Культура
№ 7(184) от 28.02.2007
КНИГА-СПЕКТАКЛЬ О "ЕЛЕНЕ НАРОДНОЙ"
…Я знаю: свет Её - не канет в Лету,
Проступит он в любой кромешной мгле.
И книга, что о Ней, - во имя света,
Во имя нас, живущих на Земле.
(Строки, прозвучавшие 19-го февраля в Академическом театре драмы на Вечере памяти Е.И. Псарёвой и презентации книги о ней)
Проступит он в любой кромешной мгле.
И книга, что о Ней, - во имя света,
Во имя нас, живущих на Земле.
(Строки, прозвучавшие 19-го февраля в Академическом театре драмы на Вечере памяти Е.И. Псарёвой и презентации книги о ней)
Сергей ДЕНИСЕНКО, обозреватель |
Уже на излёте прошлого века было очевидно, что книжная серия «Мастера сцены», задуманная заведующей музейным отделом Академического театра драмы, заслуженным работником культуры России Светланой Яневской, «адекватна» громкозвучному понятию «новое тысячелетие». Четыре великолепных книги о мастерах сцены уже вышли в свет: «Александр Щёголев», «Валерий Алексеев», «Наталья Василиади», «Валентина Шершнёва». И вот – книга пятая, изданная ИД «ЛЕО» (редактор Лидия Трубицина, оформление и вёрстка – Игорь Теренин) на грант Президента Российской Федерации «для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства», книга о «Легенде омской сцены», народной артистке России, лауреате Государственной премии имени Станиславского, лауреате Национальной театральной премии «Золотая маска» Елене Ивановне Псарёвой.
Книга-событие, книга-праздник, книга-подарок. И, как это практически всегда у Яневской, книга, похожая на спектакль, спектакль яркий, увлекательный и талантливый, рассказывающий о жизненной и творческой судьбе «Елены Народной»: о первых её ролях в ТЮЗе Новокузнецка, о работе в годы войны в новосибирском филиале Центрального театра кукол под руководством Сергея Образцова, о главном театре её судьбы – Омском драматическом, о её легендарных ролях в легендарных спектаклях «Беседы при ясной луне», «Пока арба не перевернулась», «Последний срок», «Гарольд и Мод», «У войны не женское лицо»… («Я заметил: что бы они ни играла, всегда получается «про совесть», – говорил о Псарёвой режиссёр Артур Хайкин).
Композиция (режиссура!) этой художественно-документальной, с множеством фотоиллюстраций книги – просто блистательна: органичное чередование монологов Елены Псарёвой, диалогов с ней, воспоминаний друзей и коллег, размышлений автора о сценических образах, созданных актрисой. Даже в названиях многих глав – и театральность, и интрига, и озорство (как говорится, в соответствии с характером героини книги, юмора и озорства которой было не занимать): «У меня коса была», «Покурите мне в душу», «Да я для хороших людей и сама хорошая», «Никак Сам пожаловал?..» (уморительнейшая глава о том, как, выйдя из буфета, Псарёва буквально уткнулась в губернатора и, «всплеснув ручками, стала оседать-приседать-подпрыгивать: «Батюшки светы, никак Сам пожаловал!? Это ты, чё ли, Константиныч? Пойдём со мной, в буфет, а? У меня аж пятьдесят рублей есть – угощаю! Вздрогнем!..»)
…Есть такая расхожая фраза: «Завидую будущим читателям этой книги». Но по-другому тут не скажешь. И жаль только, что президентского гранта хватило лишь на небольшой тираж; 560 экземпляров действительно слишком мало для такой великолепной, бенефисной, светлой книги о светлом человеке – замечательной российской актрисе Елене Псарёвой, которой когда-то Михаил Ульянов написал: «Удивительная Елена Ивановна! Ваше творчество, Ваш актёрский неповторимый дар, Ваш облик русской актрисы – спасательный круг для захлёбывающегося театра…»
Книга-событие, книга-праздник, книга-подарок. И, как это практически всегда у Яневской, книга, похожая на спектакль, спектакль яркий, увлекательный и талантливый, рассказывающий о жизненной и творческой судьбе «Елены Народной»: о первых её ролях в ТЮЗе Новокузнецка, о работе в годы войны в новосибирском филиале Центрального театра кукол под руководством Сергея Образцова, о главном театре её судьбы – Омском драматическом, о её легендарных ролях в легендарных спектаклях «Беседы при ясной луне», «Пока арба не перевернулась», «Последний срок», «Гарольд и Мод», «У войны не женское лицо»… («Я заметил: что бы они ни играла, всегда получается «про совесть», – говорил о Псарёвой режиссёр Артур Хайкин).
Композиция (режиссура!) этой художественно-документальной, с множеством фотоиллюстраций книги – просто блистательна: органичное чередование монологов Елены Псарёвой, диалогов с ней, воспоминаний друзей и коллег, размышлений автора о сценических образах, созданных актрисой. Даже в названиях многих глав – и театральность, и интрига, и озорство (как говорится, в соответствии с характером героини книги, юмора и озорства которой было не занимать): «У меня коса была», «Покурите мне в душу», «Да я для хороших людей и сама хорошая», «Никак Сам пожаловал?..» (уморительнейшая глава о том, как, выйдя из буфета, Псарёва буквально уткнулась в губернатора и, «всплеснув ручками, стала оседать-приседать-подпрыгивать: «Батюшки светы, никак Сам пожаловал!? Это ты, чё ли, Константиныч? Пойдём со мной, в буфет, а? У меня аж пятьдесят рублей есть – угощаю! Вздрогнем!..»)
…Есть такая расхожая фраза: «Завидую будущим читателям этой книги». Но по-другому тут не скажешь. И жаль только, что президентского гранта хватило лишь на небольшой тираж; 560 экземпляров действительно слишком мало для такой великолепной, бенефисной, светлой книги о светлом человеке – замечательной российской актрисе Елене Псарёвой, которой когда-то Михаил Ульянов написал: «Удивительная Елена Ивановна! Ваше творчество, Ваш актёрский неповторимый дар, Ваш облик русской актрисы – спасательный круг для захлёбывающегося театра…»
Сергей ДЕНИСЕНКО
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
- У звезды Омского музтеатра поинтересовались, когда она ведьма4225 декабря 2024
- Ксения Собчак показала, какой look она выбрала для встречи с Путиным98924 декабря 2024
- Возле бывшего ночного клуба "Атлантида" открывают новый ресторан124624 декабря 2024
- Звезда балета Полунин: "Мое время в России истекло"1187323 декабря 2024
- Дресс-код: глава федерального Минкульта продемонстрировала идеал офисного стиля230520 декабря 2024
- Омичи в этом году возжелали потрогать креативные елки: в "Искусстве Омска" «подЕЛЬники-6»230217 декабря 2024
- Омская художница участвует в выставке, где куратором выступил создатель масок для фильма Феллини257516 декабря 2024
Новости партнеров