким городишко" и ему за это музей? Да, согласен Великий писатель, но мой город оскорбил и явно незаслуженно. Приехал бы в Омск просто в гости, например, к кому-нибудь, то вряд ли назвал город гадким, у него настроение в этом городе было с большим знаком "минус". И от чего я вообще фигею, это то, что его именем назван наш классический университет. С какого перепугу?
2
5
12414.08.2020 11:40:59
Если музей не бросается в глаза, это не значит, что его нет и омичи невежды. Кто ищет, тот найдет. И Морев строит на своей земле. Как и почему он ее получил, быльем поросло, но право имеет. На первом этаже он пообещал многометров музею, так что возражать не с руки.
5
2
Ида Цикламен14.08.2020 11:46:46
Серж, настроение Достоевского было очень переменчивым из-за его болезни. После ссылки в Омске он бывал несколько раз до 1859 года. Конечно, тюрьму никто не любит, но благодаря имени писателя был спасен дом коменданта.
Имя же университету тоже дано не просто так, Достоевский всю жизнь много и жадно читал, и хоть ученым не был, но мучительно думал о судьбе России.
5
0
патриот14.08.2020 13:03:25
124, не смешите наши тапки, откуда у Морева "своя" земля? Только на том основании, что во время войны там временно размещался цех перевезенного сюда агрегатного завода? Да, в то время было не до истории - страну бы спасти. А, пардон, в наше время и Кокорин и Морев поступили как пакостные хапуги, хватанувшие всеми правдами и неправдами по куску земли в историческом центре ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ради собственной наживы. Очень и очень жаль, что Омск, в отличие от Тобольска, не смог сохранить свою историю. Смотрю на старые фото того же обозного сарая и какое недоразумение в результате выстроено - сарай, но только бесполо-современный и уродливый, как смертный грех. Тьфу, пакость! А ведь таких крепостей за Уралом было раз-два и обчелся.
8
2
омич14.08.2020 18:26:28
Глупости!!! Омичи живут своим городом и делают всё чтобы он стал ещё краше. О Москве, Питере и других городах мечтают летуны они думают что сбежав из Омска куда-то их там встретят с цветами и музыкой, это не так, там они где-то не нужны, своих хватает, да ещё трудовых мигрантов предостаточно. В народе говорят - ОТ ДОБРА, ДОБРА НЕ ИЩУТ!
1
2
Гость14.08.2020 21:32:12
Если "Училка" так рассуждает тогда её на пушечный выстрел нельзя подпускать к ученикам.
5
0
училка15.08.2020 09:00:23
Гость, ну нельзя же быть таким примитивным простачком - училка не значит препод. Ответ предназначался alex за "замшелую литературу" Достоевского, которая никуда не уперлась отличникам ЕГЭ. кТО ТОГДА ЗАМШЕЛЫЙ И КТО ОТЛИЧНИК БОЛЬШОЙ ВОПРОС.
2
0
Надежда22.09.2020 15:39:42
Хорошая статья.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru