Побывал на очередном заседании по крепости. Слова мне не давали, да и с мыслями сразу не собраться. Вроде все благонамеренны, сносить крепость не предлагают. Вроде все озабочены ее сохранением.
Но у оппонентов сознательно или невольно проскальзывают слова, которые выдают их позицию. В частности, в качестве критики концепции Каримова, которую я представляю, уже не в первый раз прозвучало: не надо бальзамировать крепость. Эта фраза невольно выдает их отношение к крепости и к истории в целом как к чему-то мертвому. Вроде как крепость давно умерла, а мы пытаемся сохранить ее труп. При этом сторонники такого подхода могут делиться на две категории. Кто-то об этом скорбит, но воспринимает как неизбежную данность. Это в основном наши интеллигенты. А кто-то этому радуется, потому что считает, что отработал свою порцию баварского пива.
Для нас наша история жива. Она служит нам примером, источником вдохновения и гордости. Мы черпаем из нее силы, как из живоносного источника. Она не насилует нам мозг, а просветляет его. Зная о подвигах наших предков и о том, какие тяготы они преодолели, нам стыдно быть недостойными их, потому что они завоевали нам жизнь, в которой мы не знаем и сотой доли их тягот. Мы, как та свинья под дубом, пользуемся их завоеваниями и подрываем корни нашего национального самосознания. Нас пытаются убедить, что Омская крепость не имеет значения, что нам нечем гордиться. Наш великий патриот Сталин говорил: «Народ, не имеющий национального самосознания, есть народ, на котором произрастают другие народы».
Крепость для нас - это не чужие руины, доставшиеся нам случайно. Это живое наследие наших предков. Если мы осознаем его ценность и в состоянии им воспользоваться, то мы должны восстановить его во всей полноте, независимо от его сохранности. Не пытайтесь поймать меня на слове. Под полнотой я понимаю полноту смысла, чтобы ничто не мешало восприятию.
Видно, как наши оппоненты боятся живой истории. Они пытаются спрятать ее за развлечениями, увеселениями, наслаждением бездельем, едой, женщинами. Даже название крепости они прячут за длинными фразами типа общественного пространства, берут их в кавычки, как будто это уже не крепость, а просто название места.
Сами они прячутся за «мнением народа», лукавыми рассуждениями типа «а как же мы будем содержать крепость, исторический объект не сможет себя окупать, мы не обязаны ее восстанавливать, потому что у нее нет статуса памятника» и т.д. Причем количество народа и степень его компетентности им не важны. Чтобы спрятаться, народа им достаточно. Что касается опасений насчет содержания и окупаемости, то они опять же выдают отношение к крепости как к мертвой истории. Понятно, что сохранять труп дорого и сложно, поэтому у нас в стране хранят только один. Но если рассматривать крепость как живой организм, то он питает и содержит себя сам. Ему нужно помочь возродиться, но на это нам деньги обещали. Правда, еще надо убедить федеральную власть в том, что крепость имеет общероссийское значение, иначе зачем она будет давать деньги на общественное пространство, которое интересно только омичам как место их развлечения. Я говорю об этом не просто, чтобы Омск получил деньги, а потому что я действительно убежден: Омская крепость имеет общероссийское значение. И это убеждение основано на знании. Для тех, кто этого не знает, сообщаю: Омская крепость была центром всех сибирских укреплений. Это обеспечивало незыблемость границ и продвижение русской цивилизации в Азии. У Российской империи было всего две точки роста: на западе это Петербург - окно в Европу, а на востоке Омск - врата в Азию. Именно в Омской крепости начинались все научные экспедиции, открывшие Азию для европейцев. Еще в 18 веке великие европейские ученые считали за честь побывать в Омской крепости, например П.С. Паллас. Именно в Омской крепости воспитывалась сила духа, благодаря которой Ширванский полк выстоял на Бородино. Именно в Омской крепости зрели великие таланты, например скульптор Клодт. Именно здесь Ф.М. Достоевский сформировался как великий писатель.
Но нам говорят, что все это не важно, здесь надо просто развлекаться, да еще и на федеральные деньги. А когда они кончатся, для окупаемости открыть здесь кабаки. Ой, извините за некорректность, я русский крестьянин, мне простительно. Но скажем по-европейски - кафе. Нас постепенно приучают к нравам новых наших хозяев. У них можно все, если соблюдать приличия.
Но если в крепости будет жить история, именно жить, а не бальзамироваться, как представляют наши оппоненты, то, наоборот, омичи смогут питаться энергией нашего прошлого, приумножать ее и сами отдавать энергию (для продвинутых скажу - подключиться к эгрегору национального духа). Кто, например, содержит клубы военно-патриотической реконструкции. Они занимаются этим сами без приказа, без зарплаты. Более того, даже если им запрещать, они все равно будут этим заниматься. Или ремесленники, которые хранят традиционное мастерство. Они работают вроде бы за деньги, но я не знаю среди них богатых, а ремесло они не бросают. Или поисковые отряды, которые ездят по местам сражений, у них выгоды вообще никакой. Если развивать подобную деятельность в крепости, то во всяком случае окупить она себя сможет. И для этого не придется жертвовать смыслом, все это уместно в крепости.
Но некоторые оппоненты в аргументации пошли дальше лукавства, как в другой известной басне: «Невежда толк свой к худу клонит, а ежели невежда познатней, так он еще и гонит...» Они не удосуживаются вникать в историю и свое незнание выдают за истину. Типа не было здесь ширванцев. Конечно, если он не знает, что они здесь были, то как они могли быть. Аргументация на уровне детского сада. Она рассчитана на тех, кто не знает вообще ничего, но таких немало. Не могу приводить исторические справки ко всем фактам. Тогда мне придется писать не статью, а книгу. Давно об этом мечтаю, но приходится заниматься другим. Кто хочет разобраться, может найти все сам. Наша информация не секретна, она почти вся есть в открытых источниках.
Что касается голосования по проектам, то надо понимать, что истина большинством голосов не определяется. Так определяются пристрастия. Как я уже говорил в прошлый раз, истина достижима только при наличии единомыслия. При его отсутствии постичь истину невозможно.
По экспертам я хочу сказать, что мировоззренческая позиция автоматически к должности не прилагается. Отсюда у нас политики, развалившие страну, экономисты, разорившие ее... А ведь вроде все профессионалы, или не ведали, чего творим, или, может, наоборот, знают, чего хотят, просто не рассказывают. Особенно забавно наблюдать, когда сравнивают проекты. Если вернуться к притче, которую я упоминал в прошлый раз об описании слона слепыми, то рассуждения экспертов выглядят примерно так: версия о том, что слон похож на столб, заслуживает наибольшего внимания, хотя версия, что он похож на шланг, тоже интересна, но и в версии, что слон похож на полотно, есть рациональные моменты. Продолжаются споры амбиций, пристрастий. И ни у кого не возникает вопроса, как должно поступить, потому что истина всегда одна.
Прискорбно, что в стороне от этих споров все происходит, как в еще одной басне: Васька слушает, да ест. В Гражданпроекте делают свой вариант крепости с мостом вдоль Иртыша, с дорогой по крепости, с новыми торговыми центрами и не обращают внимания ни на какие конкурсы. Но, несмотря на это, я думаю о другом. Крепость сейчас в осаде. Но неужели защитников не осталось? Пора нам переходить в контратаку и делать вылазку из крепости. Надо вспомнить систему защиты крепостей. С внешней стороны укреплений за рвом между контрэскарпом и гласисом на местном горизонте есть полоска земли, которая называется «прикрытый путь». Он прикрыт гласисом, который служит при вылазке бруствером. На перегибе рва по центру куртины прикрытый путь расширяется и образует плацдарм. В крупных крепостях на этом месте строили равелины. Я чувствую, надо нам захватывать плацдарм и начинать строительство равелин. Я предлагаю из друзей Омской крепости создать гарнизон. Это должен быть не клуб, не общество, а именно гарнизон, который будет защищать крепость. Нам будет труднее, чем нашим предкам. Они знали, что враг вовне, а внутри все свои. Поэтому нашим оружием будет слово и дело по возрождению крепости. До сих пор омичей спрашивали, что они хотят видеть на месте Омской крепости. А я спрашиваю: кто хочет видеть Омскую крепость? Я предлагаю собраться в ближайшее воскресенье в 12.00 у нынешней администрации крепости на Партизанской, 5.
Игорь Коновалов