Главная тема
№ 17(194) от 09.05.2007
кому нужна "живая" очередь: чиновнику или больному?
В марте по рекомендации департамента здравоохранения во многих городских поликлиниках отменили талоны на прием к участковым терапевтам. Чиновники решили, что "живая" очередь увеличит доступность медицинской помощи. Эта рекомендация вызвала всплеск негодования в среде медиков.
"Мы отменяем талонную систему только там, где полностью укомплектован штат", - утверждает Светлана Алексеева, заместитель директора департамента здравоохранения. Сергей Добрых, директор этого департамента, заявляет: "Практически все участки приведены в норму: на каждый приходится по 1700 человек, а по городу в среднем штат укомплектован на 91%".
Однако выяснилось, что оценить "нормированность" участков и посчитать укомплектованность штата можно по-разному. Известно, что количество участковых (а значит, и участков) рассчитывается исходя из численности населения, обслуживаемого одной поликлиникой. Вроде бы все просто, если бы не две статистики: официальная - данные статуправления - и реальная - врачебная. Практика же такова. Приходит из департамента документ примерно такого содержания: "По данным статуправления, численность населения, закрепленная за вашей поликлиникой, составляет, к примеру, 29 000 человек. Привести участки в норму, лишние ставки сократить". И тут уже никого не волнует, что на самом деле (по врачебной статистике) поликлиника обслуживает не 29, а 34 тысячи человек, и тех 18 участков и так не хватает. По словам сотрудника поликлиники, по понятным причинам пожелавшего остаться неизвестным, закрепленное за ними население искусственно сократили с 23 до 16 тысяч человек якобы потому, что всем этим людям положено обслуживаться в ведомственных поликлиниках. Однако в то, что в районе живет семь тысяч милиционеров, при том, что 80% населения по той же статистике - пенсионеры, - верится с трудом. Несмотря на все возражения, ставки, зачастую все равно пустые, но дающие возможность дополнительного заработка врачам, сокращаются, стало быть, нагрузка на одного растет, а процент укомплектованности (соотношение количества ставок и врачей) становится показательным - 80-90%. Таким образом, по документам убиваются сразу два зайца: нет проблем "переполненных" участков и неукомплектованности штата.
Впрочем, в некоторых поликлиниках отменой талонов довольны. "Очереди, конечно, есть, но 90% пациентов высказались в анкетах за отмену талонов: "Лучше просидим, но к врачу наверняка попадем", - рассказывает Валентина Стрижак, заместитель главного врача по поликлинике городской больницы №2. То же самое сообщили и в поликлинике №2, однако при этом никто не уточнил, что почти все отвечавшие - пенсионеры, которым нравится прийти в больницу пораньше, посидеть в очереди и пообщаться. "А как человеку отпрашиваться с работы к врачу? - недоумевает Андрей Стороженко, начальник федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Омской области. - На целый день? И это еще не факт, что он попадет на прием. Я считаю, что везде нужна плановость".
Самое удивительное, что в погоне за "доступностью" все как бы забыли о самих врачах. В соответствии со ст. 160 Трудового Кодекса РФ врач за четыре часа приема в поликлинике обязан принять 16 больных плюс за два часа - четырех на дому. По данным исследования, проведенного омской медакадемией совместно с минздравом, участковые врачи реально работают в среднем по 13 часов в сутки, принимают 25-50 больных в день, а половина врачей дозаполняет дома амбулаторные карты. Несложно посчитать, что если врач принимает шесть-семь человек в час, то на каждого приходится по 10 минут вместо утвержденных в нормативах 15-ти. О каком качестве медицины может идти речь, если за дверью кабинета толпится 30 человек, которых врач просто обязан принять? Да и кому вообще нужна такая доступность? В то же время врач в принципе не может быть заинтересован в работе, когда каждый день сталкивается с выбором: закрыть кабинет перед носом пациентов и навлечь на себя гнев начальства, либо не выйти на вызовы на дом, что тоже часто бывает, либо выполнять всю работу и ничего не получать дополнительно за сверхплановых пациентов.
Очевидно, что талонную систему можно отменять тогда, когда не выполняется план, когда действительно остаются пачки неиспользованных талонов. Если же люди приходят и не могут попасть даже с талонами, то есть ли смысл ликвидировать этот и так несовершенный регулятор нагрузки? Можно только сказать, что эта проблема существовала всегда, и решить ее можно только укомплектованными штатами, строительством филиалов поликлиник, открытием офисов семейной практики на окраинах, но явно не сокращением ставок и отменой талонной системы.
Однако выяснилось, что оценить "нормированность" участков и посчитать укомплектованность штата можно по-разному. Известно, что количество участковых (а значит, и участков) рассчитывается исходя из численности населения, обслуживаемого одной поликлиникой. Вроде бы все просто, если бы не две статистики: официальная - данные статуправления - и реальная - врачебная. Практика же такова. Приходит из департамента документ примерно такого содержания: "По данным статуправления, численность населения, закрепленная за вашей поликлиникой, составляет, к примеру, 29 000 человек. Привести участки в норму, лишние ставки сократить". И тут уже никого не волнует, что на самом деле (по врачебной статистике) поликлиника обслуживает не 29, а 34 тысячи человек, и тех 18 участков и так не хватает. По словам сотрудника поликлиники, по понятным причинам пожелавшего остаться неизвестным, закрепленное за ними население искусственно сократили с 23 до 16 тысяч человек якобы потому, что всем этим людям положено обслуживаться в ведомственных поликлиниках. Однако в то, что в районе живет семь тысяч милиционеров, при том, что 80% населения по той же статистике - пенсионеры, - верится с трудом. Несмотря на все возражения, ставки, зачастую все равно пустые, но дающие возможность дополнительного заработка врачам, сокращаются, стало быть, нагрузка на одного растет, а процент укомплектованности (соотношение количества ставок и врачей) становится показательным - 80-90%. Таким образом, по документам убиваются сразу два зайца: нет проблем "переполненных" участков и неукомплектованности штата.
Впрочем, в некоторых поликлиниках отменой талонов довольны. "Очереди, конечно, есть, но 90% пациентов высказались в анкетах за отмену талонов: "Лучше просидим, но к врачу наверняка попадем", - рассказывает Валентина Стрижак, заместитель главного врача по поликлинике городской больницы №2. То же самое сообщили и в поликлинике №2, однако при этом никто не уточнил, что почти все отвечавшие - пенсионеры, которым нравится прийти в больницу пораньше, посидеть в очереди и пообщаться. "А как человеку отпрашиваться с работы к врачу? - недоумевает Андрей Стороженко, начальник федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Омской области. - На целый день? И это еще не факт, что он попадет на прием. Я считаю, что везде нужна плановость".
Самое удивительное, что в погоне за "доступностью" все как бы забыли о самих врачах. В соответствии со ст. 160 Трудового Кодекса РФ врач за четыре часа приема в поликлинике обязан принять 16 больных плюс за два часа - четырех на дому. По данным исследования, проведенного омской медакадемией совместно с минздравом, участковые врачи реально работают в среднем по 13 часов в сутки, принимают 25-50 больных в день, а половина врачей дозаполняет дома амбулаторные карты. Несложно посчитать, что если врач принимает шесть-семь человек в час, то на каждого приходится по 10 минут вместо утвержденных в нормативах 15-ти. О каком качестве медицины может идти речь, если за дверью кабинета толпится 30 человек, которых врач просто обязан принять? Да и кому вообще нужна такая доступность? В то же время врач в принципе не может быть заинтересован в работе, когда каждый день сталкивается с выбором: закрыть кабинет перед носом пациентов и навлечь на себя гнев начальства, либо не выйти на вызовы на дом, что тоже часто бывает, либо выполнять всю работу и ничего не получать дополнительно за сверхплановых пациентов.
Очевидно, что талонную систему можно отменять тогда, когда не выполняется план, когда действительно остаются пачки неиспользованных талонов. Если же люди приходят и не могут попасть даже с талонами, то есть ли смысл ликвидировать этот и так несовершенный регулятор нагрузки? Можно только сказать, что эта проблема существовала всегда, и решить ее можно только укомплектованными штатами, строительством филиалов поликлиник, открытием офисов семейной практики на окраинах, но явно не сокращением ставок и отменой талонной системы.
мария сергеева
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024
Новости партнеров