Новости. Омск



Игорь Коновалов: «Масштаб личности Достоевского не дает нам право на ошибку»

Соображения о памятном знаке, задуманном на месте омского острога, в котором каторжанин Достоевский обрел внутреннюю свободу. Мы и дальше будем добиваться широкого общественного обсуждения дальнейшей судьбы острога и знака на нём. Надеюсь, этот материал будет способствовать такому обсуждению.

И снова о Достоевском. Кому надоело, советую не читать. На сей раз хочу поделиться соображениями о памятном знаке, задуманном на месте острога. В материале он ещё не выполнен, так что ещё есть шанс для его осмысления.

О его замысле я слышал ещё в прошлом году, эскиз увидел только сейчас на БК55. Чтобы все представляли, о чём речь, вкратце опишу его. Грубо говоря, это орёл, пробивающий лбом дверь. Место для него определено на пересечении улиц Красина и П. Некрасова, за Драмтеатром.

Знак уже заказан скульптору Капралову и одобрен на топонимической комиссии.

(Кто следит за темой, БК55 уже писал об этом).

Фото: dailygo.ru

Но у меня и наших соратников возникает много вопросов. Главный из них — насколько мировоззренчески уместен такой образ. Его апологеты говорят, что это символ стремления к свободе. При этом они ссылаются на произведение самого Достоевского, в котором он описывает эпизод, как каторжане вылечили и выкормили орла-подранка, а потом выпустили его на свободу.

Он не случайно включил этот эпизод. В нём заложен глубокий смысл. Авторы знака вульгарно трактуют его.

У Достоевского орёл не может улететь на свободу не потому, что его не выпускают, а потому, что он ранен. Чтобы обрести свободу и взлететь, ему нужно исцелиться. Достоевский говорит, что орла держат не внешние узы, а внутренняя неготовность к полёту. Когда он обрёл эту готовность, то его никто не удерживал, и он смог воспарить до высот, и каторжане завидовали не столько его свободе, сколько высоте полёта. В произведении Достоевского орёл не рвался на свободу, пока внутренне не был готов к полёту. И эту готовность дали ему люди. В письме к брату Достоевский пишет:

«Я погиб бы здесь, если бы не встретил людей».

Достоевский не пытался бежать с каторги. Это не были потерянные для него годы. Он использовал это время для изучения жизни людей, которую он до того, как выяснилось, плохо знал. Он был в плену либеральных заблуждений, которые были бесконечно далеки от жизни народа. Именно жизнь в остроге сформировала его как всемирно известного писателя, философа и мыслителя, оказала решающее влияние на его дальнейшее творчество, дала ему свободу.

Важно, что Достоевский не сломался в остроге как личность. Он смог духовно исцелиться и взлететь. Именно об этом говорит его аллегория с орлом.

Если уж отталкиваться от этого образа, то уместно изобразить орла со сломанным крылом, а не пробивающего дверь. Автор знака трактует свободу в либеральном понимании, как отсутствие любых внешних ограничений. Достоевский же говорит, что свобода — это внутреннее состояние человека.

Кроме мировоззренческой ошибочности образа возникают другие вопросы. На этот знак удивительно быстро нашлись средства, причём они в полном объёме заплачены автору авансом за ещё не созданное произведение, без конкурса и без обсуждения.

Обсуждение эскиза на топонимической комиссии напоминает мне историю из фильма «12 стульев» про «сеятеля облигаций». К компетенции этой комиссии относится целесообразность установки знака в принципе и место его установки, и не более того. Образное решение монументальных произведений раньше оценивала Монументальная комиссия, в которой были соответствующие специалисты.

Не знаю, существует ли она сейчас.

К тому же наконец-то вспомнили, что острог стоит на охране как достопримечательное место аж с 1980 года. Это одна из категорий Объектов культурного наследия. Значит установка памятного знака на нём должна проходить историко-культурную экспертизу.

Наконец, масштаб личности Достоевского не даёт нам права на ошибку. Поэтому помимо формального проведения конкурса должно быть широкое общественное обсуждение этого знака. У нас есть союз художников, союз архитекторов, союз краеведов, литературоведы и другие заинтересованные специалисты.

Ещё, памятный знак привязан к выявленным фундаментам острога. Возникает вопрос: почему на знак средства нашлись, а на консервацию фундаментов и благоустройство территории — нет?

Почему до сих пор не принята никакая концепция консервации и музеефикации выявленных фундаментов. У нас есть своя концепция музеефикации, предложенная архитектором Шалминым. Его макет выставлен в музейной части Воскресенского собора. Главная её идея — фрагментарная реконструкция выявленных построек в историческом виде. Но эту концепцию даже не хотят обсуждать. Есть концепция консервации архитектора Фрейдина, которая, на наш взгляд, не раскрывает смысл этого места.

Установка знака, таким образом, подменяет собой смысл подлинного объекта, который при удачной музеефикации сможет наиболее точно передать атмосферу острога, показать, в каких условиях формировалось мировоззрение Достоевского.

К тому же, зная гротескную манеру автора, этот знак может стать просто анекдотичным. Уверен, что его появление породит множество, как их сейчас называют, мемов.

Для затравки я могу предположить некоторые:

— Ой, пустите скорей в туалет.
— Извините, я не знал, что это женская баня.
— Шухер, менты, валим отсюда.
— Не надо в щи, я не петух.
— Чёрт, понаставили тут дверей.
— Отпустите, я отдам колбасу.
— Я не баран, да и ворота не новые.
— Опять ключи забыл.
— Вроде и выпил не много.

Мы и дальше будем добиваться широкого общественного обсуждения дальнейшей судьбы острога и знака на нём. Надеюсь, этот материал будет способствовать такому обсуждению.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

9
10
Юрий23.06.2021 11:15:17
А мне нравятся работы Капралова, жаль, что их мало в городе, да ещё и увозят их при переезде владельцев.
7
2
Алексей23.06.2021 12:16:37
Юрий, согласен. При всей тяжести материала работы достаточно легкие в пространстве. Весы у музея ИЗО тому пример
4
2
Питер23.06.2021 12:43:42
крест несущий - это Капралов?
7
10
Ольга23.06.2021 13:30:11
И. Коновалов в своей статье говорит: "На этот знак удивительно быстро нашлись средства, причём они в полном объёме заплачены автору авансом за ещё не созданное произведение, без конкурса и без обсуждения".

С автором памятного знака известным российским скульптором Александром Капраловым ещё не заключён договор, так как проект памятника не утверждён Горсоветом, поэтому никаких денег он не получал, хотя работу уже начал.

Хотелось бы напомнить И. Коновалову о существовании в УК РФ статьи 128.1 о клевете: "Клевета — это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство лица или подрывающих его репутацию". Возможно, И. Коновалов не знает, что в России — это уголовное преступление, но раньше санкции в виде лишения свободы за него не было. В конце 2020 года законодательство было ужесточено: теперь за клевету может грозить от двух до пяти лет лишения свободы в зависимости от состава преступления.
8
6
123.06.2021 13:33:46
Маленький человек съёжился под крестом - о чём это? Если "крест несущий" то вроде он его не несёт? Мрачно - однозначно. Гнетуще - да. Прям подавляет...

Орлы, "вылетающие из клеток" могли бы скинуться "из большака" и "закрыть тему". Как только "вылетели" - и сразу - "Орлы". Всем орлам - которые уже "откинулись" или ещё "откинутся". Слово - не воробей "вылетит - не поймаешь".

На недавнем открытие турнира Шлеменко выступал губернатор и приветствовал всех парней крутых парней, что бьются "в КЛЕТКЕ". Сам Шлеменко видит себя иначе - они все "выходят на большую дорогу". Им так видится: "Работники удара и пинка - РОМАНТИКИ, с большой дороги!"

Между "клеткой" и "большой дорогой" несомненно есть разница. Надо ли мастерить "дверь из клетки" памяти Достоевского?

Лично мне нравится КАЗИНО - "крутите БАРАБАН". Главное, чтобы не "ZERO" на барабане!



На открытие
11
5
училка23.06.2021 13:51:13
Ольга, Игорь Леонидович никоим образом не хотел задеть, оскорбить или - упаси боже! - оклеветать нашего знаменитого скульптора. Просто он считает, что прежде, чем ваять, надо вынести проект памятника на всеобщее обсуждение. Он же станет знаковым объектом для всего города, а не у кого то в личной резиденции. И вот тут возникает вопрос: если, с ваших слов, "проект памятника не утверждён Горсоветом, поэтому никаких денег он не получал, хотя работу уже начал.", то с какого перепугу Капралов уже начал работу?
8
13
Ольга23.06.2021 14:07:10
училка, потому, что Капралов - скульптор, он не может без творчества, и если он задумал работу, он будет её создавать до конца. Ну и потом, он же не занимается написанием статей на БК55, так что у него есть время на творчество.
8
12
Так23.06.2021 14:54:49
Вот спор ни о чем ? Мало ли кто тут у нас сидел ?
Масштаб личности Достоевского тоже под вопросом.
Мне кажется проблема надумана и притянуа за уши. Есть гораздо более достойные для увековечения люди, сделавшие огромный вклад в развитие города и страны, которые трудились на Омской земле. А не игрок, пьянница и дебошир. Причем на мой взляд с психическим расстройством.
10
3
Ольге в ответ23.06.2021 15:54:12
Вот и получается -Капралов задумал артобъект,в лично своей трактовке философии Достоевского и места Омска в становлении этой философии и всем её преподносят как истину.
2
0
Питер23.06.2021 16:00:30
Так я и не услышал, автор "крест несущий" - это Капралов?
5
7
Анна23.06.2021 16:03:31
Как вы не правы. Как раз "артобъект,в лично своей трактовке философии Достоевского и места Омска в становлении этой философии" преподнесен господином Коноваловым в данной статье.
4
2
Питеру ответ23.06.2021 16:06:49
Крест несущий - автор Капралов.
7
2
училка23.06.2021 16:28:22
Ольга, да не вопрос, жаждет творчества - имеет полное и заслуженное право. Но право навязать свою концепцию кому бы то ни было, не смотря на всю заслуженную известность, он, простите, не имеет. Или пусть ставит памятник у себя в мастерской или на даче. Всеобщее обсуждение концепции вполне здравая мысль, хотя, конечно, каждый творческий человек всё видит по своему. Но в споре рождается истина.
9
5
Питер23.06.2021 16:43:44
Если "Крест" - это Капралов, то его нельзя просто подпускать больше к теме Достоевского. Это чудовищная скульптура - просто позорище, издевательство над Достоевским. Зачем Капралов слепил какое-то чудовище? Какой крест нес Достоевский? Это величайший писатель планеты, игрок, человек, а не монстр с крестом в плече.
4
7
Ответ Училке23.06.2021 16:45:53
Училка, а что вы так нервничаете, преподнося свое личное мнение как истину. Сохраняйте спокойствие, только спокойствие...
8
3
училка23.06.2021 17:16:50
Ответ Училке: ах, отчего вы так нервны? Спросила бы я поклонниц Капралова. Я человек абсолютно нейтральный и поэтому фундаментально спокойна. Просто не хотелось бы к 200-летию великого писателя получить посмешище вместо "памятного знака". Всё.
4
11
Анна23.06.2021 17:28:10
училка, посмешище - это Вы.
7
7
Пантелей Иваныч23.06.2021 17:40:44
О каком остроге тут всю дорогу речь? Его же давным-давно нет. Памятник-то чему? Тому, чего нет?
9
10
Макс24.06.2021 10:29:50
Мрачный, депрессивный и люто страдающий писатель. Читать по доброй воле то, что он понаписал - человек в стабильном психическои состоянии едва ли станет.
А вся эта суета с увековечиванием Достоевского на каждом столбе - вызывает только горькую ухмылку.

Собственно люди, активно кричащие о великом писательском гении Достоевского - не менее несчастны, чем он сам.
Угрюмая литературная муть, безысходность, фатализм и трагедия, приправленная религиозными специями - вот, собственно, тот набор, который предлагает Достоевский.
И если его имя увековечить на каждом подъезде, то его литературное творчество не станет более приятным.
8
3
патриот24.06.2021 13:09:00
Дамы, не ссорьтесь! Памятник Достоевскому к 200-летию от Капралова - это марка. Но Коновалов тоже не мальчик с улицы, известный историк и имеет полное право на свое собственное мнение. Поэтому "творческий зуд" Капралова перед тем как, народ имеет право увидеть и обсудить. И дата, и писатель солидные, памятник не на один день ставят, пусть омичи выскажут свое мнение. Среди них тоже много людей умных, образованных и разбирающихся в данном вопросе.
6
3
ежкин кот24.06.2021 13:37:16
Ольга, эк куда вас занесло. Клевета это злонамеренное распускание порочащих слухов. Что порочащего Капралова в том, что за работу ему уже заплачено? Это не взятка же. А утверждение эскиза горсоветом - вопрос времени. К сожалению.
5
3
ежкин кот24.06.2021 13:40:40
Так, Пьяницей Достоевский не был и быть не мог. Эпилепсия не совместима с алкоголем, иначе припадок. После которого писатель был в депрессии 2-3 суток и писать не мог. Игроком он был, но до определенного момента. Потом как отрезало. И дебоширом не был, нечего врать. "Клевета-с"!
2
0
Алексей Матыцин24.06.2021 17:12:19
Поддерживаю!
6
3
Сергей М.24.06.2021 17:26:49
Как только речь заходит о сопричастности Омска и Достоевского. Тут же выскакивают разные "Таки" и прочие смердяковы чтобы указать писателю на его, по их мнению, место. Припоминают, что он не безгрешен. Выискивают у него мыслимые и немыслимые пороки, и со слюнявой, довольной ухмылкой демонстрируют публике. Возможно, за этим неприятием кроется невысказанная обида, зависть или шут знает, что ещё. Я не душевед. Лучше почитаю Достоевского. Он великолепно препарирует этих "Таков" в своих произведениях.
6
5
ого24.06.2021 17:42:45
Макс, то ли дело творчество Дмитрия Быкова и Ольги Бузовой
6
4
125.06.2021 09:40:14
Мысли Достоевского, облечённые в слова СТРАШНО АКТУАЛЬНЫ для современной России. Сверхактуальны. Он - гений. Однако этих слов БОЯТСЯ ДО СИХ пор и выворачивают его наизнанку до "орлов на заборе". И это так.
4
4
dmitriy26.06.2021 07:41:55
что уперлись в этот эпизод из жизни человека --- для которого Омск --- был город-тюрьма --- город-каторга ---- так и напишите на знаке и поставьте в центре города --- если вам так сильно хочется увековечить мнение писателя об этом месте и о времени --- проведенном здесь---
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru