Новости. Омск

Бизнес. Рейтинг продуктовых сетей
№ 17(194) от 09.05.2007

Содержание

Выбор вроде бы есть, а вроде бы нет

Ассортимент только десяти из почти 130 супермаркетов Омска, по оценкам экспертов, сегодня более-менее соответствует запросам покупателей. При этом в большинстве ­магазинов самообслуживания представленные бренды товаров повседневного спроса дублируются в среднем на 60-70%.

Согласно данным ритейл-аудита омских супермаркетов, проведенного агентством "БК-рейтинг", подавляющее большинство местных ритейлеров, формируя ассортимент, похоже, чересчур доверяется закону Паретто, который гласит, что 80% оборота магазина формируется за счет 20% ассортимента. Вероятно, поэтому они решили не загромождать полочное пространство разнообразными брендами, на долю которых приходится всего 15-20% прибыли, а ограничиться наиболее ходовыми торговыми марками. Результат: сегодня даже в классическом супермаркете ассортимент зачастую весьма ограничен и однообразен. На все категории продуктов ежедневного потребления (хлебобулочная продукция, колбасные изделия, молоко и кисломолочные продукты, маслосливочная продукция, кондитерские изделия, майонезы-соусы, бакалейная продукция) приходится в среднем 90-100 брендов. Это при том, что, как правило, только один производитель предлагает до нескольких десятков торговых марок своей продукции. Например, "Вимм-Билль-Данн" в сегменте молочной продукции предлагает бренды "Домик в деревне", "Милая мила", "Чудо", "Веселый молочник", "Био макс", "Нео","Доктор Бифи" и другие. В подавляющем же большинстве омских супермаркетов от их числа представлена в лучшем случае треть или четверть. Для сравнения: в товарном ассортименте федеральных продуктовых сетей традиционно присутствует от нескольких сотен до нескольких тысяч различных торговых марок товаров первой необходимости, не говоря уже о деликатесах.
только для своих
Еще одна особенность местных ритейлеров - очевидное превалирование местных торговых марок, особенно в некоторых товарных категориях, тогда как федеральным брендам отводится второстепенная роль. Например, в сегменте колбас и мясных изделий продукция местных изготовителей занимает 85-90% ассортимента почти во всех омских супермаркетах. В свою очередь продукцию "КомпоМос" можно купить лишь в единицах омских супермаркетов, так же как и "Микоян", "Царицыно", "Черкизовский" и некоторых других федеральных брендов. Действительно, зачем "заморачиваться" и выставлять на полку 30-40 брендов колбасной, молочной или кондитерской продукции разных ценовых категорий, когда половина скорее всего останется лежать на полке или будет расходиться очень-очень медленно, если можно весьма выгодно договориться с омскими изготовителями и заставить все полочное пространство их продукцией: все равно купят.
не нашел, дальше пошел

Поэтому неудивительно, что, по данным потребительского опроса, проведенного агентством "БК-рейтинг", порядка 57% омичей уходят из супермаркета без покупки, так как не нашли нужный товар, еще 39% опрошенных готовы поменять привычный, удобно расположенный супермаркет на более ­удаленного конкурента, если ассортимент в прежнем перестанет их устраивать. При этом довольствоваться альтернативой искомому бренду сегодня готовы лишь 11% респондентов, да и то скорее вынужденно, без явного удовольствия от покупки. Между тем времена, когда покупатель брал то, что было на витрине, и был этому рад, уже далеко в прошлом. Сегодня потребитель, зная о возможностях выбора, когда покупка продуктов превращается в увлекательное занятие, не готов отказаться от "продуктового шопинга" по прихоти ритейлеров, зачастую формирующих ассортимент исходя из собственных интересов и амбиций. Подавляющему ­большинству опрошенных­ горожан в отличие от ритейлеров все равно, высокомаржинальна его любимая марка или нет.
С одной стороны, стратегия товарного минимализма омских ритейлеров понятна. Чем меньше число поставщиков и уже ассортимент, тем проще им управлять, особенно когда речь идет о крупной сети. Однако, с другой стороны, формат супермаркета подразумевает достаточно широкий выбор товара разных производителей, а не только марки, с которыми у продавца "теплые" отношения. К тому же специалисты уверены, что омские ритейлеры таким образом рискуют потерять как часть постоянных клиентов (один раз не нашел нужного товара, второй, третий и перестал ходить в этот супермаркет), так и недополучить прибыль от "импульсивных покупок", большинство из которых совершаются, когда от разнообразия товаров "разбегаются глаза".
Такая ассортиментная политика местных ритейлеров тем более удивительна в преддверии выхода федеральных сетей. Ведь широта ассортимента - одно из основных конкурентных преимуществ федералов. Так, по словам Григория Шахидова, директора компании "Дарина", если крупные федеральные сети, зайдя в Омск, предложат хотя бы 70-80% традиционного для их формата ассортимента, это нанесет ощутимый удар по омским магазинам самообслуживания. Ведь зачастую продукция, которую предлагают федералы, даже не знакома неискушенным и не избалованным изобилием омичам
Мнение

Инесса Киселева, начальник отдела торгового маркетинга компании "Манрос-М":
- На сегодняшний день количество товарных позиций, представленных в супермаркетах Омска, не соответствует запросу покупателей. Для сравнения: в продуктовых сетях Москвы или Петербурга полки с молочной продукцией достигают 20 метров, в Омске - всего около 3 метров. Омск - город, в котором поддерживают местного производителя, а потому в супермаркетах преобладает продукция местных марок, во всяком случае в сегменте молочной продукции. На втором месте по популярности - федеральные производители, поскольку эти бренды широко рекламируются. Импортные производители сегодня не представлены на омском рынке, во-первых, из-за специфичности молочной продукции (скоропортящиеся продукты), а во-вторых, из-за низкой узнаваемости брендов. Борьба за полки между поставщиками ведется, но ее нельзя назвать обостренной. Это ­нормальная здоровая конкуренция.
Вадим Файшевский, заместитель генерального директора ЗАО БКК "МарС":

- В сегменте хлебобулочных изделий в Омске приоритет покупателей и продавцов отдан местному производителю. Сложнее ситуация с кондитерскими изделиями. В этом сегменте омскому производителю тяжело конкурировать с федеральными игроками, рынок кондитерских изделий перенасыщен. У покупателя быстро происходит привыкание к новому товару. У многих кондитерских изделий очень короткий жизненный цикл. Один-два месяца они могут быть "звездой" и "дойной коровой", а затем превращаются в "собаку". Поэтому очень важно иметь на производстве сильную команду единомышленников, которая занимается и маркетингом, и производством, и сбытом. В этом случае можно конкурировать. К тому же огромное значение имеет качество продукции и ее цена.

Марина Жучкова,Ольга Билаш,"БК-рейтинг"

Просмотров: 364 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru