Общество. Образование
№ 14(191) от 18.04.2007
Не храмы науки, а закрытые корпорации
Неожиданное возбуждение омским УФСБ уголовного дела по факту хищения бюджетных средств педагогическим университетом должно заставить многие образовательные учреждения крепко задуматься о своей финансовой политике. Пропажа трех миллионов рублей федеральных денег вполне может повлечь тотальную проверку других государственных вузов города, которые очень не хотят показывать кому-либо свои реальные доходы.
АлександрБеляев,обозреватель |
То, что в нынешней системе высшего образования творится полный бардак, ни для кого не секрет. И дело даже не в том, что каждый год наши вузы готовят огромное количество никому не нужных кадров, которые никогда не будут работать по специальности. Проблема в том, что большинство сегодняшних вузов - это уже не храмы науки, несущие просвещение в народные массы, а какие-то закрытые корпорации, высасывающие из государства и студентов немалые денежные суммы, по которым как-то не принято отчитываться.
Годы, прошедшие с момента распада СССР, сформировали в нашем высшем образовании очень причудливую смесь советского и рыночного подходов. Как и раньше, руководят вузами не профессиональные управленцы, а бывшие преподаватели, которые зачастую абсолютно не заинтересованы в повышении качества предоставляемых ими услуг. При этом "коммерческий" студент (тот самый потребитель образовательных услуг) воспринимается не как равноправный контрагент в системе отношений "Заказчик-Исполнитель", а как некий бессловесный субъект, дело которого прилежно посещать лекции и семинары и не забывать вовремя вносить платежи.
Огромной тайной любого вуза, оказывающего платные образовательные услуги, является расходование полученных денег. Куда идут финансовые потоки, знает, как правило, очень ограниченное число лиц в руководстве образовательного учреждения. Вот ректор ОмГПУ Константин Чуркин на вполне резонный вопрос чекистов "где деньги?" ответил, что они были вложены в ремонт и перевод на газ котельной санатория-профилактория "Иртышский", который относится к вузу. Перевод на газ котельной санатория - дело, без сомнения, хорошее, но только никто не задает вопрос: а зачем государственному образовательному учреждению в нынешнее рыночное время санаторий? Если для занятия курортно-оздоровительным бизнесом, то это не задача учебного заведения. Если для оздоровления сотрудников и студентов, то почему таким оздоровлением должен заниматься вуз, а не сами нуждающиеся в оздоровлении? Кстати, много ли студентов посещает такие санатории? Много ли преподавателей оздоравливается? Боюсь, что подобные объекты, имеющиеся у ряда омских вузов и однозначно требующие постоянных капиталовложений, больше используются для проведения всевозможных корпоративных мероприятий, нежели для достижения уставных целей образовательных учреждений.
Понятно, что сложившаяся ситуация, при которой институтские финансы расходуются на санатории и профилактории, а не на учебный процесс, совершенно ненормальна и требует вмешательства со стороны компетентных органов. Однако, как говорилось в старом анекдоте, тут систему менять надо. Возбуждение уголовных дел и даже реальное наказание особо увлекающихся ученых деятелей хоть и наведет шороху в крайне непрозрачной сфере распределения "образовательных" денег, но не сможет устранить все причины бесконтрольного использования огромных денежных средств руководителями вузов. А причины эти ликвидировать надо обязательно, иначе национальный проект "Образование" окажется не грамотно продуманной реформой, а очередной затратной фикцией.
Годы, прошедшие с момента распада СССР, сформировали в нашем высшем образовании очень причудливую смесь советского и рыночного подходов. Как и раньше, руководят вузами не профессиональные управленцы, а бывшие преподаватели, которые зачастую абсолютно не заинтересованы в повышении качества предоставляемых ими услуг. При этом "коммерческий" студент (тот самый потребитель образовательных услуг) воспринимается не как равноправный контрагент в системе отношений "Заказчик-Исполнитель", а как некий бессловесный субъект, дело которого прилежно посещать лекции и семинары и не забывать вовремя вносить платежи.
Огромной тайной любого вуза, оказывающего платные образовательные услуги, является расходование полученных денег. Куда идут финансовые потоки, знает, как правило, очень ограниченное число лиц в руководстве образовательного учреждения. Вот ректор ОмГПУ Константин Чуркин на вполне резонный вопрос чекистов "где деньги?" ответил, что они были вложены в ремонт и перевод на газ котельной санатория-профилактория "Иртышский", который относится к вузу. Перевод на газ котельной санатория - дело, без сомнения, хорошее, но только никто не задает вопрос: а зачем государственному образовательному учреждению в нынешнее рыночное время санаторий? Если для занятия курортно-оздоровительным бизнесом, то это не задача учебного заведения. Если для оздоровления сотрудников и студентов, то почему таким оздоровлением должен заниматься вуз, а не сами нуждающиеся в оздоровлении? Кстати, много ли студентов посещает такие санатории? Много ли преподавателей оздоравливается? Боюсь, что подобные объекты, имеющиеся у ряда омских вузов и однозначно требующие постоянных капиталовложений, больше используются для проведения всевозможных корпоративных мероприятий, нежели для достижения уставных целей образовательных учреждений.
Понятно, что сложившаяся ситуация, при которой институтские финансы расходуются на санатории и профилактории, а не на учебный процесс, совершенно ненормальна и требует вмешательства со стороны компетентных органов. Однако, как говорилось в старом анекдоте, тут систему менять надо. Возбуждение уголовных дел и даже реальное наказание особо увлекающихся ученых деятелей хоть и наведет шороху в крайне непрозрачной сфере распределения "образовательных" денег, но не сможет устранить все причины бесконтрольного использования огромных денежных средств руководителями вузов. А причины эти ликвидировать надо обязательно, иначе национальный проект "Образование" окажется не грамотно продуманной реформой, а очередной затратной фикцией.
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл860021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии682021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись670021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2733314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6976114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2213013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2568013 ноября 2024
Новости партнеров