Бизнес. Таинственный покупатель
№ 14(191) от 18.04.2007
Тотальная САМОстоятельность
Самые низкие оценки (минус три балла за визит) умудрились набрать продавцы премиальных супермаркетов. На их фоне даже экономящим на сервисе дискаунтерам удалось попасть в пятерку лучших магазинов по оценке "таинственных покупателей" агентства "БК-рейтинг".
Формат самообслуживания - относительно новый не только для Омска, но и для России в целом - местные предприниматели, как это водится, восприняли чересчур буквально и активно экономят на персонале. Дело в том, что обслуживать себя самостоятельно покупателям чаще всего приходится даже в тех отделах, которые предполагают наличие консультанта (колбаса, сыры, фрукты, алкоголь). Попробуйте купить нефасованные фрукты - и вы можете простоять у весов 20-30 минут, пока бросивший очередь кассир не поможет вам сделать-таки покупку, или попробуйте найти продавца у отдела с развесными полуфабрикатами. Если у вас получится провести у витрины менее пяти минут, вам искренне можно позавидовать. Придите в любой круглосуточный магазин после 11 вечера, и не исключено, что вы 10-20 минут простоите на кассе. И не в очереди, а в ожидании кассира. И ведь самое интересное, что эти проблемы спровоцированы элементарной нехваткой персонала, а решаются расширением штата. Тут даже на обучение и мотивацию не надо тратиться. Подобные примеры можно приводить бесконечно, у каждого наверняка накопилось немало примеров отказа продавца взвесить 200 граммов колбасы, 100 граммов салата или одно яблоко.
Не удалось "таинственным покупателям" получить сколько-нибудь вразумительной консультации и у продавцов, работающих в "зонах свободного доступа". Занятые перекладыванием товара из тележек на витрину, практически все они просили наблюдателей "БК-рейтинга" не мешать и не отвлекать от выполнения их непосредственных обязанностей: "Вы уж как-нибудь без меня определитесь, и берите товар с краю, пожалуйста, а то всю витрину перебуровите, а мне убирай потом".
И если работа продавцов-консультантов, которые на просьбу назвать ингредиенты салата отсылают к стоящему на витрине меню, в супермаркетах, как правило, не заметна, то работа охранников, напротив, часто, что называется, "шита белыми нитками". Бойцы невидимого фронта на глазах у покупателей сообщают друг другу по рации: "Обрати внимание на леди с бананом, слишком большая у нее сумка", а на выходе проверяют дамскую сумку у девушки, вышедшей из магазина без покупок
Не удалось "таинственным покупателям" получить сколько-нибудь вразумительной консультации и у продавцов, работающих в "зонах свободного доступа". Занятые перекладыванием товара из тележек на витрину, практически все они просили наблюдателей "БК-рейтинга" не мешать и не отвлекать от выполнения их непосредственных обязанностей: "Вы уж как-нибудь без меня определитесь, и берите товар с краю, пожалуйста, а то всю витрину перебуровите, а мне убирай потом".
И если работа продавцов-консультантов, которые на просьбу назвать ингредиенты салата отсылают к стоящему на витрине меню, в супермаркетах, как правило, не заметна, то работа охранников, напротив, часто, что называется, "шита белыми нитками". Бойцы невидимого фронта на глазах у покупателей сообщают друг другу по рации: "Обрати внимание на леди с бананом, слишком большая у нее сумка", а на выходе проверяют дамскую сумку у девушки, вышедшей из магазина без покупок
Вести с полей от Таисии Шопиной
Вино, вино… Коньяк!
Выбираю вино, уже запуталась в сортах и марках - ассортимент просто огромный. Минут через 10-15 на меня обратила внимание продавец-консультант. Устало подошла ко мне.
- Девушка, мне бы хорошее вино в подарок, помогите с выбором.
- Хорошее вино, хорошее вино... А зачем вам вино? Возьмите лучше коньяк или мартини, могу посоветовать хорошее.
- Нет, мне нужно именно вино, у вас же выбор огромный - порекомендуйте что-нибудь.
- Так я вам и рекомендую - или коньяк, или мартини. А если вы мои советы не слушаете, то рекомендую пойти в специализированный магазин через дорогу, там наверняка найдется хорошее вино.
По 300 граммов не отпускаем
- Вам помочь колбаску выбрать? Вы какую хотите - пожирнее, потверже, повкуснее, подороже? Выбирайте, не стесняйтесь, - дружелюбно предложила свою помощь продавец пустующего колбасного отдела.
- Желательно посвежее, на ваш вкус, кусочек граммов на 300, - ответила я.
- Всего 300 граммов, - разочаровалась продавец. - Ну, давайте, вот этот кусочек с витринки сниму, устроит?
- Нет, не устроит, я же прошу посвежее, а этот образец с витрины уже почти зеленый от давности.
- Он не зеленый, он заветрен, тоже как-то на днях 300 граммов попросили, отрезала от нового батона, и вот результат, - обиженно ответила девушка, - никто не берет, говорят, старый.
- И что вы мне предлагаете???
- Предлагаю этот кусочек, берите его, я больше от нового батона 300 граммов резать не буду.
Выбираю вино, уже запуталась в сортах и марках - ассортимент просто огромный. Минут через 10-15 на меня обратила внимание продавец-консультант. Устало подошла ко мне.
- Девушка, мне бы хорошее вино в подарок, помогите с выбором.
- Хорошее вино, хорошее вино... А зачем вам вино? Возьмите лучше коньяк или мартини, могу посоветовать хорошее.
- Нет, мне нужно именно вино, у вас же выбор огромный - порекомендуйте что-нибудь.
- Так я вам и рекомендую - или коньяк, или мартини. А если вы мои советы не слушаете, то рекомендую пойти в специализированный магазин через дорогу, там наверняка найдется хорошее вино.
По 300 граммов не отпускаем
- Вам помочь колбаску выбрать? Вы какую хотите - пожирнее, потверже, повкуснее, подороже? Выбирайте, не стесняйтесь, - дружелюбно предложила свою помощь продавец пустующего колбасного отдела.
- Желательно посвежее, на ваш вкус, кусочек граммов на 300, - ответила я.
- Всего 300 граммов, - разочаровалась продавец. - Ну, давайте, вот этот кусочек с витринки сниму, устроит?
- Нет, не устроит, я же прошу посвежее, а этот образец с витрины уже почти зеленый от давности.
- Он не зеленый, он заветрен, тоже как-то на днях 300 граммов попросили, отрезала от нового батона, и вот результат, - обиженно ответила девушка, - никто не берет, говорят, старый.
- И что вы мне предлагаете???
- Предлагаю этот кусочек, берите его, я больше от нового батона 300 граммов резать не буду.
Мнение
Секреты работы персонала сети супермаркетов "Наш магазин"
Светлана Шагова, руководитель службы управления персоналом ТГ "Наш магазин":
1. Поставленная система обучения
Персонал мы обучаем в собственном учебном центре, где работают сотрудники службы управления персоналом. Однако ни одна система обучения не может решить проблемы без контроля на местах. В нашей компании происходит ежесменная оценка работы персонала (как внешняя - глазами покупателя, так и внутренняя - с точки зрения соблюдения сотрудниками правил поведения).
2. Мы не даем персоналу нашей сети уснуть
Регулярное проведение профессиональных конкурсов с поощрением и материальным вознаграждением победителей стимулирует сотрудников на более эффективную работу.
3. Заданные стандарты обслуживания покупателей
В нашей сети супермаркетов четко прописаны стандарты и нормы поведения сотрудников. Продавцы-консультанты знают, когда нужно приветствовать клиента, когда предложить помощь, в какой момент проявить вербальные сигналы так, чтобы клиенту было комфортно.
4. Воспитание лояльности сотрудников к сети
Мы формируем лояльность и приверженность персонала к бренду. Тех сотрудников, которые проявляют преданность и заинтересованность компанией, мы поощряем. Они достаточно быстро поднимаются по карьерной лестнице. В свою очередь, когда сотрудник не чувствует себя единым целым с компанией, как правило, он у нас не задерживается.
Персонал мы обучаем в собственном учебном центре, где работают сотрудники службы управления персоналом. Однако ни одна система обучения не может решить проблемы без контроля на местах. В нашей компании происходит ежесменная оценка работы персонала (как внешняя - глазами покупателя, так и внутренняя - с точки зрения соблюдения сотрудниками правил поведения).
2. Мы не даем персоналу нашей сети уснуть
Регулярное проведение профессиональных конкурсов с поощрением и материальным вознаграждением победителей стимулирует сотрудников на более эффективную работу.
3. Заданные стандарты обслуживания покупателей
В нашей сети супермаркетов четко прописаны стандарты и нормы поведения сотрудников. Продавцы-консультанты знают, когда нужно приветствовать клиента, когда предложить помощь, в какой момент проявить вербальные сигналы так, чтобы клиенту было комфортно.
4. Воспитание лояльности сотрудников к сети
Мы формируем лояльность и приверженность персонала к бренду. Тех сотрудников, которые проявляют преданность и заинтересованность компанией, мы поощряем. Они достаточно быстро поднимаются по карьерной лестнице. В свою очередь, когда сотрудник не чувствует себя единым целым с компанией, как правило, он у нас не задерживается.
Екатерина Кукоба, Марина Жучкова, "БК-рейтинг"
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- «Последний день Помпеи» лицезрел омский депутат Попов730025 ноября 2024
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл1707021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии1472021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись1444021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета3438314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку7614114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2815013 ноября 2024
Новости партнеров