Новости. Омск


священник, театральный критик


Лев Степаненко: «Поможем Мельпомене в лице Нелли Александровны – кто, чем может»

О посещаемости Музыкального театра и прочих его делах.

Ни с того ни с сего специально для издания «Бизнес курс» директор «местного учреждения Мельпомены» Нэлли Бут 19 октября 2018 г. прислала несколько цифр о деятельности театра за последний сезон, когда она стала директором. Суть их такова: до нее посещаемость спектаклей составила 34,9%, при ней – 43,2%, т.е. увеличилась на 8,3%. Если принять за истину эти цифры и уверовать в совершенство методики подсчета, то можно только порадоваться вместе с театром.

Но вот пару месяцев назад, 24 августа этого же года, портал Om1.ru под заголовком «В Омском музтеатре залы не заполняются даже наполовину» сообщает: «Директор Нэлли Бут посетовала, что ей не удалось резко привлечь зрителя. У нас заполняемость зала 42%, призналась руководитель» (https:www.om1.ru/afisha/news/148585/). Итак, одна и та же цифра посещаемости трактуется по-разному. В августе она оценивается с сожалением, в октябре – как победная реляция. Не странно ли? Прибавку в 1,2%, я думаю, не следует принимать во внимание, потому что цифра 42% взята за год, а цифра 43,2% неизвестно за какой период, т.к. в текущем сезоне театр открыт на тот момент всего 16 дней, с 3 по 19 октября.

Посещаемость в октябре должна, конечно, увеличиться, т.к. резко снизилась стоимость билетов и составила: для взрослых 100 рублей за обычный спектакль, 200 – за премьерный, школьникам – 50. Произошло это из-за стульев, лишивших зрителей комфорта. Поставят злополучные кресла, и стоимость билетов снова повысится, вот зрители и торопятся посмотреть больше спектаклей.

Складывается впечатление, что руководитель театра слабо или вовсе не ориентируется в показателях, которые задаются театру государственными органами. Плох или хорош показатель 42%? Если хорош, то зачем «сетовать» на него в августе; если плох, то зачем его присылать в редакцию для обнародования в октябре? Не осознавая важность такого показателя, как двигаться дальше?

На этом же портале Нэлли Бут делится своими проблемами так: «Многие подростки просто не задумываются о том, что можно ходить в театр, хотя постоянно гуляют на Театральной площади. Такая же ситуация и с взрослыми». Вот ведь какая обида! Подростки не задумываются, что они у театра. Наверное, думают, что это трамплин. Задачу директор понимает правильно, но ведь надо пытаться заинтересовать их, чтобы они однажды открыли дверь и вошли в театр. Кто должен делать это? – школа, вузы, семья – это не для сегодняшнего разговора. Здесь речь о действиях самого театра.

Скажу больше, молодые не только проводят время на площади у театра, им хочется иногда забраться и на крышу его, как это случилось однажды. Двое 15-летних школьников в пять часов утра – бессонница замучила, пройдя лунатиками мимо спящего вахтера, забрались на крышу театра и с высоты птичьего полета любовались городом, снимали видео и встречали самолеты. Вот они потенциальные зрители, о которых мечтает директор. Их не надо искать, на ловца и зверь бежит. «Зверь» совсем рядом, у дверей и даже на крыше, но ловец не в состоянии изловить, привлечь «зверя» в очаг культуры для очеловечивания. И, если оставить в сторону шутки, то подросток, оставленный вне пространства культуры, может действительно превратиться в зверя, как это случилось в Керчи, когда 18-летний убийца расстрелял двадцать мальчишек, девчонок и преподавателей и около пятидесяти искалечил.

Как привлечь молодежь в самый нравственный театр города? Об этом, конечно, должно думать, прежде всего, руководство театра. Не получается, надо учиться у других, например, у ТЮЗа, где также пришел новый художественный руководитель, и добрые результаты налицо. Не калачом, конечно, надо заманивать молодежь, а интересными, яркими, современными и высокохудожественными постановками. В августе текущего года в Музыкальный театр приглашен новый главный режиссер – Александр Лебедев. Он сообщил, что в конце ноября планирует поставить мюзикл «Дубровский» – похвальное желание.

Владимир Дубровский – великолепнейший персонаж, который должен понравиться альпинистам, которые штурмуют вершины Музыкального театра. Он добрый, умный, щедрый и отважный человек. После того, как богатый помещик Троекуров отобрал у него имение, он стал разбойником и вместе со своими крестьянами отбирал у богатых добро и раздавал награбленное бедным, никого не убивая. При таком прекрасном драматическом материале и богатом актерском ресурсе качество спектакля теперь зависит только от режиссера и других постановщиков. Только бы они не представили Владимира Дубровского вульгарным бандитом и террористом. Александр Лебедев уже ставил «Дубровского» в Новосибирске, и настораживает то, что в рекламных роликах звучит адская музыка, совершаются безумные пляски и долго истязается какой-то персонаж, что никак не увязывается с романтическим пушкинским романом. Не будем, однако, обгонять события.

Другим важным достижением администрация театра называет то, что ликвидирована задолженность со времени директора Бориса Ротберга 10 миллионов рублей «за счет собственных средств». Мне показалось непонятным, что это за «собственные средства», много ли их там еще, и я позвонил Борису Ротбергу с просьбой прокомментировать этот факт. Он подтвердил, что такой долг действительно оставался по той простой причине, что театр получал из бюджета только половину средств необходимых для постановки спектаклей, и приходилось делать займы. После этого разговора у меня сложилось представление, что поскольку за последний год в театре поставлен лишь один полномасштабный спектакль – балет «Эсмеральда», то часть денег от продажи билетов на ранее поставленные спектакли и шла на погашение долга, а не на развитие театра. Получился Тришкин кафтан из басни И.А. Крылова.

Как-то всё неладно получается у руководства театра, сомнительно. Вот еще одна цифра из данных администрации 19 октября: «Покупка билетов онлайн составляет 22%». Я никогда не пользовался подобной услугой и не могу пояснить ее, но привожу на этот счет мнение некоей зрительницы «Индиры» со многими восклицательными знаками в комментариях к материалу администрации: «Про покупку билетов онлайн! Это же должно быть очень удобно! Но нет! Купили, оплатили, распечатали! Отлично! Но… с этим распечатанным предшественником билета в течение часа до спектакля нужно прийти в кассу и обменять распечатанный билет на стандартный, отстояв при этом очередь. В чем удобство сервиса? Можно же сканировать на входе электронный билет, не устраивая этот квест с кассой, особенно учитывая, что вход в кассу отдельный». Немногословно и понятно пишет зрительница, к которой я за это сразу проникся уважением. Так писал домой письма молодой Александр Васильевич Суворов: «Жив, здоров, учусь, служу. Суворов». Вот она бы наладила данную услугу, нужно пригласить ее в качестве консультанта. Она пишет заинтересованно, добродушно, без злопыхательства, и я готов подарить ей свою книгу театральных рецензий. Мой телефон можно узнать в редакции.

И уж совсем неладные дела происходили на крыше здания театра уже в 2018 году. Однажды погасли маркировочные огни, что угрожало безопасности полетов воздушных судов. Лишь после вмешательства транспортной прокуратуры в адрес директора учреждения культуры было внесено представление об устранении выявленных нарушений. По постановлению прокурора юридическое лицо привлекли к административной ответственности и назначили наказание в виде штрафа в 10 тысяч рублей. Высказываю предположение, что провода перекусили летучие мыши из оперетты Штрауса «Летучая мышь», которая ставится под этой крышей. Слава Богу, ни один самолет, снижаясь на посадку, не успел разбиться из-за каких-то голодных мышей.

Пусть не очень обижается на меня Нелли Александровна, но я вижу еще один возможный полезный ресурс, совершенно невещественный, не денежный, который нельзя выразить никакими показателями – добрый психологический климат в коллективе артистов и сотрудников театра, а также уважительное отношение к зрителям. Не годится, когда какая-то часть сотрудников жалуется по этому поводу, обращаясь в СМИ. Надо уметь находить подход к каждому. Я не имею никакого права говорить от имени артистов, а вот по отношению к зрителям я уже писал и вновь вернусь к этому вопросу.

Первой, кого я встретил в фойе в день открытия сезона 3 октября, была пожилая женщина, о которой я писал раньше на сайте «БК55». Я видел ее у театра 15 сентября, когда она пришла, не зная о переносе открытия сезона. Ее «Айфон» с сайта «Спектакли Омска. Афиша» показывал, что спектакль состоится именно 15 сентября, т.к. театр не следит за своей рекламой. Она сожалела тогда, что впустую потратила на поездку 200 рублей. Накануне в разговоре с директором Нэлли Бут мы коснулись этого, скажем, персонажа, и мне показалось, что она как-то легко отнеслась к проблеме инвалида. Мол, при наличии дорогого «Айфона» говорить о пустяке в виде каких-то двухсот рублей нет смысла. Мне показалось так же, что она сомневалась в существовании этой женщины. Мне захотелось представить ее директору, на что женщина дала свое согласие и пояснила, что пенсия у неё 9 тысяч рублей, а «Айфон» ей подарили, как это водится, дети. Я был огорчен тем, что директриса не сочла нужным поговорить с таким уже «прославленным» зрителем (Ольгой), лично извиниться и, быть может, еще и дать приглашение на другой спектакль. На таком примере проявилось бы подлинное уважение к зрителям, а не на голословном заявлении у занавеса сцены про любовь к ним. Известно, легче любить всё человечество, чем конкретных людей. К чести этой женщины скажу, она оказалась достойной поклонницей Музыкального театра, на этот раз не выразила никакого недовольства и была вполне умиротворенна.

Для сравнения приведу другой сходный случай, свидетелем которого был я. Около пяти лет назад в театре состоялась премьера скандального балета «Страсть» по роману «Анна Каренина» молодого режиссера Дмитрия Генуса. Спектакль настолько отклонялся от классической хореографии, что многие зрители возмущались. Среди них одна, молодая, беременная, подошла после спектакля к Ротбергу, которого можно было видеть в фойе, и настойчиво потребовала вернуть ей стоимость билета 350 рублей. Я стоял при этом в стороне. И что вы думаете?

Стоимость билета ей была возвращена вопреки театральным правилам. Об этом случае я упоминаю в своей книге «Театр на пути к апокалипсису», 2015 г. издания. Директор Борис Ротберг оказался на высоте положения. Формально он был здесь не причем. Так схожи эти два случая, но так различны отношения к ним руководителей. Там пожилая женщина-инвалид, здесь беременная, обе требующие особого внимания, и на таких проявляется подлинное уважение к людям в цивилизованном мире. Борис Ротберг в пору своего директорства часто подвергался критике, в том числе необоснованной, и здесь я не даю ему общей характеристики, а рассказываю лишь об одном конкретном случае.

Вновь горят огни на высоченных пилонах театра, на фоне звездного неба, и мне вспоминаются стихи Маяковского:

«Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хотел, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?»

В самом деле, послушаем! Ведь, если поставлена Нэлли Бут директором Музыкального театра, значит это кому-то нужно. Будем помогать Нэлли Александровне и ее команде, помогать посещением спектаклей, позитивной конструктивной критикой, добрыми советами – кто, чем может.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

10
12
+++26.10.2018 13:26:58
Господин Степаненко, вы чего добиваетесь? Чтобы Бут убрали? Тогда, зачем к ней обращаетесь в своем материале? Обратитесь к тем, кто ее назначил. Они то, как выяснилось, еще меньшие специалисты, чем Бут, раз выбрали ее в руководители. А потом приглашать в качестве эксперта бывшего директора Ротберга по меньшей мере непонятно. Его сняли не за то, что он плохо руководил, а за то, что не нашел взаимопонимания с учредителями)) Так что фраза - Я обратился к Борису Ротбергу с просьбой прокомментировать- вызывает недоумение. Ну давайте еще Полежаева спросим, КАК руководить Буркову))))Разные ситуации- разные финансовые условия приводят к тому,что руководитель принимает разные решения. Это не значит, что Бут идеальна- это значит, что сравнивать ее с РОТБЕРГОМ не этично. Он тоже был НЕ ИДЕАЛ. Скандалил, изображал у себя в вотчине удельного князя.(((А теперь он У ВАС ЭКСПЕРТ. ))))И как он еще согласился, чтобы его фамилию указали. Обычно он все в тихушку делает((((
10
16
Иван26.10.2018 14:19:41
Степаненко ты уже реально достал своими статьями. Всё одно и тоже. Запишись на приём к Буркову и добейся своего назначения на должность министра культуры. Что толку в статьях учить управлению учреждением культуры? Возьми и сделай.
1
8
мимо проходил26.10.2018 16:23:53
Да-а?! Да ну - не может быть!))) В самом деле - неужели я прочитал - ... ФЕЛЬЕТОН?! Автор и такое могёт? Ну, браво, браво! Кто бы мог подумать: ни слова о религии и полным полно легкого бравурного сарказма!
ЗЫ: для критиков - да я бы сам покритиковать и придраться рад бы, что называется - как говорится, по привычке оценки произведений автора, но... Но хочу заметить нынешним критикам, что они форму-то - хорошо уловили, а вот изначальную суть повода - как-то пропустили! Согласен, речь идет о г-же Бут: это невозможно не заметить из чтива. ОДНАКО ПОВОД СРАЗУ ЖЕ И ЯСНО ВЫСКАЗАН АВТОРОМ: да это она, г-жа Бут, "внезапно" прислала цифирь, пытаясь зачем-то защищать свое реноме процентиками. А не Степаненко "внезапно" написал. А критик - имеет право писать просто ради слога, просто от сердца, и тем более - когда этому дали повод. Да и закончил он - ровно противоположно тому, как в комментах - с добром и добра предлагая, и другим предлагая делиться добром. Прочтение же народом фразы "кто чем может" напомнило анекдот про "Рыбка, передай на билетик - Все слышали, что он меня щукой обозвал?"...
Автору же, если по-современному - лойс за стиль! Да я бы и г-же Бут не советовал испытывать какие-то негативные эмоции по этому поводу: ошибки из-за спешки или неверной первоначальной оценки бывают у всех, и уж тем более - на то и культура, чтобы с небес и вершин возвращаться на землю и именно на ней творить добро. Из этой досадной мелочи вполне могут сложиться и встречи со зрителями и иные благие творения, там что повод к плюсу надо использовать, а не к минусу, как мне представляется.
4
21
Просто26.10.2018 21:55:06
А может у Бут все в театре хорошо и Вы по просьбе Ротберга стараетесь опровергать это, который тупо не может пережить что у новой команды не хуже, чем при нем. Ну почему нельзя с добром принимать изменения и быть просто другом, советчиком добрых перемен. Всему свое время. Ушли на пенсию и не дарите зло, господа хорошие.
29
3
Сложно26.10.2018 22:42:27
Просто, У Бут нет театра. Есть ГОСУДАРСТВЕННЫЙ театр. И в нем все плохо. Хуже не было никогда. Даже при Ротберге.
7
20
Повтор удаленного комментария26.10.2018 22:43:15
Я повторно пишу комментарий о том, что вижу со сцены - зрителей стало больше, часто полные залы. Степаненко нагло врет в своей статье.
1
10
)))27.10.2018 13:26:26
Сложно,ну да вам даже при Ротберге хуже НЕ БЫЛО, потому что вы молчали в тряпочку...А теперь вдруг заговорили. (((Совесть что ли проснулась?!
9
3
Зритель27.10.2018 22:04:09
Был сегодня на концерте "Четыре сезона для оперы: осень", подтверждаю - полный зал, крики браво, артистов долго не отпускали со сцены. Концерт великолепный. Кто вы, люди, которые ставят минус комментарию выше ?
15
2
Дмитрий28.10.2018 13:27:09
надоела эта Бут. неужели минкульт и правительство устраивает эта возня вокруг музыкального театра. примите уже, наконец, меры. хватит позориться!
15
1
Анна28.10.2018 13:29:11
пали ниже плинтуса все - и чиновники от культуры, и руководство музтеатра. одни скандалы и сплетни.
6
7
для Дмитрия28.10.2018 23:32:29
а мне надоел Степаненко. Ему Ротберг премию не выписал еще за статьи ? Вон как старается, одна красочней другой
2
0
Валентин29.10.2018 04:49:29
Я не знаю точно сколько зрителей ходит на спектакли. По этому поводу ничего писать не могу. Но мой вкус оскорбляет вид здания театра. При постройке бывшая белоснежной, после ремонта проведённого Шишовым, крыша стала какая то ядовито красная. По слухам, у Мостовика много грунтовки оставалось, вот и покрасили тем что было.... Когда же зданию, вернее крыше, вернут первоначальный вид?
2
2
!!!!29.10.2018 08:50:14
мимо проходил, да "ветрянкой" Степаненко вместе с Ротбергом болеют)
0
0
хм...29.10.2018 09:28:07
Дело не в театре, не в Ротберге и не в Бут. На спектакль с Караченцевым, "ЮНОНА И АВОСЬ", было не попасть и подростки ломились туда за 2 часа проникая правдами и неправдами в театр на самый верх (на стоячие места) - ПОТОМУ ЧТО БЫЛО, что смотреть. Я смотрел этот спектакль буквально за неделю до того, как его увидели парижане - он на всех языках был актуален. Это было Искусство. Спектакль не надо было рекламировать. Это делал сам зритель. Теперь такого НЕТ - смотреть нечего. И Буц (Куц или гуц) - без разницы НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТ.
0
0
хм...29.10.2018 09:30:14
Кстати я смотрел спектакль СТОЯ - кресел не было ДА и не нужны они были...
10
0
Гость29.10.2018 09:51:03
хм..., для того чтобы были такие спектакли нужен такой руководитель, который был в Ленкоме! Когда грамотный руководитель, то это отражается на всем, и на искусстве на сцене, и на жизни организации внутри и вцелом. А когда то скандал со стульями на весь город, то открытие переносят, то премьеру переносят, которая активно рекламировалась, что она будет в начале ноября, а теперь вдруг в кассах она числится на начало декабря, и это без всякого публичного оповещания, то вот и возникают вопросы уже не к ИСКУССТВУ на сцене, а к компетентности управления данным учреждением.
4
5
хм...29.10.2018 14:10:44
Надо назвать это "кружок художественной самодеятельности"? Наплодили "театров" - а искусство так и не появилось - так, кормушки для приближённых?
4
4
Фома29.10.2018 16:31:02
хм..., а тебя как назвать? кто ты такой, чтоб бросаться такими фразами? дальше не буду. Комментарий не пропустят.
11
0
Вперёдсмотрящий29.10.2018 16:33:16
Спасите театр от этой женщины и её зама по развитию! Стулья - верхушка айсберга. Там внутри всё гораздо веселее...
1
2
хм...29.10.2018 18:56:07
хм..., а тебя как назвать?

"Нет, ну кто ты такой?"
Знаете, мне аплодировал Слава Зайцев - был такой момент.
Ещё у меня два Президента гостили (один аж из Парижа прилетал).
Специально для меня в Академии живописи, зодчества и ваяния экскурсии устраивали.
В Москве я останавливался в доме, где жил Папанов и другие Великие артисты.
Много ещё чего могу порассказать - интересного.
И театров видел - море! (ПРОСТО ПОВЕЗЛО).
Поэтому в Омске почти никуда не хожу - скучно...
4
1
Вера30.10.2018 12:41:35
хм..., ой, и откуда к нам такого важного дяденьку занесло?))) Сидит, скучает в Омске провинциальном, да Льва Степаненко почитывает, Светило современной журналистики) И ходить-то ему, бедному, некуда... Ленком гастролями не балует, а всё остальное - мрак. Да и рейсы из Парижа мимо летят, так что с Президентами встреча откладывается на неопределённый срок...
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru