Событие то давнее и, пожалуй, не имеющее сейчас абсолютно никакого значения. Может быть, важное в качестве умозрительного символа только для меня одного да и вот этой статьи. Оно могло навсегда затеряться в Истории, как алмаз чистой воды в весеннем ручье, если бы не популярный журнал «Русская старина». Редакция разглядела в утекающем Времени блеск анекдотических граней бытового эпизода из старой жизни и отразила его своими страницами. Ей-богу, истинным удовольствием было представить, как всё происходило на самом деле в конце XVIII столетия. Представьте и вы.
Как известно, у Павла Первого до всего доходили короткие руки. По части глупых реформ ему до сих пор нет и, вероятно, никогда уже не будет равных. Однажды император решил побороть тягу своих подданных к кулинарным излишествам и приучить их к умеренности в питании. Высочайшим повелением он утвердил конкретное число яств по чинам и сословиям. Например, армейскому офицеру полагалось всего три обеденных блюда. Следуя принципу «доверяй, но проверяй», государь остановил майора Сумского гусарского полка Якова Кульнева (впоследствии знаменитого генерала) и спросил, сколько кушаний тому подают на стол. «Три, Ваше Величество! - отрапортовал гусар. - Курица плашмя, курица ребром и курица боком!». Шутка понравилась, и Павел Первый хохотал от души…
Если кто-то из читателей далёкого будущего полистает в российских архивах журналы и газеты за март 2013 года, то обнаружит в них одни и те же информационные блюда. Первое, безусловно, - неожиданная и загадочная кончина Бориса Березовского. Пресса круглосуточно подаёт мёртвого олигарха «плашмя, ребром и боком» под разными соусами. Причём всем гражданам России, без разбора чинов и сословий. Из неплотно закрытых политических кухонь, где комментаторы жадно обсасывают косточки усопшего, тянет жареной и неудобоваримой требухой. Она уже так захватила сознание аудитории, что кажется ей наиглавнейшей из тем. И нет Павла Первого, чтобы ограничить «подачу блюд», и никому не удаётся увильнуть от обсуждения гибели вечного БАБа. Мне - в том числе.
Перефразируя классика, могу сказать: «Сколько бы ни старался, сколько бы ни стремился, всё равно, чтоб поспорить, кто-нибудь находился». Самое поразительное заключается в том, что оппоненты приведены в полную боевую готовность к спорам, что им доподлинно известны жизнь и деяния господина, скоропостижно почившего в бозе. БАБ и сам отчасти виноват. Он ведь стремился к известности при жизни. Посмертная слава превзошла бы ожидания. Его зловещая фигура почти двадцать лет торчала электродом в мозговых полушариях народа и посылала ему скандальные импульсы. И вот результат! Возбуждённые граждане, отринув здравый смысл, презумпцию невиновности, правило «о покойном хорошо или ничего», страстно рассуждают о превратностях «березовской» судьбины. На бытовом уровне смерть политэмигранта окрасилась в немыслимые хичкоковские краски. В порожних разговорах приобрели зловещий смысл оборванная верёвка, сломанное ребро и даже предсмертное письмо, отправленное в Кремль.
Вы, естественно, слышали уже версию о причастности «кровавой гэбни», якобы отомстившей «гению злодейства» за мыслимое и немыслимое Зло. Я тоже. Страсти подогреваются дозированными и противоречивыми новостями из британской столицы. Такое ощущение, словно сейчас там шьют громкое уголовное дело по старым лекалам того же заказчика, который на убой кормил полонием Александра Литвиненко. Крайней в гибели Бориса Абрамыча англичане временно назначили таинственную «третью сторону». А чего темнить-то? Сразу бы объявили, что Скотланд-Ярд нашёл в глазах покойника запечатлённый зрачками ужасный лик Путина и отпечатки железных дзюдовских пальцев - на шее, на кафеле и в ванне. Тут бы и конец - всему делу венец. Так нет же. Таскают и таскают по информационному полю бедного БАБа и всех подозреваемых в причастности то ли к его убийству, то ли к суициду. Нашлось немало желающих провести дедуктивные исследования в развалах Истории и вытянуть на свет божий для сравнения даже убийственный пример Льва Троцкого. Фигуры, конечно, несопоставимые по масштабу и дарованию. Березовский более мелкий и как будто даже егозливый на фоне Льва Давидовича. Тот обладал несокрушимой волей, публицистическим талантом и, находясь в эмиграции, умудрился обзавестись громадным числом последователей во всём мире. Собственно, потому с Троцким так сурово и обошлись, что он представлял угрозу не лично Сталину, а Советскому Союзу.
Чекист Павел Судоплатов, руководивший операцией по устранению «Старика», в своей книге «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930 - 1950 годы» приводит напутственные слова Вождя: «Троцкий должен быть устранён в течение года, прежде чем разразится неминуемая война. Без устранения Троцкого, как показывает испанский опыт, мы не можем быть уверены, в случае нападения империалистов на Советский Союз, в поддержке наших союзников по международному коммунистическому движению…». Понятно, что Иосиф Виссарионович не питал тёплых чувств к заклятому врагу, но он и не выказывал особой ненависти. В принципе, это такая особенность характера, которая присуща не одному «кавказцу» Джугашвили, но множеству руководителей государств, как до него, так и после. Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь, Иван Грозный, Пётр Первый, Сулейман Первый Великолепный - да любой из них, окажись на месте Иосифа Сталина, отдал бы приказ ликвидировать человека, вставшего на пути. Иисус Христос только исключение: зная, что Иуда предаст его, ничего не сделал для своего спасения.
Да, раз уж обмолвился. В марте 1536 года Сулейман - султан Османской империи - приказал немым палачам удавить петлёй Ибрагим-пашу, своего друга и второго человека в государстве. За что? Подданные настоящего султана и иностранные дипломаты стали неосторожно именовать пашу «Ибрагимом Великолепным» и «Султаном Сераскиром», то есть Главнокомандующим. Подумаешь, паша! Цари убивали родных отцов и сыновей! Примеров в истории более чем достаточно. Но - к Троцкому. В августе 1940 года на вилле в Койоакане сталинского оппонента тяжело ранил ледорубом агент НКВД испанец Рамон Меркадер.
Известие о покушении на самого «главного троцкиста» взбудоражило весь мир. Не осталась в стороне и советская партийная печать. Газета «Правда» опубликовала сообщение со ссылкой на иностранные источники информации. Процитирую: «В могилу сошёл человек, чьё имя с презрением и проклятием произносят трудящиеся во всём мире, человек, который на протяжении многих лет боролся против дела рабочего класса и его авангарда - большевистской партии. Господствующие классы капиталистических стран потеряли верного своего слугу. Иностранные разведки лишились долголетнего, матёрого агента, организатора убийц, не брезгавшего никакими средствами для достижения своих контрреволюционных целей. Троцкий прошёл длинный путь предательства и измены, политического двурушничества и лицемерия…». Заголовок у правдинской статьи соответствовал содержанию - «Смерть международного шпиона»…
Вроде бы смерти разные, а реакция на них одинаковая. Ничего не поделаешь. По кругу ходим, как по этапу!
«Ваш Ореол» № 14 (742) от 3 апреля 2013 г.