Колумнист БК55 продолжил свою серию материалов, посвящённых резервам развития для Омска и Омской области.
— За 29 лет, прошедших с начала рыночных реформ, разрыв в уровне жизни между Москвой и периферией только увеличивался. В результате те регионы России, которые обладали изначальными преимуществами (природные ископаемые, ориентированные на экспорт производства, столичный статус), рванули вперед. Те же, на чью долю выпали депрессивные экономики, столь же сильно откатились назад. Сейчас рабочий принцип — «Каждый выживает в одиночку». Наметившийся после 1999 года откат к унитарности коснулся исключительно политических аспектов жизни, но не коснулся экономики. Сильные так и остались сильными, как в девяностые.
Москва — финансовый центр, в ней «крутится» до 80% российских финансов. И возникает вопрос: почему в больших странах, таких, как США, Китай, существует много центров, а в России — только один? Городская жизнь там рассредоточена. Вашингтон — маленький город на фоне того же Нью-Йорка, Чикаго или Лос-Анджелеса т. д.
Россия в этом смысле предстает исключением — при больших размерах территории у нас только один значимый центр, на который замыкаются все аспекты жизни, — Москва. Другая особенность России — малая плотность населения. Но это лишь объяснение, а не оправдание нынешнего положения. Неудачная структура социально-экономической, культурной жизни страны приводит к нерациональному использованию человеческих и природных ресурсов, затрудняет доступ большей части населения к современным технологиям, например, к медицине и образованию. Такой разрыв в стандартах жизни между Москвой и периферией, какой существует в России, полагаю, тупиковый. В столице идет масштабная укладка асфальта и плитки, а в провинции во многих населенных пунктах — бездорожье, грязь, обилие ветхого жилья, которым никто особенно не занимается. Чем провинились живущие там люди, в чем их вина? Инвестиции устойчиво растут в Московской агломерации и нефтегазовых регионах, на которые суммарно приходится более 30% всех инвестиций в стране. В федеральный бюджет поступают НДПИ (сырьевая рента) и НДС. Большая часть собирается в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге — регионах, где концентрируется средний класс, а с ним и конечное потребление.
В регионах самое большое падение показал именно средний класс, для увеличения доходов которого нет предпосылок: экономика не растет, налоги не уменьшаются. В Москве малый и средний бизнес стабилен, в регионах он оставляет желать лучшего, особенно в сферах, связанных с реальным производством и реальными активами.
Ещё одна проблема бизнеса, инвесторов — недостаток чувства защищенности. На сегодняшний день инвестиции в Россию очень малы — $20 млрд.—$30 млрд., это 1,5-2% от ВВП. Их можно вообще не считать — если бы завтра они ушли, в общем, ничего бы не изменилось, поэтому говорить об инвестиционном климате и так не приходится.
Причин такой мизерности инвестиций много: и слабость региональной экономики, отсутствие защиты прав инвесторов, давление на бизнес и непредсказуемая государственная политика с постоянным изменением законодательства и т. д. Федеральная власть не рвется желанием стимулировать регионы к экономическому развитию, и в итоге главным вектором развития регионов становится соревнование по «вышибанию» денег из Центра. Чем, собственно, и занимается губернатор.
Нашему региону нужно больше полномочий для стратегического планирования. Основные проблемы законодательного регулирования процессов стратегического планирования — это отсутствие единства и взаимосвязанности документов стратегического планирования, несогласованность целей, задач, недостаточность полномочий органов государственной власти регионов и муниципалитетов, а также низкий финансовый и кадровый потенциал.
А нивелировать эти проблемы только нам, никто за нас это не сделает. Полагаю, что нам необходимо изучить существующие проблемы у других регионов, компаний, государств и научиться их решать через призму возможностей Омской области и через нахождение решений здесь. Омская область с точки зрения этого экономического рынка обладает серьезным географическим ресурсом. Она расположена в азиатской части России, но относительно недалеко от Москвы, находится фактически в центре самой длиной железнодорожной магистрали в мире, граничит с Казахстаном и связывает Центральную Азию (через Иртыш и Обь) с Северным морским путем, по сути это мощный международный мультимодальный транспортный узел. В этой связи, считаю необходимым создать взвешенную экономическую концепцию развития Омской области. Которая отражала бы не только развитие Омской области, но и была бы экономически привлекательна для других соседних государств. Необходимо развивать производство, сельское хозяйство и т. д. на территории региона. Производство с конкурентной продукцией, с выходом на международные рынки. Это и рабочие места, и налоги в регион, экономическая стабильность, фундамент на будущие развитие.
Как пример, в Омской области создать площадку, на которой могут быть реализованы — среднесерийные и крупносерийные производства, сельское хозяйство, глубокая переработка древесины, машиностроение, финансы, медицина, нефтехимия, снабжение крупных предприятий северных территорий, Центральной Азии, образование, международная логистика, другое. Пригласить туда профессионалов, готовых работать в данном формате.
Это могут быть и иностранные специалисты. Если потребуется помощь, готов принять активное участие в реализации данного предложения. Инициатива должна идти от региональной власти. Инвестору важна заинтересованность в его инвестициях со стороны региональной власти, нужны гарантии в первую очередь от руководства региона, вы должно показать, доказать, инвесторам, что их бизнес защищен, востребован.
Основное, что инвестор должен увидеть — это экономический смысл или какой-то другой в своих инвестициях здесь в регионе.
Продолжение — в следует.