Час пробил! И впору бы публиковать некролог. От имени правительства Омской области и за подписью «Группа товарищей».
«Слово о мёртвой» (logos и nekros) могло быть похожим как на старинное короткое извещение (rotuli) о безвременной кончине, так и на длинный, печальный панегирик о внезапно постигшей утрате. Можно было бы собрать все штампы, присущие жанру, и в начале с глубоким прискорбием сообщить: «После долгой и продолжительной болезни, не приходя в сознание, на 97-м году скончалась…». А потом, отдавая дань усопшей, затёртыми до блеска фразами напомнить согражданам о её видной роли и добродетели, о заслугах и светлой памяти. Но…
Старушка - как бы это точнее сказать? - лишь формально померла. То есть прекратила существование, подверглась переформатированию, перенесла ребрендинг. В общем, 29 января сего года БУОО «Редакция газеты «Омская правда» почила в бозе, и на её базе сразу же родилось некое бюджетное учреждение - Центр коммуникаций и информации. Не само по себе, конечно. Родовспоможением занимались органы правительственной опеки - Министерство имущественных отношений и Главное управление информационной политики.
Печатная предтеча (редакция газеты «Омская правда»), говоря некроложным слогом, «считала приоритетным направлением максимально полное и оперативное информирование», «находилась на переднем крае, поднимала проблемы, защищала интересы». Пропагандистское «новообразование» займётся примерно тем же самым. Будучи на иждивении у областной Власти, этот ЦКИ поучаствует в «решении проблем стабилизации», «повышении инвестиционной привлекательности» и «развитии гражданского общества». В посмертных rotuli-новостях сообщалось, что «творческим активом» станет редакция информагентства, которая «нарастит функционал» и создаст «контент» для интернет-издания и оживления газет, одна из которых… «Омская правда».
Когда я узнал о том, что медиахолдинг, политически и экономически безуспешный, приказал долго жить, сразу припомнил бессмертные буховские строки: «Вот умер... Что ж... Мы все там будем... Мы все свершим загробный путь: когда-нибудь да надо людям от скучных будней отдохнуть... Но я хотел бы для порядка тебе в могилу кол вогнать: боюсь, тебе там станет гадко, и ты вернёшься к нам опять...». Чёрт побери, медийный покойник вернулся в другом обличье!
Признаюсь, и строки бы не уделил создателям «структуры, функционала и контента», если бы они построили на обломках старой организации независимую, частную медиафирму. Однако господа снова собираются коштовать за счёт хилого государственного бюджета и налогоплательщиков. Собственно, потому прискорбный факт стоит внимания и широкого обсуждения. В прошлые годы на самопиар и освещение себя любимой омская Власть (читай - бывший губернатор и его присные) без зазрения совести потратила миллиарды рублей. Её усилиями в области создана особая разновидность егозливо-ручной прессы, которая годами - распивочно и навынос! - зашибала казённую копейку, находясь в услужении у местного чиновничества. Она же одновременно являлась удавкой и колотушкой для противников процветавшего тут режима.
Властная верхушка недавно поменялась, но ничего не изменила в отношениях с «государевыми печатниками» и со своими средствами массовой дезинформации. Для оценки происходящего мне хватило бы одной фразы австрийского публициста Карла Крауса. По-прежнему «безнравственность содержанки проявляется в том, что она верна своему покровителю». Вчера - Леониду Полежаеву, сегодня - Виктору Назарову! За два десятилетия начальники так много родили и уморили газет-журналов-каналов, что нет возможности понять побудительные мотивы для создания и умерщвления собственных СМИ. Впрочем, нет. Кое-что понятно. Например, история болезни и кончины областной газеты «Крестьянское слово». Помните, существовала такая почти десять лет? Стартовала она, по-моему, с тиража 36 тысяч экземпляров, а финишировала с жалким полуторатысячным багажом. И что с ней, газетой, делать? Правильно. Закрыть.
Губернаторское постановление № 245-п от 3 июля 2000 года гласило: «В связи с достижением цели, ради которой было создано государственное учреждение «Редакция газеты «Крестьянское слово», постановляю: ликвидировать указанное госучреждение; создать ликвидационную комиссию и осуществить мероприятия по ликвидации учреждения; закрыть финансирование газеты; контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области В.В.Радула». Скандал вселенский! Независимые СМИ в то время писали, говорили об этом. Омичи пытались понять: что же это за цель такая, которую ставила Власть перед коллективом и которой она достигла? Журналисты подавали в суд на своих сюзеренов и выколачивали из них деньги. А те, в свою очередь, газету для селян быстренько «переформатировали» в издание «Вся губерния». Где оно? Тю-тю…
И вот опять та же самая серая схема по ликвидации БУОО «Редакция газеты «Омская правда». Цвет - от серого вещества в голове инициаторов, а вовсе не от того, о чём вы подумали. Что вы! Никакого распила бюджетных бабок! В некрологе, если его сочинять, обязательно, как в случае с «Крестьянским словом», нужно бы употребить ранее обкатанную формулу: «в связи с достижением цели, ради которой…». И достигнутое нет нужды объяснять. Ясно же. Спалили народные гроши в пламени ответственной работы по «поднятию проблем и защите интересов»!
В 1998 году по своим каналам я получил сводные ведомости Роспечати и почтовых отделений о годовой розничной продаже газет. Бумаги отдали с просьбой «ни в коем случае никого не выдавать, даже под страхом смерти». Сотрудники этих ведомств соблюдали режим строгой секретности. Ещё бы! Цифры в документах - убойные. «Омской правде» в канун очередной выборной кампании Власть раздула огромный, до 150 тысяч, тираж и сплавляла газету гражданам по восьмирублевой подписке. То, что поступало в розницу, почти не пользовалось спросом у населения. Роспечать списала 51,66 процента газет, а почта - 68,73. Чудовищно, да?
В то время я специально съездил на картонно-рубероидный завод, чтобы увидеть там, как выглядят «плоды труда» полежаевских пропагандистов. Курган, сложенный из «омских правд, вестников, слов», упирался в высоченный потолок цеха. Картон, рубероид, макулатура - вот итог! Для сравнения скажу. За тот же период Роспечать получила 3 341 852 экземпляра популярного «Ореол-экспресса» (нынешний «Ваш ОРЕОЛ») и не смогла продать только 12,55 процента. Это в пределах допустимой нормы. Почтовые же отделения полностью реализовали 702 480 экземпляров.
Ни минуты не сомневаюсь в том, что новый Центр коммуникаций и информации без бюджетной подпитки и административного ресурса проиграет независимой прессе в конкурентной борьбе за омичей. Более того, он «склеит ласты» и уйдёт в небытие, как многие из тех дотационных газет и журналов, что возникали в Омской области по указке сверху. Ген самоуничтожения ему достался по наследству. Если Власть, создающая всякие СМИ, не понимает, что делает, то это - беда. А если понимает и намерена далее транжирить народные деньги, как раньше, на информационный шум и чепуховые фантазии, то это - преступление.
Вот такое, товарищи, у меня личное оценочное мнение о происходящем в Омске.
«Ваш ОРЕОЛ» № 6 от 5 февраля 2014 г.