Новости. Омск


священник, театральный критик


Поиск маргариток в навозе современной драматургии

Пьеса Пьера Нотта «Две дамочки в сторону севера» на сцене Омского ТЮЗа. Режиссер Руслан Шапорин, художник-постановщик Дамир Муратов.

«Улыбаюсь я тихо, и, сунувши руки в карманы, маргаритки в навозе ищу», – таковы последние слова песни, которой заканчивается «суперсовременная» французская пьеса и с которой мы начинаем свой очерк. В понятие «современная драматургия» толерантные критики вкладывают достаточно ограниченный круг явлений. Отнюдь не все написанные сегодня пьесы они относят к «современной драматургии».

Непосвященный читатель ничего не сможет понять в их мешанине заимствованных из каких-то потусторонних языков слов: интровертность, гламур, медийность, киберпространство, перформанс, акционизм, интерграунд, копродукция, мейнстрим и т.д. Они бравируют отрицанием в пьесах сюжета, фабулы, коллизии и характеров, уродуют семантическую и фонетическую нагрузку слов, демонстрируют небрежность в соблюдении грамматических и синтаксических правил. Достаточно в последнем отношении взглянуть на бестолковое название этой пьесы – «Две дамочки в сторону севера». Оно представляет лишь обрывок какой-то мысли.

На практике нововведения «современной драматургии» оборачиваются элементарным матом, отрицанием семейных ценностей, пропагандой содомских грехов и т.п. Данный спектакль проще, но столь же бессмысленный и возмутительный.

Героями пьесы являются две сестры: Аннетта (актриса Татьяна Лизунова) 60 лет и Бернадетта (заслуженная артистка РФ Марина Журило) 55 лет, хотя постановщик сглаживает их возраст, называя его просто «неопределенным». Сестры кремируют свою умершую мать 82 лет, получают ее пепел в небольшой коробочке, и начинаются их приключения с целью захоронения пепла в отцовскую могилу, которая находится где-то на севере Франции, неизвестно на каком кладбище. Они присутствовали на похоронах отца, но это было 25 лет назад, и всё забыли, с трудом вспоминая даже город.

Они едут сначала на поезде, затем угоняют с железнодорожного вокзала большой автобус и колесят на нем в окрестностях города Амьена в поисках нужного кладбища и могилы отца. На дорогах они совершают целую серию дорожных происшествий, так как у них нет навыков вождения, попадают в полицию, находят могилу отца, где тот захоронен «целиком», закапывают прах матери, возвращаясь, зависают с автобусом на краю отвесной скалы, затем дают задний ход и – полный триумфальный путь вперед. Таков сюжет, смысла в котором искать не следует, т.к. это современная пьеса. Возможно, постановщики просто провоцируют наших современных бабушек, пришедших с внуками на спектакль: нечего сидеть у телевизора и ждать пенсии, оторвитесь по полной.

Сплошного повествования нет. Действие составлено из отдельных сцен в одном и том же пустом и сиротливом пространстве сцены, в котором постоянно находятся только две актрисы. Название сцен подсказывает чей-то голос в микрофоне: «Лифт», «Морг», «Кладбище», «Автобус», «Вагон поезда», снова «Кладбище». Сцены не всегда последовательны. Например, сестер вначале допрашивают в полиции, неизвестно чего ради, да не сразу и поймешь, что это допрос, так как комиссар полиции виртуальный, он только подразумевается. Лишь через одну-две сцены догадываешься, что их задержали из-за угона автобуса и совершения ДТП. Никакого наказания они не получают и снова мчатся на том же автобусе, как ни в чем не бывало. На допросе старушки-маргиналки успевают обсудить с комиссаром цвет его глаз и делают замечание по несвежести его рубашки.

Путаница всего и вся создается сознательно, иначе не за что будет отнести пьесу к «современной драматургии» и назвать ее «лучшей французской пьесой 2008 г.». Но, может быть, дела обстоят проще, и пьеса писалась озорным автором в состоянии алкогольного или наркотического воздействий? Я с трудом различал происходящие на сцене события, да и только потому, что заранее прочитал пьесу.

Сценография между тем осуществлена постановщиками экономно. Основными, да и единственными конструкциями сцены оказались две рамы наподобие металлоискателей на вокзалах да металлические складные сиденья, которыми обычно пользуются старушки, идя торговать на рынок и перенося их на спине. Рамы легко превращаются фантазиями постановщика в автобус, вагон, прилавок магазина, а сиденья – в памятники на кладбище. Однако сценография представляется недоработанной и скудной. В программке указано наличие видео, но в спектакле его не оказалось, а именно его и не хватает. Было бы уместно показать пейзажи, мчащиеся поезда, кладбища. На сцене же сестры вынуждены читать надгробные эпитафии, показывая на свои стульчики, как на обелиски. Передвинули их, и снова читают, как будто бы это уже другой памятник. Выглядит это чересчур примитивно, так дети скачут на палочке, изображая коня.

Отдельный разговор о том, что сестры, читая эпитафии, смеются до колик. Здесь мы перейдем к нравственной стороне спектакля и его героинь. Их личности раскрываются не столько в действиях и поступках, сколько в бесконечных разговорах, из которых мы узнаем подробности их интимной жизни. Откровенничает старушка Аннетта: «Чего бы мне хотелось, так это хотя бы один раз пройтись по тротуару с высоко поднятой головой, в узком платье и без трусов, как шлюха, быть шлюхой – моя мечта» (аплодисменты).

Найдя могилу отца, они, напившись пива и поиграв в карты, до изнеможения пляшут тут же на могилах, а в коробке с пеплом что-то брякает – брошка, как решили они. Вот их диалог:
Аннетта. Очень хочется танцевать.
Бернадетта. Танцуем вместе. А мамочка брякает, она тоже танцует.
Аннетта. Все трое на его могиле. Он тоже здесь, танцует с нами.

Темп сатанинских плясок этих симпатичных полных дам нарастает, и они срывают бурные аплодисменты зрителей. Приходится напомнить дикарям, не в обиду быть сказано настоящим дикарям где-нибудь из Африки, что кладбище есть место плача и скорби, а не пира и веселия. Кладбище есть святое место, место молитвы, оно представляет собой по сути обширный храм под открытым небом с многочисленными изображениями креста, Христа и Пресвятой Богородицы. Несколько лет назад девицы из какой-то группы Pussy Riot устроили пляски в храме Христа Спасителя и получили реальный срок тюремного заключения, а сколько получит устроитель такого же зрелища в Омске режиссер Руслан Шапорин? Впрочем, заглядывать в чужой кошелек некорректно.

Режиссер обещал: «Пьеса вне времени, ведь в ней звучат вечные темы любви, семьи, преодоление одиночества, борьбы со своими страхами». Поищем любовь наших героинь. В дансинге, по прихоти сочинителя пьесы, Аннетту приглашает на танец шестнадцатилетний юнец, на 50 лет моложе её, и предлагает положить ему руки на задницу, что та блаженно и делает. Возвращаясь, она делится своими впечатлениями с сестрой: «Всю жизнь я слушала, как скрипит кровать в твоей комнате, когда ты принимала молодых людей, а я затыкала руками уши, чтобы не слышать восклицание младшенькой и других отзвуков плотских удовольствий. И теперь я наверстываю потерянное время, касаясь задницы шестнадцатилетнего юноши, который попросил меня об этом. Это самый счастливый день в моей жизни». Чудеса, да и только!

О любви их друг к другу свидетельствует то, что они постоянно ссорятся, а то и волтузят друг друга. Свои чувства не может сдержать Бернадетта: «Да ты у меня прахом подавишься, заберу прах и запихну тебе в глотку. Оставь меня, заставлю тебя слопать мамочкин прах до последней крошки. Как гуся тебя буду откармливать, насильно в горло пепел пихать, пожирательница мертвечины, подохнешь поперхнувшись». Странным, кощунственным образом понимает любовь режиссер Руслан Шапорин. Если это обещанный «изысканный юмор и шарм языка французской комедии», то чем он отличается от банального скандала психически больных в дурдоме?

В том же роде и поэтический шедевр в отношении любви к матери ее сестры, которая доказывает преимущества кремации: «У меня прямо перед глазами червяк, который съел мамочку, а потом попал на крючок к рыболову. Я так и вижу здоровенную рыбину, которая на ходу хапает червяка, который съел мамочку, а потом вижу, как мы в обеденное время едим где-нибудь блюдо из этой рыбины, которая попалась на крючок к рыболову, который насадил на этот крючок червяка, который съел мамочку». Становится тревожно, как бы червяк преждевременно не съел и кого-нибудь из постановщиков. Ведь каждое слово, сказанное человеком в жизни, говорят, записывается на Небесах.

Червяк, пожирающий труп матери, очевидно, навеян автору пьесы стихотворением французского поэта Шарля Бодлера «Падаль», в котором есть такие строки:
«И вас, красавица, и вас коснется тленье,
И вы сгниете до костей,
Одетая в цветы под скорбные моленья,
Добыча гробовых гостей.
Скажите же червям, когда начнут, целуя,
Вас пожирать во тьме сырой,
Что тленной красоты – навеки сберегу я
И форму, и бессмертный строй».

Дело, однако, в том, что Бодлер был любителем опиума и сифилитиком, скончавшимся в ужасных мучениях, а что двигало автором пьесы и режиссером Русланом Шапориным, выбравшем подобную пьесу для постановки?

С какой целью поставлен спектакль «Две дамочки» в театре для детей и молодежи? Если с той целью, чтобы дать возможность сыграть актрисам бальзаковского возраста, сделав для них бенефис, как выражение признания заслуг и мастерства, то для этого можно было бы подобрать другую драматургию. Нет сомнения, что актрисы показали вершину своих возможностей. Одетые в легкие блузы и такие же штанишки, какие носят ныне нехристианские коммунистические бабушки, они виртуозно изображают все заданные сцены, но ради чего их старания?

Ранее пьеса Нотта была поставлена в Московском театре имени Пушкина и в Томске. Критики отмечают в тех спектаклях «безумно смешные пассажи», «глубокую печаль», нежность, очищение, примирение и т.п. Как только эти извращенцы умудряются находить юмор и печаль, например, еще в такой шутке Бернадетты: «Куда я положила мамочку и не забыла ли я положить её между пакетами с сахаром и мукой? Я из неё сделала замазку и замазала все дыры на всех стенах дома, теперь она повсюду понемножечку». Фантазия, не правда ли, явно больного человека?

В омском спектакле осталось сожалеть, что актрисы вынуждены по прихоти режиссера растрачивать свой талант на духовную мертвечину, на анекдотическую черную поделку «французика из Бордо», враждебную менталитету русского человека, о чем вразумлял еще мудрейший А.С. Грибоедов в своей великолепной, подлинно вне времени комедии «Горе от ума».

Театр в лице режиссера Руслана Шапорина и художественного руководителя Владимира Золотаря в очередной раз дерзко надругался, по крайней мере, над половиной из десяти заповедей, данных человечеству через пророка Моисея. В их числе особенно очевидны такие: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли (пляска на костях отца с прахом матери в руках); не прелюбы сотвори; не укради (угнали автобус).

Никаких маргариток в навозе ТЮЗ не ищет, а вот навоза хоть отбавляй для удобрения преисподней. Осталось найти только Геракла, который очистил бы скотный двор новоявленного Авгия.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

2
0
Андрей06.03.2016 11:12:54
"...Осталось найти только Геракла, который очистил бы скотный двор новоявленного Авгия."

А Геракла уже и не будет. Ибо (непрямые) потомки его в прах изгрызлись более двух тысяч лет назад: мальчик, трогательно названный в честь походных римских сапожек калиг, и поджигатель (как ему казалось - великий) были позорными крошками славной когорты великих предков.
1
3
петрович06.03.2016 15:02:31
Это что же с разумом творится???
11
8
Александр Скрягин06.03.2016 18:22:30
Невозможно, находясь в здравом уме и ясной памяти, хоть что-то возразить против оценок, данных Львом Степаненко, тюзовской постановке под эпатажным название "Две дамочки в сторону Севера".
Тут и дискутировать-то особенно не о чем: это - спектакль, наносящий удар по самому главному, - по Божественному в Душе, или для атеистов - по базой нравственной основе человека.
Нас-то волнует другое...
В частных беседах даже сотрудники Министерства культуры области вполне солидарны с тем, что с приходом В.Золотаря ранее прекрасный детский театр, воспитывавший юных омичей в духе человеколюбия и нравственности, превратился в центр пропаганды бездуховности и разврата. С этим согласны все, даже, повторяю, ответственные работники самого минкульта. Да, и как иначе. Ведь, они не только - высокие должностные лица, но и - матери, отцы и деды. Они - люди вовсе не глупые и прекрасно понимают, какая мразь может вырасти из их детей и внуков, если те, всерьез усвоят уроки нового Омского ТЮЗа под водительством странного человека В.Золотаря.
Но на вопрос: "А почему же вы тогда не протестуете против того, что происходит с бывшим омским детским театром? Ведь Золотарь калечит не каких-то абстрактных детей, живущих где-нибудь на Луне, но и ваших, - ваших! - любимых детей?", ответ всегда один: "А, если об отрицательном отношении к В.Золотарю узнает Министр культуры Лопухин? Выгонит сразу! Прощай работа... И, куда нам тогда идти? В Омске для нас не будет работы! И что же тогда - с голоду помирай?"
Да, хорошую демократию мы построили!.. Правду, ясную уже всем, и то, сказать боязно...
Вот, что меня волнует после прочтения материала Льва Степаненко, посвященного постановке спектакля в бывшем омском театре для детей и молодежи... А дискутировать по поводу самого материала вообщем-то и не о чем... Вряд ли кто-то из омичей с маститым театральным критиком не согласиться... Хотя, нет, В. Лопухин, министр культуры, точно не согласиться... Так, ведь он и не омич...
5
3
курилка06.03.2016 19:49:52
Конечно ТЮЗ - это не для реализации безумных проектов. Для этого есть взрослые театры. Но, иногда и в Драме тошнит от похабщины, особенно в исполнении народных артисток. Впрочем, это всё спорно.
11
8
Михаил06.03.2016 21:20:48
А вот и завсегдатай анонимных посланий на Золоторя-господин Скрягин с бывшей управительницей ТЮЗа)))))) и нелепый Степаненко: недокритик/недопоп. Ещё бы хоть что-то понимающий в драматургии-любой и театральной режиссуре- грустно это все, господа.
6
5
Генацвале06.03.2016 21:31:14
Что и требовалось доказать. Дело не в драматургии и не режиссуре. А в околотеатральной интриге против Золотаря, инициаторы которой решили поюзать неканонического иерея Леву. Можно по-разному относиться к деятельности нынешнего худрука ТЮЗа, но он однозначно оживил полумертвый по итогам последних лет театр. И не только эпатажными средствами, кстати. Отелло, Маленькие трагедии, 1984, совсем свежая Буря в постановке того же Шапорина - спектакли вполне целомудренные. Но об этом не напишут лицемерные "критики" и не скажут заказчики их опусов.
5
4
Варенька06.03.2016 22:49:56
Благодаря Вам, хожу в ТЮЗ и смотрю ))))))))) пишите ещё!!!
6
4
03806.03.2016 23:51:03
ТЮЗ, не пускайте вы этого дьявола в свой театр. ведь наверняка этот не то поп, не то недокритик пришел к вам на ваши же пригласительные. удавится, а билет не купит. надоели эти старые маразматики, провонявшие нафталином. дайте молодым продохнуть,убогие.
1
3
Генацвале07.03.2016 08:50:56
То есть я верно понял из текста, что заказчик атаки иерея РИПЦ на Золотаря, трудится в региональном минкульте?
0
2
82107.03.2016 10:59:14
заказчик трудится в одном из омских театров. этот старый интриган давно держит Леву на коротком поводке. старость и немощность главные причины ненависти к молодым мужчинам.
1
1
82107.03.2016 11:02:10
Альцмейгер: "Здравствуй, Боря!".
5
1
Варвара07.03.2016 13:55:34
Господа! И всё же - это театр ЮНОГО зрителя
4
2
Генацвале07.03.2016 15:20:04
Не передергивайте. В театре юного зрителя всегда был вечерний взрослый репертуар. Гончарук и Оленберг не на зайчиках имена сделали.
6
2
Сеня07.03.2016 23:38:09
Не знаю зачем было столько писать. Я вот раз сходила и в голове только одно:"Спектакль очень слабый. Режиссура никакая. Ну не режиссер Шапорин, а если хочет им стать, то мне кажется пусть тренеруется на студентах, а не на взрослых актерах." Золотарь действительно увлекся экспериментами. Увы, они вредят ТЮЗу. Но вроде как его летом Лапухин уберет.
0
0
Генацвале08.03.2016 00:02:50
Борис Львович! Перелогиньтесь!
7
2
8508.03.2016 10:02:34
Вообще-то омичам на "околотеатральную интригу вокруг Золотаря" глубоко наплевать. Им нужен театр, в который можно придти прежде всего ребёнку и подростку, а потом уже взрослому человеку. Для того его и создавали. Г-н Золотарь такой театр почти разрушил вместе со своим покровителем Лапухиным. Этому не привыкать. Сначала успешно попользовался тем, что создали его выдающиеся предшественники Ханжаров и Мездрич в Омской драме, а теперь успешно "оптимизирует" оставшееся
6
1
Генацвале08.03.2016 10:43:22
Давайте будем честны, в последние годы в ТЮЗ невозможно было ходить. Его золотой век был при Рубанове. Кто поспособствовал его уходу? Не подруга ли автора интриги? По хорошему и музтеатр надо оживить. Нынешний руководитель очевидно стал тормозом его развития. С этого дня я сам возьмусь за перо! И буду бороться с лицемерием, ханжеством и интриганством вокруг и на Омской сцене!
7
7
Михаил08.03.2016 17:12:58
Да,да))) убирайте Золоторя-возвращайте в ТЮЗ бездарные спектакли 40летней давности, с артистами-переростками в роли зайчишек, с облезлыми декорациями, такие, на которые ни одного нормального ребёнка не привести))) ну а Золотарь, как и везде- талантливый человек всегда раздражает, он не носится по всем Омским "елитными тусами", как его коллеги- лишь бы свою персону рядом с сильными Мира сего запечатлеть. /отмодерировано/Золотарь- держись!)))
6
4
Атилла08.03.2016 19:39:04
Браво, могучий Критик! Всыпь им ещё, а то распоясались тут, ни стыда ни совести.
0
0
оборона.12.03.2016 09:06:14
Первое - ТЮЗУ очень много лет и мне уже -60.По молодости -редко ходил в этот театр. Изредка водил своих детей -например "Бременских музыкантов" вспоминаю с особой благодарностью -мне понравилось. и о главном -ТЮЗ как театр должен выполнять образовательную миссию. Школьник старших классов должен иметь возможность получить дополнительное освещение классических произведений и учебной литературы - тем более в государственном театре.А Лопухину -пока ещё министр отремонтируй фасад театра - страшно смотреть на серые стены с улицы К.МАРКСА.Художникам дайте заказ и заработают люди и сделают яркое пятно в нашем сером городе.
7
1
Иван20.03.2016 01:42:50
Смотрел практически все спектакли здесь упомянутые. Восторгов абсолютно нет.
По поводу дамочек в сторону севера, согласен с Львом на все сто. Там *** все, начиная с самого начала, с драматургии.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru