Свою юбилейную персональную выставку в омском Доме художников, приуроченную к 70-летию Владимир Пантелевич Белоусов назвал «Февральский аккорд». Во-первых, потому, что он родился в феврале 14 числа, во-вторых, этим же числом родилась любимая внучка Катенька, которая тоже рисует, в-третьих и в-четвертых, словом, причин для названия было много.
«Пантелеич», как его ласково называют друзья, родился в деревеньке с названием Мумка, которой уже давно нет на территории Шербакульского района. Откуда взялось сие название, достоверно никто не знает, говорят, что землемер в 1913 году поименовал так деревеньку в честь собачки своей возлюбленной. Название прижилось, и сельское общество не возражало.
«Есть нечто общее, присущее художникам, родившимся в небольших российских деревнях и селах: воспитанная детством любовь к природе, трудолюбие, бережное отношение ко всему живому, постоянное обращение в творчестве к пейзажу, позволяющему ощутить красоту лесов, рек, полей. Их души через созданные ими произведения открываются каждому, кому небезразлична судьба родины, людей, созидающих её непреходящие ценности. Несмотря на то, что он уже давно горожанин, ему чужд шум, суета городских улиц. Он любит тишину, покой, размеренный ритм жизни – состояния, которые можно найти только в природе. Поэтому не случайно, ведущим жанром его творчества стал пейзаж. И именно в этом жанре раскрылись все грани его таланта, к нему пришло признание, и в 1997 году он стал членом Союза художников.
Сейчас Владимир Белоусов – признанный мастер пейзажа, работающий в технике пастели. Его произведения находятся в Городском музее «Искусство Омска», в Томском художественном музее, в картинных галереях Омской области и Краснодарского края, музее Арсеньева в г. Владивостоке, а также в частных коллекциях России, США, Германии, Польши, Франции.
На открытие выставки собралось много друзей и гостей. От правительства Омской области художнику вручили Почетную грамоту. Теплые слова о мастере сказал директор департамента культуры администрации г. Омска Владимир Шалак. Приветственную телеграмму от депутата Госдумы Олега Смолина зачитал председатель омского ВТОО Андрей Машанов, от земляков-шербакульцев вручила подарок первый зам. главы администрации Ирина Курилова. Коллеги по цеху и наставники искренне поздравляли юбиляра.
Техника сухой пастели, в которой рисует мастер, требует особого чутья. Интересно, что «пастель» и «паста», которую подают в ресторанах, слова родственные, так как пастель буквально означает «тесто». Первым художником, работающим в этой технике, называют Леонардо да Винчи. Особое развитие пастель получила во Франции, где её использовали такие известные художники, как Франсуа Буше, Морис Кантен де Латур, Шарден, Жан Гюбер, Делакруа и конечно Дега. Дега, например, обрабатывал картины паром, после чего пастель размягчалас, и её можно было растушевывать кистью или пальцами. Не гнушались работать пастелью И.И. Левитан, К. Е.Маковский, Е.Д. Поленов, А.Г. Венецианов, В.А. Серов, М.А. Врубель и другие русские художники. Интересно, что, по воспоминаниям современников, «Баба с лошадью» Серова написана пастелью только потому, что на сильном морозе масляные краски застывали. Кстати, пастель имеет 1650 оттенков.
Свои секреты работы с пастелью есть и у Владимира Пантелеевича. Всех он не раскрывает, но некоторыми со мной поделился:
– Пастельные штрихи втираются пальцами, ладонью, специальными растушками (из бузинной сердцевины), кожаными валиками, шелковыми квадратными щеточками-кистями, мягкими тампонами. Я работаю пальцами, ладошкой. Так лучше чувствуешь материал. Он теплеет.
– Вы говорили о чайном ситечке. Зачем оно художнику?
– Чай я пью без ситечка, а вот в моей работе оно незаменимо. Через ситечко удобно крошить мелки на бумагу, как муку просеиваешь.
– Бумага, наверное, особенная?
– Конечно, она должна быть шероховатой, чтобы частички пастели не осыпались, очень хороша оберточная, помните, в советские годы из такой делали кульки, сейчас бумага для пастели продается на любой вкус.
– Сегодня Вам наряду с другими подарками дарили пастель, подчеркивая ее происхождение: французская, например. А какая лучше?
– Я рисую той, которая под рукой: российской, корейской, французской.
– Как Вы стали художником?
– Вначале интерес к живописи прививал мой брат Виктор, скажу немного о нем, он этого заслуживает. Родился Витя в 1935 году в Борисовском зерносовхозе Шербакульского района. С 1954 года живёт во Владивостоке. Здесь он служил на Тихоокеанском флоте, окончив во время службы трёхгодичную изостудию в межсоюзном Доме культуры Тихоокеанского бассейна. Также здесь он с 1958 по 1963 го учился на живописно-педагогическом отделении во Владивостокском художественном училище. К слову, живопись не единственная его профессия. Он тренер по автомодельному спорту. Большинство друзей и родных знают его именно как «технаря». В Приморском отделении ВТОО «Союз художников России» два года назад с успехом прошла юбилейная выставка Виктора «О Приморье и Сибири». Она была посвящена 80-летию со дня его рождения.
Очень многим делился со мной для понимания живописи шербакулец Ковалик Володя, к сожалению, он ушел из жизни. По-настоящему путевку в искусство мне дал ныне Заслуженный работник культуры Георгий Катилло – Ратмиров. Его работы находятся в частных собраниях и галереях России, Франции, Польши, США, Финляндии, Греции, Аргентины, Люксембурга, Турции, Германии. Он преподавал в изостудии Дворца нефтяников, я работал сварщиком после армии и занимался у него, постигая премудрости художника. Он настоял, чтобы я поступил на худграф пединститута имени Горького.
– А что за история с картинами Кондратия Белова?
– Там интересная история. В общежитии был ремонт, и несколько картин Кондратия Белова оказались в мусорной куче. Я случайно увидел, когда вытащил, обомлел. Мне предлагали их продать, но это было бы кощунством к памяти великого художника. Поэтому все картины я передал в музей Белова. Рад был видеть на сегодняшней выставке внука Кондратия – Владимира Белова, директора музея Народного художника России Кондратия Белова. Хочу сказать, это открытая семья, простая, без ореола.
Мне посчастливилось еще студентом худграфа пообщаться в неформальной обстановке с Кондратием Петровичем. А дело было так. Во время подготовки дипломной мы с товарищем Степаном Танькиным поехали за консультацией домой к сыну Кондратия – Станиславу, заведующему кафедрой худграфа. Зашли, видим, сам мэтр с усищами Кондратий Петрович с супругой Софией по телевизору «Руслана и Людмилу» смотрят. Он нас окинул взглядом: «Чё, Славкины студенты? Ну, идите на кухню, подождите, он сейчас придет». Прошли, сидим, ждем. Тут раздается голос Кондратия Петровича: «Откройте холодильник, там коньяк стоит, выпейте!». Конечно, на картинах Белова мы учились понимать искусство.
По просьбе Станислава Кондратьевича мы втроем: Володя Миклашевич, Валера Баранов и я сделали отличный кабинет методики преподавания рисунка, в котором было много технических новинок.
– Часто ли у Вас покупают работы?
– Раньше приобретали чаще в основном люди среднего достатка. Стоимость рисунка размером 40х50 от 10 тысяч. Но на этом не разбогатеешь. У меня в мастерской скопилось где-то 120 работ. Много работ дарю музеям, картинным галереям, детским интернатам. Есть хорошие картинные галереи в Тавричанке, Марьяновке, Тюкале, Таре, не знаю, сохранили ли галерею в Саргатке, часть работ я подарил в галерею станицы Казанской Краснодарского края. Мечтаю, что со временем появится картинная галерея в Шербакуле, это особенно актуально, так как из района стали профессиональными художниками Бандарович Юрий, Шакенов Амангельды, наши скромные персоны с братом Виктором, большим даром обладал Ковалик Володя, но с его уходом пропали многие работы. Сельские картинные галереи – это особое состояние, в них работают фанаты, такие как Куц Ольга из Марьяновки и другие. Меня могут упрекнуть, что в кризис ведем разговор о картинных галереях на селе. А почему нет? Чем селяне провинились перед оптимизацией?
Нынешнюю выставку я планирую показать в Марьяновке (март-апрель), в Тавричанке (июнь-июль), в Шербакуле (август-сентябрь).
– Я насчитал, что у Вас было около 50 выставок, в том числе и за рубежом: в Польше, во Франции, Латвии и всюду они пользовались неизменным успехом. Что для Вас нынешняя выставка?
– Каждая выставка – своего рода экзамен, и нынешняя юбилейная не исключение. Волновался аки школьник, даже давление подскочило. Но я благодарен друзьям, которые помогли организовать эту выставку: Нуриеву Расхату, Жене Дорохову, который, прилетев из Москвы, сразу включился в работу, Ерошкину Володе, Миклашевичу Володе, Белову Володе, студентам Омского колледжа культуры, специалистам выставочного зала Алене и Марии, всем, кто помогал морально и физически.
– Спасибо!
Леонид Евсеев
Выставка художника В. П. Белоусова будет работать до 5 марта 2017 года с 10.00 до 18.00 ч. по адресу: ул. Лермонтова, 8, Дом художника Телефоны для справок: 31-20-61, 31-91-35. Четверг – день бесплатных посещений
Подписи под фото:
1. Цветы и подарок от директора департамента культуры администрации г. Омска Владимира Шалака.
2. Заслуженный работник культуры РФ Г.С. Катилло-Ратмиров на картине своего ученика и на открытии выставки.
3. Председатель омского ВТОО Андрей Машанов и директор музея К. Белова – Владимир Белов с наилучшими пожеланиями мэтру.
4. Бывший зам прокурора Омской области (на переднем плане, слева) Виктор Штейнбах давний поклонник таланта Владимира Пантелеевича. На втором фото картина «Утро». 2016.
5. Куда смотрит художник? В сторону малой Родины. Картина «Отчий дом». 2016. Ирина Курилова, первый зам главы Шербакульского р-на: «Мы всегда рады приезду Владимира Пантелеевича!».
6. Внук Аким – человек творческий, серьезно занимается фотографией! Рядом с автопортретом деда.
7. Земляк – земляку. Заслуженный работник культуры России, академик Академии художеств Республики Казахстан профессор Амангельды Шакенов подарил портрет юбиляра.
8. Владимир Белоусов. Два города. На первой картине «В Тобольске». 2014, на второй – Омск – «Дожди закончились». 2016.
9. «Маргарита». 2011.
10. «Весна в Петропавловке». 2016.
11. «Художник микроминиатюрист Коненко А.И». 2013.
12. «Друзья». 2016.
13. «На Любинском ремонтные работы». 2015.
14. Цветы юбиляру. Картина «Весна пришла». 2016.
Фото: автора