Театральные заметки о гастролях в Омске государственного академического русского Театра драмы им. М. Лермонтова г. Алматы в сентябре 2014 г.
Так получилось, что первым увиденным мною гастрольным спектаклем оказалась французская комедия Марка Камолетти «Пижама на шестерых» в постановке Владимира Молчанова. Комедия произвела на меня удручающее впечатление. О содержании ее сам театр предупреждает в программке так: «Супруги и их любовники собираются под одной крышей, плетут сложную сеть лжи, измен, недосказанности, прячут истинные мотивы и чувства за притворством, и потому попадают в нелепые и смешные ситуации». Однако у нас самих есть право рассудить, смешно это или скверно, ведь все это так противно личности православного человека. Мне лично вспомнились ставшие крылатыми слова персонажа народного артиста Юрия Яковлева из кинофильма «Ирония судьбы»: «Какая гадость эта ваша заливная рыба!» Как же отреагировала омская публика на спектакль?
Зрители ликуют, кто-то нечленораздельно блеет, кто-то всхлипывает от избытка чувств и восторга: как у любовников так ловко и хитро все получается, изменяют мужу (жене), и все шито-крыто – здорово! Общее настроение олицетворял чиновник из регионального министерства культуры, полноватый приятный мужчина. Со счастливой детской улыбкой блаженства он наслаждался происходящим на сцене прелюбодеянием, совершаемым к тому же не от избытка любовных чувств или дикой шекспировской страсти, а так, для забавы и времяпровождения. Он понимал только то, что на сцене шумно, весело, празднично, но он не мог оценить, что все виденное – Содом и Гоморра, иначе бы он не смеялся. Ему около сорока лет, он дитя перестройки, воспитан и образован современными СМИ, находящимися в руках интернациональных сил, творцов нового мирового порядка, зодчих глобализма. Он простодушен, что можно поставить ему в достоинство, но у руля культуры хочется видеть мужей государственных, твердых духом, видящих перспективы национальных интересов России и ее нравственной безопасности, чему спектакль очевидно не соответствовал.
Под занавес выходят артисты, чиновник наш встает первым и горячо аплодирует, за ним встает и весь зал, слышны крики одобрения. Зал аплодирует и восхищается пороком. Святая Русь, где ты? И если кто-то скажет, что зрители восхищаются лишь игрой артистов, то он будет прав только чуть-чуть. Игра не есть самоцель, она только средство для выражения мыслей и чувств. Ведь учат же в школе, что в каждом художественном произведении есть форма и содержание. Форма здесь яркая, красочная, праздничная, а содержание – гнилое, развратное. В Евангелии для подобных ситуаций есть выражение: «гробы повапленные», т.е. окрашенные (Мат ф., 23,27). Такие гробы снаружи кажутся красивыми, а «внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». Итак, спектакль «Пижама на шестерых» есть гроб повапленный.
Виноват ли в чем-то театр? – Нет. Спектакль явно кассовый, это было видно сразу по приставным стульям. Подобные зарубежные комедии идут по всем театрам страны и ставятся на потребу самым невзыскательным зрителям, пришедшим «развлечься и отдохнуть» лицезрением греха.
Спектакль хорош уж тем, что в нем отсутствует сквернословие, нагота, гомосексуализм. Приятно и присутствие в русском театре Алматы нескольких артистов с азиатской внешностью, это хоть как-то разнообразит безродную интернациональную пьесу. Исполнитель роли Бернара артист Рауф Хабибулин высок, строен, гибок, экспрессивен и, кажется, соответствует лучшим артистическим образцам; актриса Кристина Храмова самобытна и покоряет зрителей не банальной красотой, а чрезвычайной выразительностью лица с крупными чертами, уверенностью, раскованностью. При первом ее появлении зритель видит пока только ее лицо в приоткрытой двери, но в зале уже оживление. Такие типажи редки в театре. Все шесть занятых в спектакле актеров представляют собой единый слаженный ансамбль и демонстрируют профессиональную игру, но пошлость и убогость содержания не позволяла мне наслаждаться их игрой.
На втором спектакле, «Отель двух миров» по пьесе Эрик-Эммануэль Шмитта в постановке заслуженного деятеля РК Игоря Гонопольского, мое представление о театре резко изменилось в лучшую сторону. Сюжет фантастический. В некий отель, находящийся между небом и землей, поступают люди, попавшие в аварии или смертельно больные и находящиеся на грани жизни. Их искалеченные или больные тела остаются где-то на земле, в реанимации, а здесь мы видим их в полном здравии, хотя и в неизвестном состоянии плоти. Они в тревоге ожидают своей участи, которая решается там, на земле: вылечиться и вернуться на землю или отправиться на небо. Они и там продолжают свои земные дела, а юная, но больная Лора (актриса Камилла Ермекова), и журналист Жюльен Порталь (Антон Митнев), разбившийся в авто на скорости двести км в час, влюбляются друг в друга, что является главной сюжетной линией. Камилла Ермекова, по всей вероятности, казашка, и по этой причине мне интересней наблюдать за ней, таких в нашем театре нет. Она легко прыгает с детской скакалкой и требует, чтобы кто-то поухаживал за ней, покуда она еще жива. Тут-то и просыпаются к ней чувства у Порталя. Артиста Антона Митнева я вижу уже второй раз. В комедии я не мог восторгаться его игрой по вышеназванным причинам, но здесь его нельзя не выделить. У него тренированное тело и богатая мимика, позволяющая ему быстро переходить из одного эмоционального состояния в другое, передавая то задумчивость и тревогу, то мечтательность и влюбленность.
Приятное впечатление в этом спектакле оставляет актриса Лариса Осипова. Прямо скажем, она не юная, но располагает к себе какой-то душевной аурой. Некоторые вольности в ее тексте кажутся простительными, они даны ей драматургом. Она исполняет роль уборщицы отеля, хотя на самом деле выглядит вполне респектабельно.
Содержание спектакля «Отель» резко контрастирует с «Пижамой на шестерых». Здесь рассуждают о неотвратимости смерти, о смысле жизни, о вечности. Не значит, конечно, что эти философские проблемы решены, достаточно, что они поставлены.
А как же вел себя зритель, за которого так стыдно было на комедии? В зале были свободные места и не было приставных стульев, т.е. дирекция театра знает интересы зрителей, а зрители заранее узнают о содержании спектаклей и предпочитают смотреть именно комедии. Зал, тем не менее, благодарил артистов и постановщиков теплыми аплодисментами. Значит, зрители бывают разные, еще не все потеряно. Упомянутого чиновника, кстати, я больше на спектаклях не встречал.
Продолжение следует