Мне доводилось накоротке разговаривать с Михаилом Горбачёвым и Борисом Ельциным. Первый к тому времени числился экс-генеральным секретарём ЦК КПСС, а второй - президентом России. Для обоих это были такие мелкие и ничего не значащие эпизоды в жизни, что через час они и не вспомнили бы. Для меня, как сейчас понимаю, общение с «великими мира сего» тоже не имело значения. Работа такая. Другому журналисту, может, потешило бы тщеславие, но по причине отсутствия оного я и строки не написал о тех мимолётных и забавных встречах. Сейчас упоминаю о разговорах с бывшими лидерами со своекорыстной целью: поставить их по моему внутреннему ранжиру после беседы с омским дворником. Или точнее, по-русски сказать, - с дворничихой Свято-Никольского казачьего собора, интервью с которой до сих пор считаю своей огромной творческой удачей.
Звали её Наталья Евгеньевна. На разговор дворничиха согласилась не сразу и сутки взяла на раздумье. Мне сказали: «Основина - из актёрской семьи, философ с дипломом Ленинградского университета, преподаватель с двумя высшими, с аспирантурой и вчерне готовой диссертацией «Антология пограничных ситуаций». Признаюсь, я волновался и готовился к умной беседе, как никогда ранее. Освежал в памяти забытые философские труды Гегеля, Канта, Маркса и думал, как бы тактичнее спросить, почему дворницкие лопата и метла вдруг стали для неё инструментами познания Мира. Если бы точно знал, с кем буду иметь дело, то заодно окунулся бы в судостроение, токарное дело и психологию. Оказалось, эта храмовая метельщица по молодости училась в ПТУ на маляра по металлу, красила корабли, строила торпедные катера, работала токарем и ещё школьной учительницей. В общем, меня выручило то, что учился когда-то в Челябинске на техника-технолога по двигателям внутреннего сгорания, слегка петрил в сопромате и в технологии горячей обработки металлов.
Перебрав по очереди литературные, философские и прочие темы, мы перешли к бытовым. Выяснилось, что такое понятие как престиж для дворничихи вообще не существовало, а главным считала честолюбие. «Нужно любить честь и работу по чести!». К политикам и руководителям разного уровня относилась «меркантильно». То есть интересовалась только тем, что они делали или НЕ делали для омичей и Омска. Переводя разговор от теории к практике, я напомнил ей «вечнозелёное» правило - чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят - и услышал ответ… Пожалуй, приведу полностью её слова. «Проблема в том, что люди не только сами сорят, но видя, как сорят другие, не останавливают их и перешагивают через грязь. В этом есть внутренний смысл, закономерность. Каждый хочет чего-то своего, а в результате получается то, чего никто не хотел. Представьте картину: собрался миллион благочестивых, добропорядочных людей поговорить о чистоте. А разойдутся - кругом будут грязь и разруха. Кант говорил, что его две вещи поражают: звёздное небо над нами и моральный закон внутри нас. Звёздное небо на месте, а вот с моральным законом сложнее. Стыдно говорить об этом, но я должна сказать. Иногда вечерами у углов Никольского храма прохожие отправляют свои естественные надобности. Раньше их хоть казаки гоняли, а теперь некому…».
Я перечитывал то интервью и, скажу честно, испытывал примерно те же чувства, что и дворничиха: стыд и неловкость за омичей, которые сами же и испохабили Омск до такой степени, что он стал посмешищем для всей страны. Едва ли не каждый гость (званый, незваный) ничтоже сумняшеся норовит теперь заявить на весь Интернет: «Помойка!». А некоторые, из особо ретивых, учат замшелых сибиряков, как им правильно «позиционировать третью столицу», погрязшую по уши в нечистотах. Да что её позиционировать? Здесь нужно просто не мусорить, не ломать и не коверкать! Жить по правилу Маленького принца. Помните? «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету...» То бишь родной город.
Вот незначительный вроде бы факт. Есть у нас омский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Место для него выбрано хорошее, в самом центре, давно намоленное. Прежний храм здесь стоял с лета 1891 года. С одной стороны - областная прокуратура. С другой - областные же УВД и ФСБ. С третьей - Законодательное собрание. Все виды власти, как говорится, в шаговой доступности, и ситуация под контролем. Нужду на углах вроде бы никто не справляет - тут ночью светлее, чем днём. На зданиях, стоящих неподалёку, висят видеокамеры. Вокруг снуёт миллион благочестивых людей. Дурацкий вопрос. Скажите мне, ради бога, товарищи прокуроры, полисмены, чекисты и депутаты, кто из «порядочных» граждан, проходя перед кафедральным собором, раздолбал больше десятка тротуарных светильников, смонтированных в брусчатке для подсветки? Кто выдернул антивандальные устройства буквально с «электрическим мясом»? Эти светильники невозможно сломать быстро. У них корпуса из нержавеющей стали толщиной 5 мм, сантиметровые ударопрочные стёкла, выдерживающие температуру до 250°C и вес до двух тонн. Вероятно, мерзавцы их долго били копытами, камнями или молотками. Центр города. Средоточие власти. Никто не видел. Что делается в километре и дальше отсюда - вообще не поддаётся описанию. Омичи против города, как пресловутый «Язь против еды». Словно нет никого из власть имущих, чтобы силой и страхом остановить это варварское уничтожение всего и вся. Как будто нет никаких, в том числе нравственных, законов, по которым можно и должно судить городских пакостников, вандалов и мародёров.
Впрочем, власть как таковая есть. Она регулярно создаёт всевозможные комиссии, утверждает прекраснодушные программы типа «Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов», принимает постановления «О проведении двухмесячника, месячника и субботников по благоустройству и санитарной очистке» территории. Более того! Эта самая власть пару раз в год берёт в свои белые ручки инструменты «познания Мира»: лопаты, чтоб посадить чахлые деревца, и мётлы, чтобы слегка вымести мусор. Чиновничество ещё ельцинского розлива, главными функциями которого должны быть учёт и контроль, навязчиво доказывает, что оно вместе с народом. Днём немного - на субботнике, вечером - в телевизорах и потом - во всех газетах. Посмотрите, как слуги народа копают ямки и таскают «надувные брёвнышки»! При этом обычный дворник за достойную зарплату принёс бы во сто крат больше пользы!
Мне кажется, что руководители области и города взяли на вооружение все старые методы управления. И вроде не философствуют «по-горбачёвски», что-то делают, но - коэффициент полезного действия, как у обычного паровоза. Виктору Назарову и Вячеславу Двораковскому пора бы уже использовать опыт не своих предшественников, а, допустим, Ли Куан Ю, первого премьер-министра Сингапура. Для этого надо прочесть его бессмертную книгу «Сингапурская история: из третьего мира - в первый». Вот уж кто понимал, что улучшить инфраструктуру города гораздо легче, чем изменить вредные привычки людей. Прежде чем бороться с курением, Ли сам бросил курить. Потом стал отучать сингапурцев плевать на улицах, запретил употреблять жевательную резинку. Он принуждал граждан быть вежливыми и внимательными друг к другу, не шуметь и не мусорить. По его словам, действовал «постепенно, систематически, предписывая всё новые и новые правила». И ведь что удивительно - вместе со своим народом премьер Ли Куан Ю добился выдающихся результатов!
А что же у нас в Омске? Из года в год - бесславная борьба за чистоту. Теперь вот ещё и «позиционирование»…