Новости. Омск


священник, театральный критик


Инвалиды Пятого театра развлекают

«Баба Шанель» в омском Пятом театре. Режиссер-постановщик Денис Шибаев (СПб), художник-постановщик Сергей Илларионов (СПб), директор театра Юркова Александра Илларионовна.
    

Посмотрев спектакль, зритель не узнает, о чем пьеса Николая Коляды, потому что постановщики разрушили его замысел, произведя существенную вивисекцию текста. Не то чтобы жаль пьесы, она далеко не шедевр. Важнее другое: сравнить постановку с пьесой, чтобы раскрыть цели и задачи руководителей театра, оценить их эстетику, политику, идеологию и нравственные идеалы.

 

По замыслу автора, пьеса повествует о престарелых советских труженицах, которые оказались сегодня не у дел и, преодолевая чувство одиночества и ненужности, объединились в самодеятельный ансамбль русской песни. Они приходят сюда, как «на русский народный праздник, бросая дом, дачу, внуков, правнуков, телевизор и обоих Малаховых», в соответствии с известным лозунгом: «Нам песня строить и жить помогает».

 

Николай Коляда подчеркивает, что на всех пяти персонажах кокошники, т.е. старинный русский головной убор замужних женщин. Кокошники украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом и драгоценными камнями. Что же в спектакле? Массивные и неудобные кокошники на проволочной основе заполнены детскими пластмассовыми погремушками и чебурашками, оптом закупленными для такого случая. Дается понять, что сознание женщин находится на младенческом уровне, т.е. на уровне слабоумных. В Омске говорят в таких случаях: сбежали с «первой линии», хотя улице этой, где находится областной дурдом, давно и удачно присвоено имя революционера Куйбышева.

 

Во втором действии девушки снимают надоевшие им неудобные кокошники и карикатурно заменяют их чем попало: сделанный из газеты кораблик, большой полиэтиленовый пакет, набитый чем-то, наподобие подушки; ожерелье из пустых бумажных стаканчиков, вертикально стоящих на голове, – точно, с приветом все.

 

Одеть бабушек Коляда рекомендует в русские сарафаны, на которых «все цветы лета, весенние луга и морозные узоры». На артистках же несуразные наряды, в которых они годятся больше для того, чтобы, будучи поставленными на огороде, отпугивать интернационалистов, клюющих по осени хозяйские подсолнухи.

 

Коляда подчёркнуто преувеличивает возраст бабушек: Капитолине Петровне 90 лет, Саре Абрамовне – 85, Ираиде Семеновне – 80, Нине Андреевне – 75, Тамаре Ивановне – 70. Постановщик Денис Шибаев лишил их этого богатства («мои года – моё богатство»). Он дал им тот возраст, который имеют сами актрисы, т.е. лет около 30. Поскольку они не делают ни малейшей попытки перевоплощения, а просто проговаривают текст, предназначенный для престарелых женщин, то звучат их слова откровенно фальшиво и дурашливо.

 

В силу того, что бабушки престарелые, они, конечно, все инвалиды первой и второй группы: по зрению («один глаз минус восемь, а другой плюс пять»), по опорно-двигательной системе, «по голове». Постановщик оставляет молодым все индивидуальные болезни старушек, наталкивая на мысль, что девчонки-инвалидки всего лишь симулянтки, но добавляет им всем еще инвалидность «по голове», как видно уже из устройства кокошников. По пьесе, лишь одна Роза Николаевна, да и то 55-ти лет, получила липовую справку инвалидности от мэра, у которого она тридцать лет верой и правдой служила секретаршей. Роль Розы исполняет актриса Мария Старосельцева. Придумка постановщика сделать всех молодых инвалидами оказалась важнейшей его находкой, восхитившей зрителя.

 

Омолаживая персонажей, постановщик лишает их также отчества, а, значит, в какой-то степени и отечества. Капитолина Петровна значится в программке просто Капитолиной (заслуженный деятель культуры Омской области Мария Долганева), по именам обозначены и остальные: Сара (Ольга Ванькова), Ираида (Анастасия Шевелева), Нина (Анастасия Лукина), Тамара (Олеся Шилякова). Лишить отчества – это из разряда того, что из паспортов изъяли национальность, готовятся изъять имя, заменив его на концентрационный номер, а позднее заменить слова «мама» и «папа» на – «родитель №1» и «родитель №2». Хвост по ветру, однако, держит молодой режиссер-постановщик, а вместе с ним и руководители театра.

 

Этику и эстетику спектакля показательно характеризует соло с пивной бутылкой, исполняемой Ираидой 80 лет. Актриса Анастасия Шевелева живописно располагается на двух стульях на авансцене, достает из под юбок бутылку пива, приставляет пробкой к глазной впадине и… открывает ее. Притихший было зал взрывается аплодисментами, пока она потребляет желанный напиток, разумеется, из горлышка. Подобный фокус я видел лет сорок назад в омском ТЮЗе, но до сих пор он остался для меня неразгаданным, т.к. артист, с которым я тогда был накоротко (сейчас он в Академическом театре драмы и там, вероятно, открывает бутылки), так и не раскрыл секрета своего искусства. Владимир Маяковский как-то вопрошал: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Артистки Пятого театра, похоже, способны обрадовать его утвердительным ответом.

 

А вот актриса Анастасия Лукина на этот раз вызывала раздражение. Чтобы придать хоть какую-то индивидуальность своему персонажу, она стала говорить нарочито манерно, жеманно растягивая слова. Тем самым сбивался общий темп и ритм спектакля, приходилось напрягать слух.

 

Художественному методу спектакля неплохо добавляет один забытый, казалось бы, способ общения: отвергнутая коллективом Роза, уходя от певческого ансамбля старушек, останавливается, наклоняется, откидывает пальто и показывает им свой зад. Ничего страшного в общем-то, под пальто кожаные шорты, но важен ведь сам принцип – знай наших. Роза, кстати, и по пьесе изрядная стерва, но не до такой степени. Здесь же она превращена вообще в дьяволицу, которая является в предсмертном кошмаре Капитолины и исполняет зловещий танец.

 

Начинается спектакль дикой и придурковатой пляской с припевками в стиле Верки Сердючки, и зал начинает азартно прихлопывать, предвкушая возможность «оторваться по полной», но иступленные страсти минут через десять прекращаются, и далее ведутся разговоры о чем попало, кому что придет в голову, без какой-либо сюжетной линии. Заканчивается же спектакль появлением на сцене огромной, метра 3-4, надувной игрушки неваляшки, но не матрешки опять же, а скорее чебурашки. Матрешка-неваляшка, призванная символизировать волю к выживанию русского народа, превращена таким образом в химеру.

 

Итак, режиссер лишает персонажей пьесы Коляды разума, лишает национальных русских костюмов, отчеств и, разумеется, уважения к ним; лишает возраста и профессий, в итоге чего получился театральный балаган, предназначенный на крайне невзыскательного зрителя. Николая Коляду не жалко, но за державу обидно, как сказал один незабвенный киногерой.

 

Режиссер-постановщик и художник-постановщик поданы театром как представители Санкт-Петербурга, города традиционно высокой культуры, но творческий почерк их больше напоминает нечто маргинальное и пошлое, найденное на задворках петербургской театральной жизни.

 

Нелишне добавить к лицу Пятого театра и еще один вовсе не театральный эпизод. У входной двери театра меня встречал заместитель директора Павел Шишин, с которым я не был знаком, но о котором однажды писал по поводу его интереса к содомии. Он начал почему-то заботливо интересоваться моим здоровьем на предмет того, не испытываю ли я чувство страха при посещении Пятого театра, как будто я безоружный шел в логово опасного зверя или меня ожидал теракт, как на Дубровке в 2002 г.

 

Тогда на мюзикле «Норд-ост» сотни человек были ранены, а полторы сотни умерщвлены. Подумалось, что ожидаются террористки-смертницы с поясами шахидок. Я поблагодарил господина Шишина – предупрежден, значит, вооружен – а сам непроизвольно всматривался потом на сцене в пятерых странных карикатурных персонажей в аляповатых костюмах, не рванет ли, но всё обошлось. Нет, на шахидок они не годятся. По жизни же они не только не шахидки, но и не инвалидки, миловидны и интересны, а инвалидностью «по голове» со всеми вытекающими последствиями, похоже, страдают некоторые создатели, заказчики и организаторы этого спектакля.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
0
умная курица25.04.2014 11:06:28
Понимаю Павла Шишина. Г-н Степаненко раз за разом вынужден проникать в это логово разврата, как разведчик в стан врага. Тут недалеко до маниакально-депрессивного состояния.
А про что пьеса, так и непонятно.
0
0
Омичам25.04.2014 14:31:41
\"... А про что пьеса, так и непонятно.\" Хочется спросить \"курицу\"-это вы про статью Степаненко или про увиденный спектакль? Удивлен достаточно доброй(без сарказма)статьей и мягким сарказмом Степаненко на этот спектакль,который и спектаклем-то назвать стыдно. Безобразие и безответственность в этом театре перешло все границы. То, что в \"Пятом\" происходит уже и писать не нужно,надоело-одно по одному; в театре бардак и безобразие, спектакли кошмар, директор ..., а Лопухин все молчит и молчит. Наверное его устраивает подобная ситуация. Что касается \"Бабы Шанель\", то я бы назвал это \"творчество\"- плевком в интеллигенцию и привет быдлу.Прав Путин, когда сказал, что \"если бы театры выполняли свои творческие и нравтсвенные функции, то намного меньше бы было работы правоохранительным органам ...\" и т.д. Происходит оболванивание молодежи, а потом сетование, что \"они ничем не интересуются, не читают, только интернет\". Может быть действительно пора уже спрашивать за совершенные поступки с руководства? Может быть прав Степаненко, что происходит западная диверсия по разложению культуры и духовности России?Интеллигенция-в функциональном (изначальном) смысле слово использовалось в латинском языке, указывая на широкий спектр мыслительной деятельности(выписка из википедии).О какой мыслительной деятельности можно говорить после этого спектакля,который грязен изначально.Ведь получается, что убрав возраст персонажей исковеркан смысл. Получается, что молодые женщины обманывают и преступно пристраиваются в общества инвалидов категорически не желая работать. И что тут обсуждать? И кому сочувствовать?Г-жа Юркова- это ваш план по развитию театра, с которым вы победили выиграв ещё пять лет директорства?Г-н Лапухин- это входит в ваши планы по развитию культуры и подъему театрального авторитета Омской области? Когда же наконец с вас со всех спросят по полной!?Страшно произносить эти слова, но с тем репертуаром, который сейчас существует в \"Пятом\" его впору закрывать.Если бы Рудзинский увидел, во что превратили его детище, то умер бы снова? А ещё жалко, что в театре артисты безропотны, как бараны и выполняют все, что от них требуют,даже если это беспредел, не имея ни своей творческой, ни своей человеческой позиции. Страшно! И не нужно тут писать тем, кто не увидел этот чудный спектакль, а просто хочет плюнуть лишний раз в Степаненко, мол он опять в своем репертуаре. Сходите и посмотрите.Тогда и пишите об увиденном. Поздравляю всех с годом Культуры!!!
0
0
Омичка25.04.2014 15:41:56
5-й театр - давно отстой.Одно непотребство и вакханалия.
0
0
Гадя Плохиш25.04.2014 16:46:08
Хороший грамотный текст автора, прекрасное чувство юмора, всегда с удовольствием читаю критику данного автора-живо и со вкусом. Автор под ником "Омичам" во многом прав. Уже скоро в Омске ни в каком театре нельзя будет получить положительные эмоции, а не ушат пошлости, и это очень печально.
0
0
Искандерыч25.04.2014 17:03:58
Очень смешная статья. Равно как и комментарии про вкус и и прекрасный юмор автора. А "пятый" что ж... Провинциальный театр, не первый в городе. Но не без потенциала. В мае нас ждут три премьеры - "Враги" в Драме, "Отелло" в ТЮЗе, и "Герой нашего времени" в "Пятом". Материал таков, что ожидание уже любопытно.
Только лучше Шишикиной рецензии в БК в последнее время не писал ни кто. У Романова не та специализация. А Степаненко, это психотип, но не критик).
0
0
Уже совсем не добрый и большой25.04.2014 17:13:30
Опять-таки мыслию по древу. То в лес то по дрова. Начали с кокошников, закончили \"хаттабками\". Может пора к одному из Малаховых обратиться за помощью?
0
0
Психотип25.04.2014 18:26:29
Искандерыч -мания величия-это тоже диагноз. А рецензию слабо написать? Вот тогда и сравним. Для справки: "никто" пишется вместе.
0
0
подруга брата жениха25.04.2014 19:49:09
Лев, не ходите больше в театр. Там всё х""во! Берегите себя.
0
0
Ученик великого мастера25.04.2014 19:59:26
Шиповник в апреле (1969 г.)

Шиповник каждую весну
пытается припомнить точно
свой прежний вид:
свою окраску, кривизну
изогнутых ветвей — и то, что
их там кривит.

В ограде сада поутру
в чугунных обнаружив прутьях
источник зла,
он суетится на ветру,
он утверждает, что не будь их,
проник бы за.

Он корни запустил в свои
же листья, адово исчадье,
храм на крови.
Не воскрешение, но и
не непорочное зачатье,
не плод любви.

Стремясь предохранить мундир,
вернее — будущую зелень,
бутоны, тень,
он как бы проверяет мир;
но самый мир недостоверен
в столь хмурый день.

Безлиственный, сухой, нагой,
он мечется в ограде, тыча
иглой в металл
копья чугунного — другой
апрель не дал ему добычи
и март не дал.

И всё ж умение куста
свой прах преобразить в горнило,
загнать в нутро,
способно разомкнуть уста
любые. Отыскать чернила.
И взять перо.
0
0
Искандерыч25.04.2014 23:36:05
Психотипу
Слабо или не слабо мне написать рецензию не имеет значения. Ибо сравнивать не с чем. Писания отца Льва - это не рецензии. Про никто принимаю, опечатался. Но на фоне частого для Степаненко фактического вранья (вспомним перенос Ростана в революционную Францию) это весьма скромный недочет).
0
0
Ксения26.04.2014 15:31:29
Не удивилась, что так мало прочтений статьи. В последнее время про Пятый театр либо плохо, либо... ничего. Пока там не произойдут изменения-ничего там не произойдет.А жаль. Совсем недавно мне было очень интересно ходить туда. И не только мне.
0
0
Георгий26.04.2014 16:02:17
Хочу рассказать вам одну историю... В семидесятых годах прошлого века я учился в военном училище нашего города. Так сложилось, что к тому времени родители из Омска уехали, и бегать в самоволку подкормиться приходилось к тете Наде, матери одного из моих друзей. Таких нахлебников у нее набралось 8 человек, а так как в самоволку в основном ходят по ночам, то до утра она успевала всех нас накормить, обстирать и по-матерински пригреть. Муж ее, офицер в отставке и инвалид войны, и младшая дочка всегда были нам рады, и за четыре года я не слышал от них ни одной жалобы на нашу беспокойную компанию. По окончанию училища мы все разлетелись кто куда. Инвалид войны, дядя Валя умер, а дочку в веселых девяностых размазал по асфальту на своей иномарке веселый омский чиновник, - дело замяли... Из всей нашей братии в начале нулевых в Омск вернулся я один: иных уж нет, а те далече. Сын тети Нади живет в другом городе и навещает ее не часто. Тетя Надя, чтобы в свои 80 лет не сойти с ума от тоски и одиночества, пришла в коллектив таких же одиноких, с голодным военным детством и трудной судьбой женщин - хор ветеранов при одном из Омских ДК. Вы бы слышали, с какой гордостью она мне рассказывает о своих концертах в больницах и домах престарелых, о успехах хора на конкурсах среди таких же хоров города. Да-да, не удивляйтесь, у нас в Омске их много, только вот минкульту и СМИ до них особого дела нет, там такие коллективы со здоровым, как им кажется, цинизмом называют \"хор девочек - два дня до смерти\"... Так о чем это я? Ах да, - тетя Надя, как и я, очень любит Пятый театр, и я ее регулярно туда вожу, в смысле водил. Я не хочу, чтоб ей в очередной раз плюнули в самую душу.
0
0
Влад27.04.2014 18:34:59
И что опять набросились - конкретная ржака для конкретного пипла, 5 "на высоте". Только вот мои друзья сокрушаются - как мог Шоколов уйти в это болото...
0
0
Анна28.04.2014 16:13:17
Владу. Как раз болотом Пятый и стал после того, как в него вместе с Шоколовым стала вливаться "свежая струя" из Галерки. Подбирая актеров не по их реальному сценическому мастерству, а по степени преданности лично ей, по-принципу, кто глубже лизнет-тому и роль, г-жа Юркова и опустила лучший когда-то театр города ниже плинтуса. А может, для старожилов театра это и хорошо - не запятнать себя участием в этой вакханалии. Одна надежда на то, что "сколько веревочка не вейся...", и Пятый вновь к нам вернется.
0
0
Барс30.04.2014 13:47:02
Юрковой бы окружение поумней, а не этих теток и ментов в отставке.
0
0
77730.04.2014 15:14:07
В "Известиях" сегодня:
— У нас идет постановка «Язычники», где очень много ненормативной лексики, — сказала «Известиям» директор омского «Пятого театра» Татьяна Бакулина. — Видимо, нам придется снять ее из репертуара, потому что автора пьесы нет в живых (драматург Анна Яблонская погибла во время теракта в аэропорту «Домодедово» в 2011 году. — «Известия»).

При этом Татьяна Бакулина отметила, что заменить мат на эвфемизмы театр не планирует, потому что «получится крайне фальшиво».
0
0
оборона03.05.2014 23:50:03
мат - язык сатаны. доигралась!
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru