Рейтинг школ
№ 20(197) от 30.05.2007
Школы получили оценки
Ни одна омская школа не получила в рейтинге одинаково высокие оценки по всем показателям. Эффективность обучения в гимназии №19 "смазалась" далеко не самой лучшей материально-технической базой. Та же проблема и у школы с самым сильным педагогическим составом - №72. Самая же обеспеченная школа - №62 "по общему зачету" едва вошла в двадцатку лучших, слишком низкими оказались баллы по результативности обучения. Агентство "БК-рейтинг" представляет рейтинг лицеев, гимназий и специализированных школ Омска.
Сегодня в лицеях и гимназиях Омска учатся около 35 000 школьников, за места в престижных гимназиях родители готовы выкладывать немалые деньги. По данным "БК-рейтинг", около 40% из них устраивали своего ребенка "за отдельную плату". 20% опрошенных признались, что платили деньги, еще 12% покупали для школы технику или инвентарь, 6% делали подарки администрации. Как показал опрос, самый важный фактор при выборе школы для омских родителей не углубленное изучение предметов и сильный педагогический состав (второе и четвертое места соответственно), а ее близость к дому. Однако названные выше цифры заметно возрастают, если речь идет о гимназиях или лицеях, сюда "просто так" почти не попадают.
Несмотря на то, что, по данным министерства образования и науки РФ, Омский регион по доступности, качеству и развитию сети учреждений образования назван лидером Сибирского федерального округа и вошел в десятку лучших по стране, лучший результат - всего лишь 50% от возможного. Например, среднее количество современных компьютеров в школе - не больше десяти, а на десять школьников приходится всего два-три места в столовой. Высокопрофессиональный педагогический состав не приносит высокой эффективности обучения, хорошая материально- техническая база - тоже не гарантия качественных знаний.
Отрицательно на счет лидера рейтинга - гимназии №19 - повлияли маленькая столовая и небольшое число учебников в библиотеке. Наиболее комфортное обучение, как показало исследование, - в школе №62, "Лицее БИТ" и школе №38. Но в десятку лучших попал только "Лицей БИТ", впрочем, высокую позицию в итоговом рейтинге он занял именно благодаря своей оснащенности (здесь самый внушительный компьютерный парк, большая столовая, богатая библиотека). Несмотря на оптимальный педагогический состав, высокие результаты ЕГЭ и большое количество поступивших в вузы, невысокий процент медалистов (в прошлом году здесь было всего пять серебряных, а в позапрошлом - ни одной медали) и неактивность на олимпиадах принесли "Лицею бизнеса и информационных технологий" только 15 место в рейтинге результативности.
Самым ярким показателем уровня школы эксперты назвали количество победителей олимпиад и Научного общества учащихся (НОУ). Рекорд по количеству побед в олимпиадах поставил лицей №64 - 61 победа на городских олимпиадах и 28 на областных. А вот победа на республиканских соревнованиях у омичей пока одна и принадлежит 66 лицею (по данным на 1 сентября 2006 года). Победители в НОУ есть в каждой школе, но больше всего их учится в 19 гимназии.
Неожиданно невысоко оценили эксперты такой показатель, как доля медалистов среди всех выпускников (7,3 балла), гораздо более значимым показателем они посчитали результаты ЕГЭ (8,7 балла). Несмотря на все споры вокруг объективности оценки знаний с помощью ЕГЭ, "качество" медалей, по мнению многих экспертов, оставляет желать лучшего. Процент медалистов в Омске достаточно стабилен (5-6%): в 2006 году 319 выпускников получили золотые и 769 - серебряные медали, а вот количество выпускников, получивших "четверку" и "пятерку" при сдаче ЕГЭ, растет.
Самые высокие результаты ЕГЭ по математике в прошлом учебном году показали ученики школы №84 с углубленным изучением отдельных предметов - 71,7 балла на фоне 50 в среднем по гимназиям и лицеям. Самый низкий среди участников средний балл за ЕГЭ по математике набрали ученики школы №39, занявшей в итоговом рейтинге место в четвертой десятке.
Количество выпускников, поступивших в вузы, получило от экспертов среднюю оценку 7,7 балла. Эксперты объясняют столь невысокую оценку тем, что логичнее отслеживать количество поступивших именно "на бюджет", другие говорят о том, что лучший показатель - количество студентов не только поступивших, но и учившихся хотя бы больше года. Самый большой процент выпускников, поступивших в вузы, - почти 99% - в гимназии №115 (в рейтинге результативности эта школа заняла второе место, но по условиям обучения и характеристикам педсостава она далека даже от первой десятки). На втором месте по доле учеников, ставших студентами, - гимназия №19 (98%).
Несмотря на то, что, по данным министерства образования и науки РФ, Омский регион по доступности, качеству и развитию сети учреждений образования назван лидером Сибирского федерального округа и вошел в десятку лучших по стране, лучший результат - всего лишь 50% от возможного. Например, среднее количество современных компьютеров в школе - не больше десяти, а на десять школьников приходится всего два-три места в столовой. Высокопрофессиональный педагогический состав не приносит высокой эффективности обучения, хорошая материально- техническая база - тоже не гарантия качественных знаний.
Отрицательно на счет лидера рейтинга - гимназии №19 - повлияли маленькая столовая и небольшое число учебников в библиотеке. Наиболее комфортное обучение, как показало исследование, - в школе №62, "Лицее БИТ" и школе №38. Но в десятку лучших попал только "Лицей БИТ", впрочем, высокую позицию в итоговом рейтинге он занял именно благодаря своей оснащенности (здесь самый внушительный компьютерный парк, большая столовая, богатая библиотека). Несмотря на оптимальный педагогический состав, высокие результаты ЕГЭ и большое количество поступивших в вузы, невысокий процент медалистов (в прошлом году здесь было всего пять серебряных, а в позапрошлом - ни одной медали) и неактивность на олимпиадах принесли "Лицею бизнеса и информационных технологий" только 15 место в рейтинге результативности.
Самым ярким показателем уровня школы эксперты назвали количество победителей олимпиад и Научного общества учащихся (НОУ). Рекорд по количеству побед в олимпиадах поставил лицей №64 - 61 победа на городских олимпиадах и 28 на областных. А вот победа на республиканских соревнованиях у омичей пока одна и принадлежит 66 лицею (по данным на 1 сентября 2006 года). Победители в НОУ есть в каждой школе, но больше всего их учится в 19 гимназии.
Неожиданно невысоко оценили эксперты такой показатель, как доля медалистов среди всех выпускников (7,3 балла), гораздо более значимым показателем они посчитали результаты ЕГЭ (8,7 балла). Несмотря на все споры вокруг объективности оценки знаний с помощью ЕГЭ, "качество" медалей, по мнению многих экспертов, оставляет желать лучшего. Процент медалистов в Омске достаточно стабилен (5-6%): в 2006 году 319 выпускников получили золотые и 769 - серебряные медали, а вот количество выпускников, получивших "четверку" и "пятерку" при сдаче ЕГЭ, растет.
Самые высокие результаты ЕГЭ по математике в прошлом учебном году показали ученики школы №84 с углубленным изучением отдельных предметов - 71,7 балла на фоне 50 в среднем по гимназиям и лицеям. Самый низкий среди участников средний балл за ЕГЭ по математике набрали ученики школы №39, занявшей в итоговом рейтинге место в четвертой десятке.
Количество выпускников, поступивших в вузы, получило от экспертов среднюю оценку 7,7 балла. Эксперты объясняют столь невысокую оценку тем, что логичнее отслеживать количество поступивших именно "на бюджет", другие говорят о том, что лучший показатель - количество студентов не только поступивших, но и учившихся хотя бы больше года. Самый большой процент выпускников, поступивших в вузы, - почти 99% - в гимназии №115 (в рейтинге результативности эта школа заняла второе место, но по условиям обучения и характеристикам педсостава она далека даже от первой десятки). На втором месте по доле учеников, ставших студентами, - гимназия №19 (98%).
Как составлялся рейтинг
Рейтинг лицеев, гимназий, специализированных школ Омска составлялся на основе данных, предоставленных Управлением образования администрации города Омска и экспертного опроса. В рейтинге учитывались три группы показателей: результативность обучения, характеристика педагогического состава, характеристика условий обучения.
Результативность обучения оценивалась по следующим параметрам: доля выпускников, закончивших школу с серебряной или золотой медалями в 2006 году; средний результат ЕГЭ-2006 по математике; доля выпускников, поступивших в вузы в 2005 году; количество победителей городских, областных, республиканских олимпиад в 2004-2005 учебном году; количество победителей в НОУ в 2004-2005 учебном году.
Педагогический состав оценивался по следующим параметрам: количество учеников на одного учителя, на одного учителя дополнительного образования, на одного медработника, на одного школьного психолога; полученные гранты.
Условия обучения оценивались по количеству учебников в библиотеке школы на одного ученика, количеству новых компьютеров в кабинете информатики на десять учеников, учебной площади на одного ученика, площади крытых спортивных сооружений на одного ученика, числу посадочных мест в столовой на десять учеников.
Все показатели оценивались по десятибалльной шкале и корректировались с учетом коэффициентов важности, полученных в результате экспертного опроса
Результативность обучения оценивалась по следующим параметрам: доля выпускников, закончивших школу с серебряной или золотой медалями в 2006 году; средний результат ЕГЭ-2006 по математике; доля выпускников, поступивших в вузы в 2005 году; количество победителей городских, областных, республиканских олимпиад в 2004-2005 учебном году; количество победителей в НОУ в 2004-2005 учебном году.
Педагогический состав оценивался по следующим параметрам: количество учеников на одного учителя, на одного учителя дополнительного образования, на одного медработника, на одного школьного психолога; полученные гранты.
Условия обучения оценивались по количеству учебников в библиотеке школы на одного ученика, количеству новых компьютеров в кабинете информатики на десять учеников, учебной площади на одного ученика, площади крытых спортивных сооружений на одного ученика, числу посадочных мест в столовой на десять учеников.
Все показатели оценивались по десятибалльной шкале и корректировались с учетом коэффициентов важности, полученных в результате экспертного опроса
Татьяна Гончарова,Екатерина Кукоба,"БК-рейтинг"
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024
Новости партнеров