Новости. Омск

жизнь как жизнь
№ 19(196) от 23.05.2007

Содержание

Инженер-строитель человеческих душ

В Омско-Тарской епархии есть священники, которые могут высказываться в СМИ без благословения Владыки Феодосия, поскольку пользуются его особым доверием. Отец Олег - один из них. Кстати, настоятель Таврической Свято-Успенской церкви сам спроектировал и построил храм, в котором служит. Сейчас достраивает часовню на кладбище.

 Отец Олег, настоятель Свято-Успенского прихода Поместной Церкви


Матушка Руфина, в миру Римма, из мусульманской семьи, ее прадед был муллой. Но родственники не пытались воспрепятствовать ее браку с Олегом Наумовым, донским казаком по отцу и украинцем по матери. "Мусульмане ведь бывают разные,  - объясняет отец Олег.  - Сунниты, в отличие от шиитов, терпимы к иноверцам. И вообще, в наших религиях много схожего". Заканчивая автодор с отличием по специальности "инженер-строитель", он и не помышлял о духовной карьере. В роду священнослужителей не было, ближе всего к религии был прадед  - церковный сторож. До принятия сана Наумов работал на руководящих должностях в сельском хозяйстве. Часто сталкивался с пьянством, семейными ссорами, разводами. Штрафы, выговоры и увольнения не давали результатов. Наконец молодой руководитель понял, что воздействовать надо не на карман, а на душу. В начале 90-х, будучи главой администрации Сосновского ОПХ, решил сделать церковь для своих подопечных. "Немцы-католики отдали нам здание магазина в Азово", - до сих пор удивляется батюшка. Несколько раз беседовал с Владыкой Феодосием, который курировал реконструкцию. Тот как-то процитировал Евангелие: "Жатвы много, а делателей мало". Это дало пищу для размышлений. Из бесед и мыслей о Боге родилось и окрепло решение о кардинальной перемене образа жизни. В 94-м вместе с женой крестился, а в 96-м принял священнический сан.
золото? Дорого и непрактично
Этот храм отец Олег проектировал вместе со своим бывшим преподавателем. Строительство началось в 1998-м, в 2001-м храм начал принимать прихожан. В основе планировки - традиционная форма креста, белые стены, синие купола, символизирующие небо, а золотые звезды на них - это ангелы Господни. Оказывается, церкви, посвященные Богородице, по традиции должны быть с синими куполами, Святой Троице - с зелеными, все остальные - с золотыми.
- А черные?
- Черными купола становятся, когда с них облетает позолота, - отвечает батюшка. - Кстати, кресты и звезды - из нержавейки с титановым наплавом. Это на века. Главное, чтобы цвет был золотой. А сусальное золото - дорого и непрактично. Сейчас купола на всех новых храмах делают из этого сплава, и на Успенском соборе в городе тоже.
- Фундамент укладывали прихожане под моим руководством. Секреты храмостроительства с веками утрачиваются, но Господь подсказывал нам, и мы смогли вновь открыть некоторые из них.
Отец Олег сам разработал технологию изготовления круглых плит для сводов. Плиты отливались прямо на стройке.
- Звук должен собираться под куполом - в этом секрет акустики русских храмов, - говорит отец Олег. - Особенностью устройства крыши храма являются паруса - переходы с четырехгранника барабана на восьмерик шатра. А в храме на Левобережье, например, плоский потолок с круглой дыркой, результат - плохая акустика. Церковь в русской традиции должна быть белой. Великий Новгород, Владимир, Псков - во всех старинных городах белые храмы. В старину стены обмазывались глиной высшей пробы  - беляком. А красно-желтые храмы… Я считаю, это дань практичности в содержании фасада.
- Церковь - это корабль, колокольня - его мачта, а Господь  - капитан, ведущий корабль сквозь житейские бури, - рассказывает батюшка.
- А кто же тогда священники?
- Мы помощники Господа. Лоцманы, помогающие пастве обойти мели греха и рифы страстей.
О прихожанах и "прохожанах"
Много беспокойства доставляют отцу Олегу действующие в районе секты. Это и иеговисты ("их устав хуже нацистского", - говорит батюшка), и пятидесятники ("эти помягче, но многих доводят до психического расстройства"), и адвентисты ("когда я начинал работу в Тавричанке, их было больше, чем моих прихожан").
- Немало приходит и с семейными бедами: то пьянство, то наркомания, то самоубийства, то бесноватые, чего только не увидел за 11 лет службы, - рассказывает батюшка. - Слава Богу, Господь не оставляет без помощи! Как-то одна прихожанка привела ко мне свою дочь, та попала в лапы иеговистов. Ситуация осложнялась тем, что она была душевнобольной. Мне удалось отговорить ее посещать иеговистские шабаши, но и христианкой она так и не стала...
Обряд крещения отец Олег проводит по старинной христианской традиции - погружением, для этого при церкви есть специальная купель. Он считает, что окропление крещаемых­ возможно только от недостатка средств и не совсем правильно.
Когда Таврическая церковь начинала работать, на службы приходило до 30 человек. Сейчас на них присутствует человек 200-250. По большим праздникам, на Пасху, например, церковь не вмещает всех желающих.
- Сейчас прихожан около 1000. Я не считаю "прохожан". "Прохожанин"? - батюшка улыбается в бороду. - Так я называю человека, который пришел в церковь, перекрестился пару раз, поставил свечку и пошел дальше.
Придется пристроить еще два придела, - отец Олег показывает план реконструкции, выполненный собственноручно по всем правилам инженерной науки. - Тогда храм будет вмещать народа вдвое больше, но это все равно проблему не решит.
При церкви действуют две воскресные школы - взрослая и детская. Батюшка читает в них Закон Божий, матушка преподает рукоделие, рисование и пение.
В интернет с божьей помощью
Отец Олег воплотил мечту отца Федора о свечном заводике. При церкви есть небольшое производство свечей из воска, которое удовлетворяет нужды прихода.
- Парафин коптит стены, - объясняет батюшка. - А покупать восковые свечи дорого.
Бывший инженер не боится современных технологий. Вместе с матушкой сам верстает в PageMaker приходской печатный орган "Таврическая православная газета", которую печатает местная типография. Проповеди отца Олега записываются на DVD. Батюшка активно пользуется интернетом.
Содержание храма и церковного хозяйства стоит приходскому совету немалых денег. Зимой, когда приходится обогревать помещения и нагревать воду в купели, коммунальные платежи составляют 15-17 тысяч в месяц. Поэтому отец Олег пытается делать сам все, что возможно. Далеко не все прихожане могут помочь церкви деньгами, их бескорыстный труд на благо прихода ценится настоятелем гораздо больше пожертвований.
Какое вознаграждение получать батюшке, решает приходской совет. Получается тысяч семь-восемь.
- Нашей семье хватает, - говорит батюшка. - В области есть совсем небольшие приходы, настоятели которых получают меньше 2000. Люди у нас скуповаты (не от хорошей жизни, конечно) и когда слышат от священника, что могут дать, сколько сочтут нужным, дают мало. Мне как-то мелочи насыпали... Пришлось ввести термин "минимальное пожертвование". Очень помогает огород. Я ведь сам из деревни, к крестьянскому труду приучен. Скоро вон будем картошку сажать...
Болею за души человеческие. И за "Авангард"
- Семья - это пятеро детей и двое родителей. У нас "пятья": трое сыновей и мы с матушкой. Больше детей Бог не дал. В Большеречье, например, у батюшки девять детей. Есть матушки, которые живут только домом, а моя помогает мне при церкви, преподает в воскресной школе, клирос тоже на ней.
По традиции один из сыновей священника тоже должен стать духовным лицом. Остальные сыновья избирали одну из трех профессий: врач, учитель и воин. Старший сын, 16-летний Вадим, собирается поступать в медицинскую академию.
- Священнических династий в нашей епархии мало. Есть, правда, семейство Долговых, где отец и двое сыновей - священники. Кто из младших пойдет по моим стопам, пока неизвестно, но я не собираюсь ничего им навязывать. Пусть сами выбирают свою стезю.
Опять же по традиции сыновья священника помогают отцу на службах и требах: кто носит свечу, кто разжигает кадило, кто звонит в колокола.
Перед субботними и воскресными службами вся семья завтракает чаем с просфорой. В пост - только святая вода. После нескольких часов на ногах - скромный обед. Потом занятия в воскресной школе.
- Вся семья соблюдает пост?
- Конечно. И поверьте, никто от этого не страдает. Существует огромное количество вкусных и питательных блюд постной кухни, еще больше, чем в скоромной. Любая жена священника - мастерица. Моя, например, замечательно готовит рыбу.
По будним дням священник занимается хозяйством, готовит проповеди, справляет требы (службы на выезде), куда отправляется на стареньком "Москвиче", который водит сам.
- У меня ничего нет, - блаженно улыбаясь, разводит руками батюшка.  - И дом, и машины (есть еще "Жигули-семерка") - все приходское.
- В отпуске совершаем всей семьей паломничества по священным местам. На машине или на поезде. Мечтаю поехать в Киево-Печерскую Лавру. Там корни русского православия и моя историческая родина.
Мы с детьми очень любим ходить на рыбалку (мечтательно улыбается). И по грибы обязательно. Есть места, которые знает только наша семья. В прошлом году 12 ведер груздей насобирали и 4  - земляники. Потом целый год угощали городских священников. Что еще? Настольный теннис. Смотрим игры "Авангарда" с мальчишками. В доме есть две спутниковые тарелки. Но принимают они только две христианские программы и спорт. В футбол играем.
- Вчетвером? Двое на двое?
- Почему? Матушка тоже играет с нами.
Справка

Детали стиля жизни:
Человек для подражания: Владыка Феодосий
Любимое блюдо: картошка
Любимый фильм: "Остров"
Любимая книга: "Отец Арсений"
Цитата из Евангелия: "Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними".

Алексей Брусницын

Просмотров: 373 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru