Новости. Омск


журналист

Леонид Евсеев: «Когда «одно слово правды весь мир перетянет»»

Записки о Солженицыне.

Он дважды был в Омске с перерывом в 44 года.

Сегодня, 11 декабря, 100 лет со дня рождения Александра Солженицына. Наверное, у каждого «свой» Солженицын. Для кого-то он неистовый борец с тиранией, разоблачитель и живой свидетель сталинских репрессий, для кого-то оголтелый хулитель советского строя, предатель и активист «пятой колонны», работающий на ЦРУ.

Неоднозначный человек – неоднозначные оценки. Трудно найти более последовательного и более талантливого противника коммунистического строя, который настолько достал вождей Советского Союза, что 7 января 1974 года удостоился персонального обсуждения на заседании Политбюро ЦК КПСС. К слову сказать, тогда Солженицына невольно «спас» всесильный руководитель КГБ Юрий Андропов. Именно он предложил  выдворить из страны диссидента Солженицына. Андропова поддержали: Устинов, Гришин, Кириленко, Катушев. За арест и ссылку выступили: Брежнев, Косыгин, Подгорный, Шелепин, Громыко. Кто знает, если бы Андропов не настоял на высылке, то сгинул бы в Мордовских лагерях лауреат Нобелевской премии по литературе (Премия была ему присуждена в 1970 году). Историками не оспаривается тот факт, что в 1971 году КГБ пытался физически устранить Солженицына, но после укола со смертельным ядом писатель выжил, правда, долго болел.

Вообще Солженицыну везло. Заболел раком, излечился, был арестован в 1945-м, остался жив, не расстреляли. Министр МВД Николай Щелоков направлял в Политбюро записку в защиту Солженицына и просил опубликовать роман «Раковый корпус». Не прислушались.

Мое близкое «знакомство» с писателем состоялось в 1973 году, когда все без исключения крупные газеты начали травлю «литературного власовца», так хлестко поименовала Солженицына одна тиражная газета. 31 августа 1973 года в газете «Правда» появилось открытое письмо советских писателей с осуждением академика А.Д. Сахарова и писателя А.И. Солженицына. Среди 31 подписанта я нашел фамилии тех, кого обожал, чьи книги читал запоем: Чингиза Айтматова, Юрия Бондарева, Василя Быкова, Валентина Катаева, Сергея Михалкова, Константина Симонова, Михаила Шолохова и других. Мог ли я, ученик 9 класса средней школы, им не верить?! И, да и нет. Не стали же подписывать письмо Даниил Гранин, Фазиль Искандер, Василий Шукшин, Валентин Распутин, а музыкант Ростропович и вовсе дал приют изгнаннику.

Для ПОСТУПКОВ всегда есть время. «Чем дальше общество отдаляется от правды, тем больше оно ненавидит тех, кто её говорит» сказал Джордж Оруэлл.

С одной стороны, я понимал, что без нужды государственная машина не будет тратить столько сил и энергии на борьбу с одним человеком или с группой диссидентов. Значит, этот человек «ткнул» в болевую точку, рассказал такую правду, которую простым смертным знать не положено. Интересно, что для узкого круга партноменклатуры некоторые произведения Солженицына все-таки печатали ограниченными тиражами: «Пир победителей», «В круге первом».

Запретный плод всегда сладок. Как заядлый книгочей я стал искать возможность что-то прочитать запретное «из Солженицына», так как, честно говоря, до этого прочел только «Матренин двор», который мне очень понравился. Увы, в библиотеках по указке свыше начали уничтожать его уже изданные произведения: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Случай на станции Кречетовка», «Захар – Калита», «Для пользы дела» и др. Библиотекари делали большие глаза, показывали мне инструкцию по уничтожению: «разрезанием на мелкие части» и разводили руками: «Нельзя!». Видя мое желание, наша преподаватель истории Мария Л. принесла мне Роман-газету с повестью «Один день Ивана Денисовича» и строго наказала, чтобы я никому не говорил об этом. Втайне от всех я прочел повесть и… не впечатлился. Может быть, потому, что был еще слишком молод. Со временем, конечно, я все плотнее и плотнее знакомился с обширным творчеством Солженицына. «Архипелаг ГУЛАГ» прочел в самиздате на папиросной бумаге, получив экземпляр от лектора обкома партии!

Недоброжелатели говорят, что «Архипелаг ГУЛАГ» чуть ли не сплошное вранье! Может быть, я и поверил бы в это, если бы много позже, уже взрослым, лично не держал в руках дела репрессированных. Таковых дел в нашем Омском историческом архиве – тысячи. Долгое время они считались секретными, пока не наступила пора озвучить имена безвинно пострадавших. И в этом тоже была заслуга Солженицына. Омская редакция «Книги Памяти» (главный редактор М.А. Сбитнева) проделала колоссальную работу, издав многотомники: «Забвению не подлежит», «Крестьянская Голгофа» в память о расстрелянных, раскулаченных, сосланных, сгинувших в лагерях. Кто не верит «Архипелагу ГУЛАГ», почитайте Книгу Памяти, там все исключительно на документальной основе. Похожие книги памяти издавались по всей стране, почти в каждом регионе. Таков масштаб всеохватных репрессий по «народоистреблению».

По книге Солженицина «В круге первом»  был снят сериал. Интересные актеры, интересная игра. Много эпизодов с точностью повторяют книжные.

Солженицын дважды побывал в Омске. Первый раз, будучи советским зеком в 1950 году, когда его пересылали по этапу через наш город. Сидел в Тюремном замке. В «Архипелаге ГУЛАГ» (3 том) есть такие строки: «Мы накаляли друг друга таким настроением – и жаркой ночью в Омске, когда нас, распаренное, испотевшее мясо, месили и впихивали в воронок, мы кричали надзирателям из глубины: «Подождите, гады! Будет на вас Трумен! Бросят вам атомную бомбу на голову!» И надзиратели трусливо молчали. Ощутимо и для них рос наш напор и, как мы ощущали, наша правда. И так уж мы изболелись по правде, что не жаль было и самим сгореть под одной бомбой с палачами. Мы были в том предельном состоянии, когда нечего терять.

…Этот острог должен был бы, кажется, подавить те смутные бунтарские предчувствия, которые росли в нас на распущенной Куйбышевской пересылке. Но нет! Вечером при лампочке ватт на пятнадцать, слабенькой, как свеча, лысый старик Дроздов, ктитор одесского кафедрального собора, становится у глуби оконного колодца и слабым голосом, но с чувством кончающейся жизни, поет старую революционную песню:

Как дело измены, как совесть тирана

Осенняя ночка черна.

Чернее той ночи встает из тумана

Видением грозным – тюрьма!»

Второй раз Солженицын приехал в Омск в 1994 году, когда триумфально возвращался в Россию на поезде через всю страну, начиная с Дальнего Востока.

– Александр Исаевич в июле 94-го мог и не приехать в Омск, – вспоминал директор литературного музея имени Достоевского Виктор ВАЙНЕРМАН. – Он собирался из Новосибирска добраться до Тюмени. Но ему позвонили из местного отделения общества репрессированных «Мемориал» и настойчиво позвали. Мимоходом упомянули, что у нас есть музей Достоевского. Тогда Солженицын сказал: «Непременно еду!». Писатель пробыл в Омске с 4 по 7 июля. Остановился нобелевский лауреат в апартаментах гостиницы «Иртыш».

– У него были удивительные грубые батрацкие руки, – рассказывал председатель Общества коренных омичей Владимир СЕЛЮК. – За эти дни он раздал множество автографов. Расписывался только на своих книгах.
Солженицын посетил Омскую крепость, Тарские ворота, драмтеатр, несколько музеев.
Александр Исаевич встретился со своими читателями в Концертном зале. Не обошлось без эксцессов. Недовольные писателем стали выкрикивать: Долой диссидентов!

Их выгнали.

После возвращения в страну Солженицын был обласкан властями, избран академиком РАН, награжден орденом Святого апостола Андрея Первозванного (отказался получать). «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу» (1998 г.). В 2007 г. получил Госпремию.

Выступал по телевидению, но рейтинги были невысокими, мало кто хотел слушать, как обустроить Россию, люди были заняты собственным обустройством.
Умер 3 августа 2008 г. на 90-м году жизни. Его прах был предан земле с воинскими почестями (как ветерана войны) в некрополе Донского монастыря, за алтарём храма Иоанна Лествичника, рядом с могилой Василия Ключевского.

Биографу Солженицына Л.И. Сараскиной принадлежит такая общая характеристика её героя: «Он много раз подчёркивал: «Я не диссидент». Он писатель – и никем иным никогда себя не чувствовал… никакую партию он бы не возглавил, никакого поста не принял, хотя его ждали и звали. Но Солженицын, как это ни странно, силён, когда он один в поле воин. Он это доказал многократно». Литературный критик Л.А. Аннинский считал, что Солженицын сыграл историческую роль как «пророк», «политический практик», разрушивший систему, который нёс в глазах общества ответственность за негативные последствия своей деятельности, от которых сам «пришёл в ужас». В.Г. Распутин считал, что Солженицын – «и в литературе, и в общественной жизни… одна из самых могучих фигур за всю историю России», «великий нравственник, справедливец, талант».

Полное собрание сочинений Солженицына составляет 30 томов.

В своей нобелевской речи Солженицын сказал примечательные слова: «Одно слово правды весь мир перетянет». Так оно и есть.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

13
8
знал11.12.2018 12:10:18
Самолюбование и предательство - два принципа жизни Солженицына. Шаламов правильно оценивал этого "писателя".
10
8
делегат11.12.2018 12:30:34
Литература в его книжках и не ночевала, как поэзия в виршах Бродского,архипелаг гулаг стандартное фэнтэзи на мотивы времён Сталина.Нобелёвку выдали из политических соображений
4
2
duc11.12.2018 13:01:35
Одно слово правды, единственное в его опусах - рассказ, как его хорошо кормили в тюрьме и какая там прекрасная библиотека. Моим бабкам с маленькими детьми такое даже не снилось. Бабка по матери работала в лагере бухгалтером. Она выпрашивала у охотников беличьи тушки, сушила в печке, целиком смалывала в муку и делала лепëшки с лебедой, чтоб с голоду не помереть.
2
5
Афанасий11.12.2018 14:12:03
И Солженицин и его апологеты — предатели.
8
1
Омич11.12.2018 14:56:42
Не надо завидовать Солженицыну у него была сложная жизнь. Его произведения надо читать, анализировать и делать выводы из прошлой, трагической судьбы России и её народа. Солженицын Нобелевский лауреат и это всё сказано.
7
3
Чебоксаров11.12.2018 17:42:26
«Одно слово правды весь мир перетянет». Так оно и есть."

Что именно "Так оно и есть"? В чем правда-то? ККакое слово, кого и куда оно перетянет? Какие то влажные мечты, не более того. Нет этого ничего, увы.

Весь мир живет в большой и маленькой постоянной лжи. Политика - одна большая взаимная ложь. Экономика - постоянная ложь, на которой, собственно экономика и построена в принципе. Государственное управление - государство притворяется, что управляет, народ притворяется, что верит. Религия - тут вообще без комментариев.

Красивые, но пустые слова.
0
0
Чичиков11.12.2018 18:31:03
"Чебоксарову" Подписываюсь под каждым словом.
4
1
Виталий 211.12.2018 18:36:47
В сохраненном интервью от 1983 года французскому журналисту, Солженицын А.И. говорит о том,как он в десяти летнем возрасте прочитал "Войну и Мир" Толстого Л.Н.
Раковый корпус был моей первой прочитанной его книгой. Потом Архипелаг, Один день Ивана Денисовича. Сейчас возьмусь за Красное колесо. Побольше бы таких людей. Человек переработал массу документов,представил на наш суд. Мы сами должны делать выводы.
3
4
Так11.12.2018 19:28:27
Омич11.12.2018 14:56:42

Не надо завидовать Солженицыну у него была сложная жизнь. Его произведения надо читать, анализировать и делать выводы из прошлой, трагической судьбы России и её народа. Солженицын Нобелевский лауреат и это всё сказано.

1. Расскажите про его лагерное стукачество
2. Где и как он сидел
3. какие хвалебные оды писал Сталину, пока то был жив
4. Как выполнял заказ хрущева по обливанию грязью Сталина.
5. Горбачев тоже нобелевский лауреат, и этим тоже все сказано. кто и за что эту нобелевку дает

Кроме мерзости от прочтения "произведений" этого автора ничего не остается.
8
1
Станислав11.12.2018 19:59:37
Солженицын прошёл войну, прошёл лагеря, и не побоялся рассказывать в своих книгах о том о чём знал не по наслышке. Из СССР был вынужден уехать не по своей воле. И вернулся обратно когда изменилась ситуация в стране, где и ушёл в последний путь.
А те кто его сейчас, да как и в светские времена, поливает помоями, я думаю с удовольствием присоединились к палачам. А когда за ними пришли бы, также как они приходили к своим жертвам, и обвинили в подрывной деятельности, то они, в стремлении сохранить свою шкуру, без раздумий написали бы доносы на любого из указанных им их палачами.
А те кто никому ни верит, вопрос, а вы себе то верите? Если да, то почему?
2
1
Алексей11.12.2018 20:11:59
Сегодня Владимир Путин приехал на открытие памятника Солженицыну. Глава государства отметил "исключительную принципиальность Александра Солженицына, который никогда и никому не стремился быть удобным".
3
0
Алексею12.12.2018 08:32:53
Ну да, ну да... Особенно удобно, когда неудобный власти человек был неудобным в другом временном периоде. Так как не заметно, чтобы неудобных привечали сегодня...
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru