Особняк на Иртышской набережной №9 (бывшая ул. Береговая, это как у Зощенко — Заячий переулок, бывший Волчий тупик) в первую очередь известен как резиденция верховного правителя А.В. Колчака. Но выбор адмирала остановился на нем не случайно. Первая байка состоит в том, что Колчак предпочел этот дом, потому что он стоит на берегу, пусть и речном, главное — у воды. Это хоть как-то компенсировало адмиралу тоску по морю. Есть легенда, что на берегу возле дома постоянно дежурила адмиральская яхта, на которой он иногда совершал прогулки.
Не знаю, насколько близость к воде на самом деле была решающей. Скорее всего, дом просто лучше других подходил для резиденции. Это был лучший в городе отдельно стоящий особняк с усадьбой, в котором можно было надежно организовать охрану. Особняк отодвинут вглубь усадьбы, отделен от улицы высоким забором. Особняк окружал сад, поэтому соседние дома были на достаточном удалении. В приусадебных постройках размещался взвод охраны и различные службы (гараж, снабжение, связь, прислуга).
У Батюшкина дом отобрали еще до Колчака. А при Колчаке «попросили войти в положение». Но, в отличие от большевиков, Батюшкину аккуратно платили аренду за дом.
Следующая байка — это покушение на Колчака. Достоверно известен случай, когда большевистские агенты, подкупив прислугу, пронесли в дом взрывчатку. Они прошли через черный ход, ведущий в бывшие комнаты прислуги. При Колчаке там было караульное помещение. Дальше версии расходятся. Разночтения пошли еще с колчаковских времен, потому что взрыв слышали, сам факт замять было невозможно, но власть была не заинтересована в огласке покушения, поэтому по официальной версии сообщили, что случайно взорвалась граната в караульном помещении. Следующая версия гласит, что взрыв действительно произошел в караульном помещении, но при задержании злоумышленников. При этом неизвестно, подорвали ли они себя сами или взрыв произошел случайно. Третья версия говорит, что злоумышленники все же пронесли взрывчатку мимо охраны на кухню под видом прислуги, несшей продукты. А из кухни перенесли в столовую, где и произошел взрыв. Бомба была с часовым механизмом, рассчитанным на время, когда Колчак обычно ужинал. Но он задержался на каком-то мероприятии и поэтому остался жив. Но при взрыве было много погибших.
Есть легенда и о другом покушении. За кабинетом верховного правителя есть помещение бывшей домовой церкви с эркером. При Колчаке там была его личная комната. Эркер имеет большое витринное окно, выходящее на набережную. Дом также сориентирован по сторонам света, поэтому стоит не параллельно забору. Это окно оказалось ближайшим к забору. Легенда гласит, что однажды вечером, когда в комнате горел свет и в окне был виден силуэт верховного правителя, через это окно в него стреляли, но промахнулись. Судьба злоумышленников неизвестна. Косвенным подтверждением этой версии являлось то, что до 1987 г., когда дом был заброшен, во всех других парадных комнатах сохранялись первоначальные витринные стекла, а в этом окне стояли обычные тонкие стекла, к тому же рама была наспех переделана с витринного стекла на маленькие шипки.
С пребыванием здесь Колчака связана еще одна достоверная и очень показательная история. Весной 1919 г. охрана вывезла с усадьбы грязный снег и столкала его в Иртыш. За что главный санитарный врач города выписал верховному правителю штраф. После чего этот врач остался жив, здоров и дальше исполнял свои обязанности. А верховный правитель безо всяких разговоров написал на квитанции резолюцию — оплатить. После чего последовала разъяснительная беседа с начальником личной охраны, который тоже остался жив, здоров и дальше исполнял обязанности. (Я хочу посмотреть, где сейчас окажется санитарный врач, который выпишет штраф президенту). После этой истории все рассказы о том, что Колчак кровавый тиран для меня рассыпаются в прах.
Следующая легенда - о подземных ходах, идущих от дома Батюшкина во все стороны. Купцу рыть ходы было не резон. Колчак жил в доме около года. За это время построить тайно сколь-нибудь протяженные ходы технически не реально. И главное, зачем? В случае сдачи города перемещение на несколько сот метров ничего не решает. Пока врага нет, подземный ход тем более не нужен. Колчак не собирался оставлять столицу в Омске в случае победы и жить в этом доме всегда. В случае поражения — тем более.
Но при реставрации 1988 г. я, честно говоря, этой легендой пользовался. Я был мастером Реставрационного участка. Перед нами, в частности, стояла задача очистить подвал. Я приглашал добровольцев для участия в реставрационных работах, рассказывал им легенду про подземный ход и говорил, что он должен быть под определенной кучей мусора в подвале. Кучу выносили, но легенда не подтверждалась. Тогда я говорил, что ход может быть под следующей кучей. Так подвал постепенно очищался. Не сказать, что при этом я сильно лукавил, тогда я сам верил в легенду про подземный ход. Поиски хода помогли понять устройство дренажной и вентиляционной систем. Простукивая пол в подвале, мы наткнулись на дренажные каналы. Они не проходные, даже при желании по ним вряд ли можно пролезть.
Следующая легенда связана с колчаковскими застенками в подвале. На окнах подвала исторически были мощные решетки, вмурованные в кладку. Двери в подвальных комнатах были массивные с засовами снаружи, с маленькими круглыми окошками, которые задвигались крышкой тоже снаружи. Было очевидно, что в этих комнатах кого-то содержали. Двери были родные с постройки, но окошки явно пробиты позже. Время было советское. Раз в доме была резиденция Колчака, то решили, что это «колчаковские застенки». Двери подлежат замене. Я с трудом уговорил Краеведческий музей сохранить одну из них для истории. На будущий год был юбилей освобождения от Колчака. Эту дверь выставили в экспозиции как центральный экспонат. Уже позже я узнал, что в 20-е годы в доме размещалась ГубЧК. Так что застенки оказались не колчаковскими. Да и действительно, каким извращенцем надо быть, чтобы держать у себя дома под полом заключенных. Кроме двери в музей сдали оконную решетку, корпус от минометной мины, найденный в куче мусора в подвале. Такие мины в гражданскую уже были, хотя их было мало. Получается, со времен гражданской войны подвал не чистили.
Хотя находки были не только в подвале... Здание реконструировалось под ЗАГС. Стройка считалась общегородской. В советские времена была практика посылать на общегородские стройки помощников откуда угодно, вроде как на общественных началах, добровольно-принудительно. Одними из таких помощников были курсанты Школы милиции. Им поручили убирать земляную засыпку на чердаке. В ней они нашли револьвер, завернутый в тряпку. Он был в масле, в боевом состоянии, правда, не заряженный. Когда его нашли, меня не было на объекте. После возвращения мне его показали, но не отдали. Офицер, который командовал курсантами, сказал, что они заберут его в свой музей. Дошел ли револьвер до музея, я не знаю.
Усадьба Батюшкина принципиально отличалась от других городских усадеб, рядом с домом на улицу выходил фруктовый сад. Из дома в него можно было войти через веранду. Сейчас от нее сохранилась только открытая терраса. Но крыльцо выхода в сад уцелело. Напротив крыльца в саду был круглый фонтан. Он был обозначен на планах еще в 60-е годы. Мы натыкались на него еще при реставрации 1988 г. При реставрации 2011 г. недалеко от фонтана была обнаружена бетонная головка от скульптуры ребенка. Мы предполагали, что это фрагмент скульптурной композиции, которая была установлена в фонтане. Не исключено, что это был первый в городе фонтан и первая скульптурная композиция. Головку мы сдали в Центр изучения Гражданской войны, который сейчас находится в доме. Но в экспозиции ее не выставили.
Еще в доме сразу была ванная комната. До реставрации 1988 г. в ней стояла ванна, в которой мылся сам Колчак. Она была огромная, чугунная, длиной больше 2 м. В ней можно было утонуть. Она стояла на литых львиных лапах. Несмотря на сложную судьбу дома, она неплохо сохранилась. В ванной комнате решили сделать один из кабинетов. Ванна стала не нужна, и кто-то из трудящихся стащил ее на дачу.
Вообще, дом был построен по последнему слову техники своего времени. В нем сразу было электричество, причем проводка была скрытая в резиновых шлангах. В доме было паровое отопление. Разводка тоже была скрытая. Она была вмурована в стены в глубоких штробах. Единственной защитой труб были намотанные на них газеты. Из стен торчали только бронзовые регуляторы. Один из них уцелел в эркере бывшей домовой церкви. В нишах под окнами располагались чугунные ребристые радиаторы. Система отопления успешно проработала 86 лет - с 1901 по 1986 г. Но в конце концов она не выдержала. Это и послужило причиной начавшейся в доме разрухи. Ночью прорвало стояк в стене. До утра успело затопить подвал. Утром перекрыли трассу в камере. Когда вода остыла, слесарь вплавь добрался до задвижки, нырнул, чтобы закрыть ее.
Последним владельцем здания тогда была картфабрика. После аварии они вывезли все уцелевшее имущество, и дом оказался заброшенным. В таком состоянии он простоял больше года. За это время разворовали все, что смогли. Например, сорвали многоцветную плитку с пола. Ее не столько украли, сколько побили. Она очень тяжело снималась. Даже украли часть лестницы с потолка. Правда, двери не взяли. Их высота 2,8 м, в советское время их применить было негде. В основном уцелели мраморные подоконники. Они были сильно закрашены, и могли просто не понять, что это мрамор. В 1988 г. их не реставрировали, но, к счастью, не меняли. Их восстановили только в 2011 г.
Реставрация дома Батюшкина 2011 г. была единственной научной реставрацией в городе. Памятник сохранился полностью аутентичным. Мы не меняли ничего. Двери, окна, лепнина, штукатурка, подоконники - все подлинное с постройки. Сохранилась даже часть старой фурнитуры. Уцелел дубовый входной тамбур. Вновь изготавливалось только то, что было утрачено и строго по старым образцам во всех мельчайших деталях. Если кто-то говорит, что что-нибудь невозможно восстановить, то знайте, что он врет, ему просто лень или, скорее всего, не умеет. Правда, вместе с реставрацией делали «приспособление» - реконструкцию. Произошли новые изменения планировки. Но ни одна историческая перегородка не исчезла бесследно. Их верхняя часть сохранена.
Восстановить удалось не все. Во-первых, это парадные ворота усадьбы. В годы Гражданской войны это был пост №1 Белой России. Известное фото, где ворота охраняют казаки в черкесках. Больше никому не доверяли. Во-вторых, это камин в приемной. Его фото нет, но габариты известны по натурным данным. Не удалось восстановить веранду и фонтан, про которые я уже упоминал. Технических препятствий для восстановления этих утрат не было. Чертежи на их восстановление я выполнил. Восстанавливать просто поленились. Заказчик сказал, что это им не нужно. Заказчиком было Министерство госразвития Омской области. Причем изначально мы делали проект просто на ремонт ЗАГСа, потом при нем решили сделать небольшую экспозицию, а уже позже «Центр изучения Гражданской войны», но в проекте ничего не меняли. Было предложение сделать это учреждение филиалом Краеведческого музея. Под него внесли одно изменение в проект - решили устроить туалеты на месте черной лестницы. Не знаю, кто до этого додумался. Но, к счастью, это не состоялось. Туалеты восстановили там, где они были исторически. Курировал работы лично губернатор Полежаев. Осенью 2011 г. он решил поставить во дворе усадьбы памятник Колчаку. Исторически это оправданно, Колчак здесь жил. Но памятник делали для другого места, и он занял почти весь двор. Мы сломали только что сделанное благоустройство и стали строить фундамент. Работы продолжались всю зиму, а весной Полежаева сняли. Новый губернатор затеял дискуссию о памятнике. В результате стоит пустой фундамент по сей день. Весь двор разрыт. В конце концов надо хоть на что-то решиться. Нынешняя разруха не может быть бесконечной.