Новости. Омск

Лаборатория бизнеса
№ 21(198) от 06.06.2007

Содержание

Знаменцы катают вату. Облправительству это нравится

Бизнес такая непредсказуемая вещь, что иногда дилетанты ­преуспевают в нем лучше профессионалов. Владельцы компании "Знаменский лен" - педагог Владимир Битенюк и инженер Геннадий Смыслов - убедились в этом, когда купили отсталый завод по переработке льна и превратили его в предмет зависти профессиональных льноводов.

 Владимир Битенюк: "Перед торгами мы сказали им: "Ребята, сколько бы вы ни предлагали, мы всегда будем давать на рубль больше".

Уставшие от цемента
Партнеры познакомились, когда один из них, обладая 17 годами педагогического стажа, руководил представительством павлодарского тракторного завода, а второй был коммерчес­ким директором цементного завода в Челябинске. Цемент и был выбран в качестве основы совместного бизнеса.
- Мы занимались поставками цемента, - вспоминает Владимир Битенюк. - Бизнес этот прибыльный, деньги поступают каждый день, особых капиталовложений не требуется. Но не будешь же всю жизнь крутиться вокруг "купи-продай". Хотелось иметь дело с производством, оба мы с партнером тяготели к технологиям...
Случай представился неожиданно. Хороший знакомый обоих партнеров - глава Знаменского района Владимир Арцер - попросил спасти знаменский льняной завод. Увязший в долгах, он был лакомым кусочком для местных бизнесменов, желавших срубить с него легкие деньги, продав оборудование на металлолом.
- Перед торгами мы сказали им: "Ребята, сколько бы вы ни предлагали, мы всегда будем давать на рубль больше". Им ничего не оставалось, как уступить.
Что делать с новым приобретением, партнеры, однако, представляли не очень хорошо. Спросили директора: "Сколько тебе надо средств, чтобы поставить завод на ноги?" (кстати, знаменский из четырех льноперерабатывающих заводов в области был самым маленьким и отсталым). Тот запросил 800 тысяч на покупку нового оборудования. Новые владельцы деньги дали. Спустя год поняли, что, кроме убытков, завод ничего не приносит.
- Тогда мы сели в машину и просто поехали по льноперерабатывающим предприятиям России, - продолжает рассказ Владимир Битенюк. - Где-то нас прогоняли, где-то показывали. В Костроме нас называли камикадзе за то, что, не имея представления о льняном производстве, ввязались в это дело. В Новосибирске мы воспряли духом: климат у нас одинаковый и льняная отрасль развивалась там довольно успешно...
Кульминацией путешествия стал знаменитый Харбинский льнокомбинат, который поразил путешественников советским оборудованием 1952 года выпуска, шестью тысячами рабочих, ни один из которых без дела по территории комбината не ходил, и словами одного из мастеров: "А вы знаете, что сейчас самое современное оборудование по переработке льна находится в Иваново?"
Теперь и без хлора
Можно сказать, что с момента встречи с ивановскими производителями оборудования льняной бизнес для цементных партнеров обрел реальные очертания. Но чтобы стать конкурентоспособным, на динамичном льняном рынке нужна была эксклюзивная идея.
Ткань, строительную паклю, целлюлозу изо льна делали многие. Ниши были плотно заняты и пробиться сравнительно небольшому знаменскому заводу было бы сложно. Быть сырьевым придатком?
Игра не стоит свеч, решили партнеры и стали искать новую идею. Принес ее ивановский ветер. Геннадий Смыслов узнал о инновационной разработке Института химии растворов РАН, которая позволяет получать широкий спектр продукции (от ткани и ваты до целлюлозы для производства пороха) из короткого льняного волокна, которое раньше считалось просто отходами. Технология многим казалась перспективной, но слишком больших усилий и денег требовало ее внедрение. Институт вместе с компанией "Рослан", которой удалось перенести научные разработки на производство, фактически оказался с уникальным оборудованием на руках без единого реального заказчика оного.
Первым рискнул деньгами "Знаменский лен".
- Когда велась реконструкция завода в Омске, мы изучили все: от производства сырья до глубокой переработки льна,  - рассказал "БК" директор ООО "Рослан" Андрей Данилов. - Наша цель была - реализовать проект по первичной обработке льна по новой технологии, из которого потом можно будет производить что угодно. Со знаменцами мы сработались.
Так что же получится из знаменского льна? Партнеры остановились на вате. Льняную вату хотели бы производить многие льноводы, но сложность была в отбеливании. Это можно делать с помощью хлорки, но тогда бактерицидные свойства пропадают. Проблему решили в том же Ивановском институте химии растворов, который разработал инновационную технологию по отбеливанию ваты. Омичи стали их первыми заказчиками. Таким образом знаменцы получили эксклюзивный продукт и самое совершенное по российским меркам оборудование.
Дождь страшнее судов
На данный момент ватный завод готов наполовину. Первая часть уже функционирует в Знаменке. Операции по химической обработке льна и фасовке ваты будут производиться в Омске на заводе, который пока еще не построен. Уже подобрана площадка, часть оборудования заказана, есть соглашения с подрядчиками, заключены договора на получение лицензии.
- Сложно сказать, когда завод будет запущен, но если все не зависящие от нас факторы удачно сложатся, то в начале следующего года он заработает, - резюмирует Владимир Битенюк. - Тогда мы сможем производить 800 тонн ценной медицинской ваты в год. Общий объем инвестиций - 70 миллионов рублей. Срок окупаемости завода - три года.
Пока знаменцы планируют обеспечивать себя сырьем самостоятельно по крайней мере процентов на 70. Для этого они арендуют земли у Знаменского муниципалитета (в этом году это 600 гектаров, тогда как в прошлом было 430). "Знаменский лен" имеет свою технику, штатного агронома. Но в дальнейшем партнеры надеются большую часть времени заниматься производством. Для этого нужно, чтобы выращиванием занимались крестьяне.
- Лен сложен в выращивании, - рассказывал "БК" директор ОАО "Алтай-Холдинг" Валерий Копытский. - Крестьянам гораздо проще иметь дело с зерном. Но если они увидят конечную продукцию (а это произойдет когда и если ватный завод будет построен - прим. "БК"), то договориться с ними будет проще. Но без такой кооперации проект просто не выживет.
Партнеры это понимают. На сегодняшний день в Омской области выращивается лен-долгунец на 950 тысячах га. Для того, чтобы обеспечить ватный завод сырьем, нужно увеличить посевные площади до 3,5-4 тысяч га (планируется, что завод "Знаменского льна" ежегодно будет закупать у крестьян сырье на 15 миллионов рублей). А значит нужно, чтобы крестьяне, во-первых, понимали выгоду этого, во-вторых, имели для этого соответствующую технику, в-третьих, могли купить семена. Пока это все большие проблемы. Есть и маленькие.
- Местные чиновники, увидев в нас источник быстрого обогащения, стали высылать к нам делегации, - рассказывает г-н Битенюк. - Первым пришел какой-то парень развязного вида в бандане. Представился "рыбнадзором" и с порога задал вопрос: "Воду из реки берете? Мальков засасываете. Надо платить". Показанный ему фильтр с мелкой сеткой его не убедил. Но мой принцип - взяток не платить. С тех пор месяца не прошло, чтобы мы с кем-нибудь не судились. Но это мелочи, меня больше погода заботит.
Знаменцы по мере сил стараются помогать крестьянам советом, семенами, ГСМ и техникой. Потихоньку завязывают отношения с заводами, занимающимися первичной обработкой льна. Это и муромцевский завод компании "Агролен", и фермер из Больших Уков, которые собирают лен со своей округи и производят первичную обработку. Так что все решаемо. Партнеры свято верят, что как только ватный завод будет построен, льняную идею в области продвигать будет намного легче. Коллеги из других регионов с этим более чем согласны.
- Если проект доведут до конца, то это будет настоящий прорыв на общероссийском уровне, если ватный завод не построят  - это будут выброшенные деньги, - сказал Валерий Копытский.
- Когда ватный завод будет построен, г-да Битенюк и Смыслов будут первыми, кому в России удастся произвести льняную вату, остальные только говорят об этом, - резюмировал г-н Данилов. - Конечно, если бы в Омске уже были льняные комбинаты, было бы гораздо легче. Так партнерам приходится все отстраивать с нуля. Но полдела уже сделано.
Доброе слово дороже станка. Если оно министерское
- Так и пишите: мы с завистью смотрим на омичей, - сказал журналисту "БК" директор ООО "Алтайский лен" Сергей Цвет, которому мы позвонили, чтобы взять комментарий. - Оборудование,­ которое стоит на заводе "Знаменского льна",  - самое современное в России. Мы заинтересованы в любом сотрудничестве с этой компанией.
Но сразу после восторгов по поводу прорыва соседей коллеги-конкуренты с Алтая не забывают добавить, что им бы такую поддержку на уровне областного правительства, уж они бы показали всей России! В этом, впрочем, они может не так уж и лукавят: Алтай делает ставку на выращивание зерна, так что на долю льноводов дотаций из бюджета достается не так много. К слову сказать, на прошедшей в конце апреля встрече руководителей крупнейших льноперерабатывающих производителей Сибири алтайцев поразил не столько свежеоборудованный завод, сколько пристально-доброжелательное внимание высоких омских чиновников к вопросам переработки и выращивания льна. Тогда-то и возникла мысль о создании корпорации "Сибирский лен" во главе со знаменцами - инициа­торами выступили алтайцы. Омичи, впрочем, не спешат с этим: "ватный" проект еще не реализован. Хотя от сотрудничества никто не отказывается.
Что касается поддержки областного правительства, она действительно есть, и ее положительное влияние знаменцы очень ценят. Хотя если говорить о материальной стороне, то она не так уж и значительна. По словам начальника отдела растениеводства и землепользования министерства сельского хозяйства Омской области Владимира Мороза, согласно целевой программе на развитие льняного производства будет потрачено из бюджета всего 23 миллиона рублей (программа рассчитана до 2010 года). Понятно, что объектом внимания является не только "Знаменский лен".
Есть еще пример новосибирского "Обского льна", который тоже поддерживается правительством своей области, но до строительства такого завода пока не дозрел (хотя и остается в пятерке самых крупных переработчиков льна). Видимо, решающую роль играет все-таки другой фактор. Человеческий.
Справка

Вата из льна более гигроскопична по сравнению с хлопковой, обладает бактерицидными свойствами и еще одним важным для хирургии преимуществом: низкое процентное содержание волокнистой пыли и коротких мелких волокон, что не вызывает развития воспаления, нагноения, абсцесса. Проще говоря, льняная вата не прилипает к ране, как это делает хлопковая. Медики признают, что льняная вата по всем параметрам лучше хлопковой. А стоит столько же.

юлия стрельская

Просмотров: 471 Комментариев: 0


АВТОРЫ

Юлия Стрельская   



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru