Конкурсная комиссия своеобразно отреагировала на уход с дистанции Станислава Гребенщикова.
Третий этап отбора кандидатов на должность мэра Омска, свидетелями которого мы стали, имел абсолютно неожиданный финал. Напомним: официальную поддержку губернатора имел его заместитель Станислав Гребенщиков, который соответственно без проблем прошёл бы через конкурсную комиссию, если бы не внешние обстоятельства. Ведь 6 из 12 членов этой комиссии были назначены Назаровым, а к ним добавлялись ещё глава фракции «Единой России» в Горсовете и предположительно двое «почётных граждан». Но во вторник Гребенщикова внезапно вывела из здания областного правительства медсестра, и в тот же день появилась информация о некоем уголовном деле, в результате кандидатов стало на одного меньше (официальная версия – «по состоянию здоровья»), а неопределённости – намного больше.
Насколько нам известно, ещё вчера депутаты Горсовета не предполагали, что им придётся-таки выбирать мэра. Из оставшихся претендентов глава минтруда Владимир Куприянов изначально выглядел как технический кандидат, чьей задачей было обеспечить формальную и неопасную для фаворита состязательность. Без Гребенщикова он оказывался в странном положении: мэра в нём явно не видели ни «старшие товарищи», ни будущие малочисленные избиратели, и он выглядел бы проигрышно рядом как с энергичным и наиболее заинтересованным в победе Игорем Антропенко, так и с Игорем Рыбаковым – загадочным кандидатом из Москвы, любящим рассказывать о своих поездках в Миннеаполис и о шапочном знакомстве с первыми лицами региона.
Помимо этих троих, в длинном 16-строчном списке были двое «либеральных демократов» (предполагалось, что за них, точнее даже за одного из них, проголосуют только однопартийцы), один бывший коммунист (у него вообще не было шансов на чьи-либо голоса) и ещё десятеро молодых и не очень мужчин с более или менее анекдотичными программами. В итоге получалось, что ни один кандидат не может набрать необходимый 21 голос на пленарном заседании Горсовета. Вероятной была такая перспектива: депутаты вяло обсуждают предложенные им кандидатуры (например, Куприянова и Антропенко), потом существенная часть народных избранников не нажимает во время голосования ни одну из кнопок... Вся процедура, включая формирование конкурсной комиссии, запускается заново, и, соответственно, финал №2 переносится на осень, когда у нас уже будет новый созыв ГС.
Но произошло совсем другое. Полной неожиданностью для журналистов, собравшихся сегодня на Думской, 1, стала новость о том, что наряду с Куприяновым, лидером голосования (8 голосов из 24) стал некто Андрей Ерошевич – 30-летний никому не известный предприниматель. Антропенко же оказался третьим с всего 2 голосами. Хотя голосование было тайным, расклад известен: коммунист Леонид Михайленко и либеральный демократ Алексей Ложкин не поддержали ни одного из кандидатов, эсерка Ирина Матвеенко и почётный гражданин Анатолий Якуш поддержали Антропенко, а вот все 6 губернаторских членов комиссии, второй почётный гражданин Александр Новиков и глава фракции ЕР в Горсовете Алексей Чираков дружно отдали по одному голосу Куприянову и ещё по одному – Ерошевичу.
Лирический рассказ главы комиссии Сергея Тодорова о том, что Ерошевич – хороший парень с интересной программой, конечно, не слишком убедительно объясняет такой успех. Скорее можно предположить, что министр Куприянов занял место досрочно выбывшего коллеги: теперь он – кандидат губернатора, а 30-летний ИП – его конкурент на финальном этапе выборов, настолько удобный, что может не получить вообще ни одного голоса. Коней на переправе не меняют; назаровская креатура подвела босса, когда было слишком поздно что-либо менять, и в результате губернатор сделал ставку на Куприянова, потому что у него не осталось другого выхода. Видимо, перенос выборов на осень стал бы проявлением слабости региональной власти (в глазах администрации президента-то уж точно). Потому и пришлось делать вид, что так и было задумано. Наверное, излишне говорить, что при таком раскладе интересы жителей Омска не учитываются вообще: «управляемая демократия» в отечественном понимании этого слова – вещь суровая.
Тем не менее всё в руках депутатов Горсовета. Фракция «Единой России» оказалась (по-видимому, без какого-либо предварительного согласования) перед очень простым и странным выбором: вчерашний «технический кандидат» или сегодняшний. Многие наверняка увидят в таком выборе потенциальный урон для своей репутации; многие поймут, что есть ещё и третий вариант, который по факту уже выбрали коммунисты и «либеральные демократы».
Видимо, исход выборов 19 апреля всё ещё не предрешен.