Бесконечные очереди к т.н. «дарам волхвов» были главными новостями начала первых рабочих дней нового года. Для верующего человека вопрос их подлинности не стоит. Однако кое-какие факты говорят о том, что во времена Византии дары волхвов выглядели иначе.
Уже больше недели жители обеих столиц России толкаются в очередях к реликвии, известной под названием «Дары волхвов». Как следует из Писания, трое волхвов поднесли в дар родившемуся Иисусу золото, ладан и смирну. Соответственно, мать Христа сохранила подарки, и потом они от византийцев попали в Афонский монастырь в Греции, где и хранятся уже более 600 лет.
Как сообщает «Взгляд», первое упоминание о нахождении в Константинополе неких «даров волхвов» имеет место быть в 11 веке, по документу «Таррагонский аноним», составленному неизвестным французом между 1075 и 1098 годами: «Говорят, что есть там пеленки, в которых лежал Спаситель в своем благословенном детстве, также золото, принесенное волхвами, которое, когда подносят его к ушам, всегда издает звон и чудесным образом слышится как бы шепот. Это хранится у них в ризнице Святой Софии».
Гораздо понятнее пишет о «дарах» наш соотечественник, новгородский боярин Добрыня Ядрейкович в своей книге «Паломник», посетивший Константинополь около 1200 года (позднее Добрыня стал святым Антонием, архиепископом Новгородским). Так вот он среди святынь храма Святой Софии упоминает: «…и пелены Христовы, и дароносивыя сосуты златы, иже принесоша Христу с дары волсви».
Итак, шепот, который описывал француз, получил объяснение – дары внешне выглядели, как сосуды из золота, в которых, вероятно, что-то лежало. Поэтому их и можно было «послушать». И действительно, на византийских иконах тех лет волхвы всегда изображены с сосудами в руках. Все три волхва держат три одинаковых, не очень глубоких, широких сосуда - чаши.
И наоборот – те золотые украшения, которые нам демонстрируют в качестве «даров», очень похожи на византийское украшение в виде пояса. «Взгляд» предполагает невероятное: «Дары были переданы в монастырь Св. Павла на Афоне, где в какой-то момент в XVI веке им и решили придать более соответствующий представлениям того времени вид пояса с подвесками из золота и бусинами из ладана и смирны». Честно говоря, подобное обращение со святыней представляется абсолютно невозможным. Тем более, там очень тонкая работа.
Игорь Федоров