Новости. Омск

Бизнес. Первые лица
№ 14(191) от 18.04.2007

Содержание

Башарслан будет издавать комиксы

В пять лет он начал читать комиксы, к 35 собрал целую библиотеку, а два года назад увидел во сне, что будет издавать их сам. Как сон стал явью и как архитектор Онур Башарслан решил издавать комиксы в России, выясняла корреспондент "БК".

 Онур Башарслан

- Член союза архитекторов, владелец архитектурной студии COLORS, у которого по всему миру немало архитектурных проектов, вдруг становится издателем комиксов. Почему?
- Я читаю и коллекционирую комиксы с раннего детства. Это захватывает. Два года назад мне приснилось, что я издаю комиксы в России. Тогда я подумал, а почему бы и нет? Целый год я вел переговоры с издателями. В результате в октябре 2006 года мною был основан издательский дом Greencat. Тогда же я приобрел эксклюзивные права на издание комиксов крупнейшего итальянского издательства Sergio Bonelli Editore в России и во всех русскоязычных странах. Сюжеты комиксов Bonelli, которые я сейчас читаю и планирую издавать в России, ничем не хуже, чем тот же "Код да Винчи". Кстати, Умберто Эко, известный писатель, философ, как-то сказал: "Я могу не отрываясь читать три книги - Библию, Гомера и Дилана Дога (один из героев комиксов Sergio Bonelli Editore - "БК"). Представляете, какой там заключен мир - это просто невероятно!
- Если сюжеты настолько хороши, почему до сих пор комиксы Bonelli не издавали в России?
- Во-первых, потому что эксклюзивные права и все, что с этим связано, - очень дорого. (Суммы я раскрывать не могу - коммерческая тайна.) Во-вторых, издатели боятся браться за комиксы - культуры чтения комиксов в России как таковой нет, и люди опасаются идти по непроторенному пути. Но как только появится первопроходец и издатели и книготорговцы увидят интерес читателей, рынок сразу обрастет новыми игроками. Вообще, по оценкам экспертов, мировой рынок комиксов растет ежегодно на 20%.
- На что же тогда надеетесь вы?
- На качество продукта. Я коллекционирую комиксы. В моей библиотеке сейчас насчитывается более трех тысяч комиксов - итальянские, французские, бельгийские, американские. Прочитав такое количество, я могу отличить качественный комикс от некачественного. Я хочу показать российскому читателю: комиксы бывают интересные, у них могут быть шикарные захватывающие сюжеты, великолепная графика. На самом деле, это полноценная литература, несмотря на стереотип, который засел в голове с советских времен: комикс, дескать, низкопробное чтиво. Люди скептически относятся к комиксам, потому что не знают, что это такое на самом деле. Между тем здесь достаточно богатое текстовое содержание, я бы даже сказал, высокая концентрация текста. Это графическая новелла, мини-роман, полноценная история от начала до конца. Нередко комиксы экранизируют, и такие фильмы имеют огромный успех.
Кстати, сюжет комикса "Рассвет живых мертвецов" о Дилане Доге недавно купила студия "Мирамакс" (создатели м/ф "Шрек"), заплатив за него миллионы долларов.
Образы героев комиксов рождаются неслучайно. Как правило, это собирательные образы, основанные на реальных узнаваемых людях. Например, образ Текса навеяли киногерои 50-х - в нем есть что-то от Марлона Брандо, Пола Ньюмана, Хамфри Боггарта. Создать его не так просто. Умные комиксы всегда базируются на правде. Место, где разворачивается сюжет, сначала изучается, отрисовывается - настоящие пейзажи, лодки, национальная одежда и так далее. Потом все это появляется в комиксах. При этом рисунки очень реальны - это трудная, кропотливая работа, которая идет годами. А сам автор живет как его герой, пропуская его через себя.
В комиксах Bonelli есть обязательно романтическая линия, но без пошлости и тем более порнографии. В героинях мы нередко можем узнать некоторые черты Элизабет Тейлор, Греты Гарбо или Грейс Келли. Кроме главного героя обязательно присутствуют герои второго и третьего плана, которые, как короля свита, оттеняют его, как, допустим, доктор Ватсон у Конан Дойла. Для того чтобы появился качественный комикс, нужно провести очень большую, сума­сшедшую работу. Придумать мощный сюжет, найти талантливых художников, способных передать весь букет чувств в мимике героя. Это как кино в книге. Много значит и проработка диалогов героев. Сейчас мы, кстати, этим занимаемся - переводим оригинальные тексты на русский - у нас над этим работают лучшие омские переводчики и литераторы.
- Где вы собираетесь отпечатывать тиражи?
- В Омске, в типографии "Полиграф". Текстовые тиражи составят 3-5 тысяч экземпляров. Качество полиграфии ожидается очень хорошим. При этом полиграфия будет отличаться от итальянской издательства Sergio Bonelli Editore - в России мы не сможем найти подобную по качеству бумагу. Ее нужно заказывать за границей. Мы обсуждали этот момент с издательством, и они не против, чтобы мы использовали качественную ВХС-бумагу. Тактильные ощущения при чтении комикса играют очень большую роль - насколько она ворсиста, приятна на ощупь, не бликует и так далее, поэтому качество бумаги очень важно.
- Кто будет читать ваши комиксы? На какую аудиторию вы рассчитываете?
- В Европе читают комиксы буквально все, начиная с молодежи и заканчивая пенсионерами. В России, по результатам наших исследований, больше заинтересована молодежь до 25 лет, как правило, с прозападными настроениями. Взрослым мешает сложившийся стереотип, у них идет неприятие комикса как такового. Считается, что комиксы для взрослых - это обязательно или порнография, или политика. У нас этого не будет.
- В ваших комиксах не будет эротики и политики, на что вы тогда делаете ставку?
- Это затягивает, стоит взять комикс в руки. Главное - правильно выбрать свой жанр. В чем отличие комиксов Сержо Бонелли от других - здесь нет героев со сверхчеловеческими способностями. Они такие же, как мы с вами. Но они попадают в такие ситуации, в которых мы в повседневной жизни побывать не сможем. Тем и популярны.
- Вы считаете, это может стать альтернативой чтиву типа детективов Дарьи Донцовой?
- Это нельзя сравнивать по содержанию, но по популярности - вполне. Это легкое чтиво, потому что здесь работают и другие формы восприятия. Это более близко человеку с точки зрения физиологии. Визуальную информацию обрабатывает одно полушарие, вербальную - другое. Работая одновременно, они помогают сделать чтение легким. С точки зрения психологии, человек, читающий комиксы, отдыхает. Помимо того, что он просто отвлекается от повседневных рутинных дел. Где-то это даже замена художественной литературе для каждого дня.
- Как вы намерены продвигать свои комиксы и где будете их продавать?
- Агрессивной рекламы не будет. Наша задача - предложить первый выпуск, чтобы человек познакомился с этой формой литературы и уже потом для себя решил, будет он читать комиксы или нет. На Западе, помимо книжных магазинов, комиксы распространяют на заправках и в кофейнях. У нас есть договоренность с "Роспечатью" в Омске, "Топ-книгой" (сеть охватывает порядка 40 городов). Сейчас идут переговоры с "Рамстором" и московскими кофейными сетями, одна из которых - "Кофемания". Кроме того, для поддержки проекта мы создали сайт, на котором будет работать интернет-магазин. Ежегодно планируем выпускать информационные книги про комиксы и каталоги лучших зарубежных комиксов, чтобы популяризовать эту культуру. В целом задача номер один для нас - создать моду на комиксы.
- Кстати, а сколько будет стоить один экземпляр?
- В точках "Роспечати" - около 150 рублей. Да, это недешево, но нужно понимать, сколько сюда вложено труда. Кроме того, такая цена - результат тех условий, в которые нас ставят дистрибьюторы. Они делают сверху свою жесткую накрутку. В Москве цена будет большей - там стоимость экземпляра составит порядка 180-200 рублей. Изначально мы даже не рассчитываем на прибыль, по крайней мере первые два года. Интересно, что в Европе некоторые комиксы, особенно первые выпуски серий, стоят сотни тысяч долларов. Известный актер Николас Кейдж на этой почве даже развелся с женой. У него шикарная коллекция комиксов, которую она собиралась продать. И когда жена поставила вопрос ребром - выбирай или я, или комиксы, Кейдж выбрал комиксы.
- А вы бы что для себя выбрали? Будете вы дальше заниматься архитектурными проектами или сконцентрируетесь на издательском деле?
- Я сейчас буквально разрываюсь между одним и другим. Вкладываю много сил и энергии в комиксы, но и архитектурный бизнес оставить не могу. Недавно приобрел помещение под новый офис для своего издательского дома на Куйбышева - там будет необычный интерьер. Просто я уверен, что только в хорошей атмосфере люди могут создавать, творить и делать мощный бизнес. Студией COLORS и дизайном я буду продолжать заниматься.
- Кто вам помогает, поддерживает?
- Нас поддержали мои друзья и хорошие знакомые - хоккеист НХЛ Алексей Пережогин, боксер Алексей Тищенко - они увлекаются чтением комиксов Bonelli и предоставили нам возможность использовать их лица и титулы в рекламных целях. Мы дружим с Ирой Чащиной. Мы с ней в каком-то смысле коллеги - она тоже недавно издала свою книгу о здоровом образе жизни. (Кстати, для меня каждое утро начинается с комплекса упражнений йоги по книге спортсменки.) Сейчас с ней ведутся переговоры, и нам бы очень хотелось, чтобы Ирина согласилась помочь с раскруткой проекта.
- Как москвичи отреагировали?
- Вся комиксовая тусовка сосредоточена в основном в Москве, там это целая субкультура. Каждый месяц выпускают порядка 3-4 тысяч экземпляров комиксов: рисуют сами и сами издают. Когда в Москве узнали о нашем проекте, то были, мягко говоря, поражены. Они сказали: "Ну вы там, в Омске, даете!"
Мнение

Имеет ли шансы на успех проект по изданию комиксов в России?
Светлана Стрижевская, заместитель генерального директора, ООО "Библиосфера", Омский дом книги:
- Да, это интересный проект. Он может хорошо "выстрелить", но при условии грамотного пиара и правильно выбранных точек распространения. По всему миру люди покупают комиксы, и потенциал продаж комиксов в России огромен. По крайней мере у нас ничего подобного до сих пор не было.
Елена Шеляева, филолог, директор студии "Твист":
- Если это комиксы хорошего качества с закрученными сюжетами и талантливо рисованные, я думаю, что пользоваться популярностью они будут, ведь наши дети сегодня настолько американизированы! Однако не стоит забывать, что комиксы - это литература для отдыха, и полноценного чтения данная форма никогда не заменит. Признаюсь, что и мои дети какое-то время назад листали комиксы, но это не превышало разум­но допустимые нормы, комикс выступал скорее в качестве десерта. А сейчас они обратились к русской литературе, к классике. И я этому очень рада.
Ирина Кивелева, заместитель генерального директора "Роспечати" в Омске:
- Будут покупать комиксы в России или нет - покажет время. Мы рискнем попробовать в качестве эксперимента взять на реализацию определенный процент тиража. Сейчас сложно судить о перспективности такого формата литературы, ведь это для рынка абсолютно новое - такого нет даже в России, а в Омске тем более. Хотя детские комиксы, такие как "Человек-паук" и "Скуби ду", покупают неплохо. Между тем комиксы Бонелли рассчитаны на более старший возраст, но фактически, я считаю, их будет покупать молодежь до 35 лет. Люди солидного возраста относятся к комиксам скептически, по крайней мере пока.
Юрий Шатилов, директор компании "Ладно":
- Насколько мне известно, все попытки издания комиксов в России заканчивались провалом. Предполагаю, что и этот проект ждет такая же судьба. Лучше бы Онур потратил эти средства на что-нибудь более насущное - заасфальтировал дорогу, построил детский сад. Вообще в издательском бизнесе риски очень высоки, а в издании комиксов - особенно.
Справка

Архитектор Онур Башарслан приехал в Омск десять лет назад. Учился в Стамбуле и Лондоне. Работал в американских, японских и турецких строительных компаниях, участвовал в крупных проектах в странах Средней Азии. Генеральный директор компаний COLORS и "Новострой дизайн", которые работают в Омске в области дизайна и проектирования. В 2006 году основал издательский дом Greencat для издания комиксов в России и русскоговорящих странах.

Елена Булатова

Просмотров: 945 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru