Лавры присоединения Крыма к России принадлежат Екатерине II. Однако в самое последнее время на них претендует другой человек. Тогда уж стоит помянуть и тех российских деятелей, которые первыми начали попытки завоевания полуострова. Если уж для всех россиян, включая читинцев, пензюков и прочих сызранцев, это так жизненно важно, и они жить не могут без Крыма – значит это и вправду дело стоящее.
В XVI-XVII вв. Крым и в самом деле представлял собой проблему, которую нужно было решать. Уж больно беспокойный был южный сосед московитов – крымский хан. Ему и дань русские земли платили многие десятилетия, а он еще и время от времени совершал опустошительные набеги на Русь, сжигая города и уводя в неволю сотни тысяч пленных. Работорговля была главной доходной статьей ханства. Рабов сбывали в Оттоманскую империю, т.е. Турцию, и использовали в самом Крыму. Главным невольничьим рынком здесь был город Кефе, ныне Феодосия. Регулярные набеги крымских татар на Московское княжество начались с 1507 года. Разоряя и сжигая практически все города южнее русской столицы, доходили грабители и до Москвы. В последний раз татары сожгли Москву в 1571 году, разграбив в этот поход 36 русских городов. Но и позднее – в XVII веке набеги продолжались. А в период русской смуты уж и подавно осмелели крымцы. В 1609-1615 гг. им почти не оказывали сопротивления, и они, доходя до Москвы, всегда возвращались с большой добычей в виде рабов. В 1633 году были разорены Серпуховский, Рязанский, Коломенский, Калужский, Каширский уезды. И т.д. и т.д. В общем, с этим что-то надо было делать.
Но долгое время радикальному решению данной проблемы мешали различные обстоятельства и, в частности, длительная борьба с Польшей за Украину. И вот, подписав с Речью Посполитой «Вечный мир» в 1686 г., русское стотысячное войско во главе с Василием Голицыным в мае 1687 г. двинулось в сторону Крыма. Однако крымские татары подожгли степь, и русская конница, лишившись пастбищ, 17 июня повернула назад. (Данная версия этого неудачного крымского похода присутствует во всех трудах историков по данной проблеме. Версии отличаются только вариантами: некоторые пишут, что степь подожгли украинские казаки. Однако представьте сами: как можно в июне вот так спалить всю зеленую травку и добиться бескормицы?! Если бы июньская свежая сочная поросль так легко и полностью сгорала, то русские земли так бы и оборонялись во все века от кочевников с юга, от тех же крымцев, и никакого монголо-татарского ига бы не было. Как просто-то, оказывается?! Но версия такая существует, и других сведений в исторических источниках в нашем распоряжении нет).
Второй поход был предпринят в 1689 году, теперь у Василия Голицына было уже 150 тыс. человек. Он дошел до Перекопа, но отказался брать его, так как выяснил, что там только три колодца, а дальше его ждет безводная степь. Нет, подумал князь Василий, без воды – это не война. Таким образом – то понос, то золотуха преследовали доблестное русское войско: то корма нет, то воды. Но и эти неудачные попытки ознаменовали смену векторов в длительном противостоянии Москвы и Крыма. Россия, наконец, перестала платить дань хану и продемонстрировала свои активные намерения.
Петр I продолжил крымские походы, но ограничил задачи завоеванием выходов к Азовскому морю. Первый поход 1695 года был откровенно неудачным из-за отсутствия у русских кораблей. Тогда за короткое время была построена целая флотилия во главе с 36-пушечным кораблем «Апостол Петр», и в 1696 году крепость Азов была взята. Так Россия получила выход к южным морям. Однако получить проход в Черное море через Керченский пролив Петру не удалось – его контролировали турки, могучая Османская империя, вассалом которой и был крымский хан. Но зато, имея крепость и такой корабль, теперь можно было серьезно угрожать крымцам с моря. Хорошо бы закончить статью на победной ноте, однако, надо, наверное, договорить, чтобы закончить азовский сюжет и сообщить сведения менее радостные. В 1711 г. во время похода Петра в Молдавию его 38-тысячная армия была окружена войском крымских татар и турок числом около 190 тысяч человек. Оказавшись в безвыходной ситуации, Петр сохранил свою жизнь и жизни своих солдат тем, что согласился вернуть Азов. Россия снова потеряла выход к Азовскому морю, и крымский хан вздохнул с облегчением. Но история Крыма на этом не кончается.