Новости. Омск

Главная тема
№ 5(182) от 14.02.2007

Содержание

"Думаете, за наши материалы вас кто-то будет преследовать?"

Даже беглое пролистывание омской прессы или самый нерегулярный просмотр новостийных телепрограмм омского ТВ дают понять: в регионе - выборы. А определенных, особенно усиленно ротируемых персон нам негласно рекомендуют своими голосами привести в будущие парламенты.
Большинство омичей, опрошенных агентством «БК-рейтинг», утверждают, что заметили начало избирательной кампании по изменению содержания местных телепрограмм. Другие прочли об этом в городских газетах. И журналисты зачастую не ограничивались сообщениями о начале кампании и ходе регистрации кандидатов. Многие СМИ по негласной ли команде сверху или даже в отсутствие оной, просто желая продемонстрировать лояльность или полагая, что так и надо, засыпали нас рассказами о мероприятиях одной из партий, о достижениях в коллективах, руководимых «людьми из списка», комментариями обо всем происходящем вокруг из уст все тех же деятелей. Только за один месяц в прессе промелькнули имена и фотографии почти половины будущих кандидатов, разделяющих одни и те же политические взгляды. При этом, следуя букве закона, официальную агитацию в СМИ кандидатам разрешено начать только за 28 дней до дня выборов и завершить за сутки до голосования. Разумеется, рядовой избиратель о подобных нормах не знает, а потому и не считает это нарушением законности. Видят ли в таком поведении СМИ и озабоченных самопиаром кандидатов нарушения представители избирательных комиссий, призванных соблюдать установленный порядок агитации? «БК» обратился за комментариями к представителям Центральной избирательной комиссии РФ, избиркомам города и области.
Все они оказались единодушны в том, что до официального уведомления человеком избиркома о намерении принять участие в выборах он может пиариться и агитировать за себя или любого другого не уведомившегося кандидата (партию) совершенно свободно, не нарушая при этом закон. Похоже, столь любимого ­многими ограниченными в средствах кандидатами понятия «преждевременного старта», в котором они частенько пытаются обвинить более состоятельных соперников, не жалеющих средств на раскрутку, просто не существует.
А вот дальше начинаются расхождения. Ограничивая СМИ в возможности вести агитацию, закон никак не ограничивает их права на свободное информирование. Как разграничить эти два понятия? «Если СМИ не будут предоставлять информацию о кандидатах, кто поможет избирателям сделать правильный выбор? – рассуждает председатель горизбиркома Алексей Нестеренко. – Но в журналистских материалах следует избегать такой характеристики кандидата, которая формирует положительное или отрицательное отношение к нему. Критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие специальной цели – склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату». Вот только кто определит, склоняет ли материал о новом оборудовании в больнице или крупном заказе предприятия симпатии зрителей в сторону руководителей этих учреждений? Или, скажем, отвернет ли электорат от кандидата рассказ о его конфликте с жильцами соседнего дома или партнерами по бизнесу? По крайней мере на определенную оценку человека навести может. А ведь это почти новостийная информация.
«Любая информация в СМИ о кандидате способствует формированию положительного или отрицательного мнения о нем, – считает зампред облизбиркома Юрий Яковлев. – Поэтому информирование избирателей должно быть особенно объективным, достоверным». Впрочем, начальник правового отдела областной избирательной комиссии Александр Христолюбов уже расширяет рамки допустимого: «Никто не может запретить СМИ информировать читателей о профессиональной деятельности кандидатов, не связанной с депутатской. Важно, чтобы материал не содержал прямого призыва голосовать «за» или «против» данного человека». Вторит ему и представительница ЦИК Эльвира Ермакова: «Жизнь во время выборов не останавливается. И если кандидат не в отпуске, то для него работа – это просто работа».
Без чего тут, спрашивается, не разобраться?..
Вот и получается, что прав тот, кто сильнее – в средствах, в связях, в административном ресурсе. Не случайно в журналистских кругах ходит рассказ о представителях одной из партий, почти в открытую предлагающих оплачивать нужные им материалы черным налом и призывающих закрыть глаза на возможные нарушения закона. Мол, думаете, за наши материалы кто-то вас будет преследовать? Напротив, если не договоримся, работать станет сложнее.
В отличие от прошлых омских выборных кампаний, в которых подобная «кривизна» «четвертой власти» тоже замечалась, на этот раз некоторые СМИ даже не пытаются сопровождать длительные репортажи и статьи об одном из претендентов хотя бы кратким упоминанием о его соперниках. СМИ даже не делают вид, что у продвигаемых ими персон или партий есть оппоненты. Меж тем закон о выборах, неоднозначный во многих формулировках, на этот счет предельно конкретен, требуя соблюдения равных для всех условий при информировании о выборной деятельности кандидатов. Да и многочисленные толкователи этого закона (увы, в большинстве теоретики, а не практики) признают, что агитацией могут быть не только прямые положительные и отрицательные оценки и призывы к голосованию, но и последовательность и частота появлений в СМИ информационных материалов определенного толка.
Справка

«Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку»
Кандидаты, противостоящие поддержанным властью претендентам на депутатство, зачастую утверждают, что при оценке законности действий участников выборной кампании избиркомы практикуют «двойной стандарт»: не замечают даже явные просчеты «своих», прочих же в любом удобном случае «чуть ли не под сито «просеивают» по любой мелочи».
Большинство кандидатов, не имеющих в своем штабе высококвалифицированных юристов, готовых взяться за правильное толкование выборных законов, и пиарщиков, способных сформировать из информации о затеянных тяжбах образ не склочника, а правдоборца, не спешат подавать жалобы на нарушения, допущенные их конкурентами, СМИ или избиркомом, и обращаться в суд. А может, попросту боятся возможных последствий такого обращения – усиленного давления со стороны властей или иных покровителей «обжалованных». И не только политического. Или откровенно не доверяют судебной системе и членам избиркома, оставаясь уверенными, что правды им в этих инстанциях не найти. «Протестовать против проявлений незаконности мы не будем, – заявил «БК» представитель одной из участвующих в кампании партий, – ведь у нас в стране действует закон Франка: своим можно все». «Для того, чтобы подавать жалобы, нет ни денег, ни целесообразности, – вторит ему один из одномандатников, – хотя оснований предостаточно».
Тем самым бездеятельность массы окончательно развязывает руки нарушителям закона. И, действительно, зачем соблюдать некие нормы, если их несоблюдения все равно никто не заметит. Либо заметит, но вслух сказать побоится.

Елена Брейтенбихер, Наталья Коробова

Просмотров: 204 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru