6 Бизнес. Рейтинг сетевых проектов
№ 1(177) от 10.01.2007
Жребий брошен
Вопреки прогнозам экспертов, качественного изменения омского рынка продуктовой розницы в 2006 году не произошло: состав участников рынка остался без изменений. Зато некоторые местные ритейлеры уже начали подготовку к приходу федералов, понимая, что затянувшаяся пауза - "затишье" перед бурей. Вполне вероятно, что в новом году продуктовым сетям Омска предстоит конкурировать уже не друг с другом, а с более серьезными соперниками - "Лента", "Метро", "Рамстор", "Седьмой Континент".
Растите сети большие и поменьше
Продуктовой сетью, наиболее заметно укрепившей свои позиции в этом году перед выходом федералов, стал «Наш магазин». И если еще в начале года аналитики в один голос утверждали, что эта сеть развивается на равных с конкурентом по формату («Астор») и несколько уступает сети «Омич и К», то в конце 2006 года сети супермаркетов «Наш магазин» по ряду показателей удалось на порядок превзойти соперников.
По данным агентства «БК-рейтинг», в этом году сеть супермаркетов «Наш магазин» развивалась наиболее динамично – за год открылось восемь новых супермаркетов, а их общее число увеличилось более чем на треть. «Наш магазин» оказался единственной сетью, полностью реализовавшей свои планы на год. В начале года почти все крупные сетевые ритейлеры Омска сделали весьма амбициозные заявки по планам развития. Так, сеть «Омич и К», по неофициальной информации, собиралась запустить около 20 новых супермаркетов, на деле в течение года продолжался ребрендинг. Сеть магазинов эконом-класса «Пятерочка» обозначила цифру в 15 новых торговых точек. Сегодня из запланированных открыта лишь одна пятая часть. Однако «Пятерочка» (владелец «Партнер-ритейл») сделала, пожалуй, самый заметный шаг в своем расширении, купив сеть «Десятка», поддерживающую тот же формат. По словам руководства «Партнер-ритейл», все магазины бывшей «Десятки» сменят вывески на «Пятерочку». Так, число супермаркетов эконом-класса «Пятерочка» увеличится вдвое. Сегодня под брендом «Пятерочка» работает 19 универсамов. Пять-шесть новых супермаркетов за год задумывали открыть владельцы «Астора», реально за год число магазинов этой сети пока не изменилось. Активно наращивать обороты собиралось и руководство сети «Ваш Дом» («Континент», «Каскад», «Ваш Дом», «На Театральной» и др.), однако пока только на словах.
В результате по динамике развития лидером в этом году стала сеть супермаркетов «Наш магазин», опередив прошлогоднего победителя номинации – сеть дискаунтеров «Пятерочка».
За качество отвечаем?
Впрочем, потребительские предпочтения омичей в этом году не изменились. Самой посещаемой и узнаваемой сетью осталась «Пятерочка» – 42% покупательских голосов, что на два процента больше, чем в прошлом году. За номинацию «Максимально клиентоориентированная и удобная сеть» на этот раз борьба развернулась между сетями «Астор», «Наш магазин» и «Омич и К». В 2006-м эти участники рынка, словно сговорившись, обратили свое внимание на развитие дополнительного сервиса. Так, круглосуточно теперь работают три из восьми супермаркетов «Астор» и два из 13 супермаркетов «Омич и К». Также сеть «Омич и К» к концу года возобновила предложение бесплатных упаковочных пакетов, а руководство супермаркетов «Наш магазин» осенью запустило услугу доставки и заказа продуктов по телефону. Кроме того, у сетевых ритейлеров возросла популярность услуги «телефон качества» для покупателей - в этом году ее ввели в сети супермаркетов «Наш магазин».
Между тем в погоне за количественными показателями и имиджевой составляющей владельцы омских сетей почти упустили из виду значимость качественных характеристик (работа персонала, свежесть продуктов, эффективность мерчендайзинга, широта ассортимента), получив в течение года весьма низкие оценки по этим критериям. Как результат – победу по этим показателям не одержала ни одна продуктовая сеть. По данным исследований, ведущие позиции по работе персонала, качеству обслуживания, ассортименту и свежести представленных товаров на омском рынке уже не один год прочно удерживают одиночные супермаркеты: ТЦ «Омский», «Провиантъ», «День и Ночь».
Сеть форматом не испортишь
Еще одной наиболее заметной тенденцией уходящего года стала мода на мультиформатность. Некоторые ритейлеры в этом году начали освоение смежных форматов, даже несмотря на то, что опыт конкурентов оказался недостаточно удачным. Осенью запустили сеть продмаркетов формата «магазин у дома» «Репка» владельцы сети «Наш магазин». «Ваш Дом» находится на стадии реализации аналогичного проекта «Соседи». Между тем в этом формате в Омске уже второй год работают магазины «Квартал», принадлежащие сети «Астор», и «Петроль» («Оша»). Примечательно, что владельцы сетей «Петроль» и «Квартал», несмотря на разговоры об увеличении числа точек и наращивании оборотов, в этом году практически не развивали это направление. Более того, сеть «Астор» закрыла один из четырех магазинов «Квартал». Тем не менее эта ниша в Омске пока свободна (до прихода москвичей), а значит, для многих привлекательна. По мнению экспертов, тенденция к мультиформатности отчасти продиктована рынком недвижимости, на котором сейчас присутствуют очень разноплановые торговые помещения. Единственная реальная возможность «застолбить нишу» для местных ритейлеров – это скупать все более или менее подходящие предложения, после чего уже думать об их использовании. Так сказать, оставить федералам как можно меньше площадей. Между тем сращение разных форматов станет для омичей еще одним способом добиться большего объема закупок, увеличить долю собственных торговых марок, одним словом, увеличить вес на рынке. Другая тенденция, которую обозначили эксперты, – это изменение доли самих форматов. Если еще несколько лет назад в Омске бурными темпами росли классические супермаркеты, то за последний год в рост идут гипермаркеты, дискаунтеры и начали развитие «магазины у дома».
Номинации:
Самая динамичная сеть года – сеть супермаркетов «Наш магазин». По данным агентства «БК-рейтинг», в минувшем году сеть открыла восемь новых супермаркетов и запустила новый формат – продмаркет «Репка».
Самая перспективная сеть года – сеть супермаркетов эконом-класса «Пятерочка». В связи с приобретением компанией «Партнер-ритейл» (владелец «Пятерочки») сети «Десятка» в будущем году под брендом «Пятерочка» будет работать 40 супермаркетов.
Самая посещаемая сеть года – сеть «Пятерочка». Согласно результатам потребительского опроса, проведенного агентством «БК-рейтинг», более 60% омичей знает эту сеть и 42% регулярно совершает в ней покупки.
Самая клиентоориентированная – сеть «Астор». В этом году руководство сети перевело два супермаркета из восьми в круглосуточный режим работы. Запустила специальную газету для покупателей «Астор». В конце года освоила обратную связь с клиентами.
Продуктовой сетью, наиболее заметно укрепившей свои позиции в этом году перед выходом федералов, стал «Наш магазин». И если еще в начале года аналитики в один голос утверждали, что эта сеть развивается на равных с конкурентом по формату («Астор») и несколько уступает сети «Омич и К», то в конце 2006 года сети супермаркетов «Наш магазин» по ряду показателей удалось на порядок превзойти соперников.
По данным агентства «БК-рейтинг», в этом году сеть супермаркетов «Наш магазин» развивалась наиболее динамично – за год открылось восемь новых супермаркетов, а их общее число увеличилось более чем на треть. «Наш магазин» оказался единственной сетью, полностью реализовавшей свои планы на год. В начале года почти все крупные сетевые ритейлеры Омска сделали весьма амбициозные заявки по планам развития. Так, сеть «Омич и К», по неофициальной информации, собиралась запустить около 20 новых супермаркетов, на деле в течение года продолжался ребрендинг. Сеть магазинов эконом-класса «Пятерочка» обозначила цифру в 15 новых торговых точек. Сегодня из запланированных открыта лишь одна пятая часть. Однако «Пятерочка» (владелец «Партнер-ритейл») сделала, пожалуй, самый заметный шаг в своем расширении, купив сеть «Десятка», поддерживающую тот же формат. По словам руководства «Партнер-ритейл», все магазины бывшей «Десятки» сменят вывески на «Пятерочку». Так, число супермаркетов эконом-класса «Пятерочка» увеличится вдвое. Сегодня под брендом «Пятерочка» работает 19 универсамов. Пять-шесть новых супермаркетов за год задумывали открыть владельцы «Астора», реально за год число магазинов этой сети пока не изменилось. Активно наращивать обороты собиралось и руководство сети «Ваш Дом» («Континент», «Каскад», «Ваш Дом», «На Театральной» и др.), однако пока только на словах.
В результате по динамике развития лидером в этом году стала сеть супермаркетов «Наш магазин», опередив прошлогоднего победителя номинации – сеть дискаунтеров «Пятерочка».
За качество отвечаем?
Впрочем, потребительские предпочтения омичей в этом году не изменились. Самой посещаемой и узнаваемой сетью осталась «Пятерочка» – 42% покупательских голосов, что на два процента больше, чем в прошлом году. За номинацию «Максимально клиентоориентированная и удобная сеть» на этот раз борьба развернулась между сетями «Астор», «Наш магазин» и «Омич и К». В 2006-м эти участники рынка, словно сговорившись, обратили свое внимание на развитие дополнительного сервиса. Так, круглосуточно теперь работают три из восьми супермаркетов «Астор» и два из 13 супермаркетов «Омич и К». Также сеть «Омич и К» к концу года возобновила предложение бесплатных упаковочных пакетов, а руководство супермаркетов «Наш магазин» осенью запустило услугу доставки и заказа продуктов по телефону. Кроме того, у сетевых ритейлеров возросла популярность услуги «телефон качества» для покупателей - в этом году ее ввели в сети супермаркетов «Наш магазин».
Между тем в погоне за количественными показателями и имиджевой составляющей владельцы омских сетей почти упустили из виду значимость качественных характеристик (работа персонала, свежесть продуктов, эффективность мерчендайзинга, широта ассортимента), получив в течение года весьма низкие оценки по этим критериям. Как результат – победу по этим показателям не одержала ни одна продуктовая сеть. По данным исследований, ведущие позиции по работе персонала, качеству обслуживания, ассортименту и свежести представленных товаров на омском рынке уже не один год прочно удерживают одиночные супермаркеты: ТЦ «Омский», «Провиантъ», «День и Ночь».
Сеть форматом не испортишь
Еще одной наиболее заметной тенденцией уходящего года стала мода на мультиформатность. Некоторые ритейлеры в этом году начали освоение смежных форматов, даже несмотря на то, что опыт конкурентов оказался недостаточно удачным. Осенью запустили сеть продмаркетов формата «магазин у дома» «Репка» владельцы сети «Наш магазин». «Ваш Дом» находится на стадии реализации аналогичного проекта «Соседи». Между тем в этом формате в Омске уже второй год работают магазины «Квартал», принадлежащие сети «Астор», и «Петроль» («Оша»). Примечательно, что владельцы сетей «Петроль» и «Квартал», несмотря на разговоры об увеличении числа точек и наращивании оборотов, в этом году практически не развивали это направление. Более того, сеть «Астор» закрыла один из четырех магазинов «Квартал». Тем не менее эта ниша в Омске пока свободна (до прихода москвичей), а значит, для многих привлекательна. По мнению экспертов, тенденция к мультиформатности отчасти продиктована рынком недвижимости, на котором сейчас присутствуют очень разноплановые торговые помещения. Единственная реальная возможность «застолбить нишу» для местных ритейлеров – это скупать все более или менее подходящие предложения, после чего уже думать об их использовании. Так сказать, оставить федералам как можно меньше площадей. Между тем сращение разных форматов станет для омичей еще одним способом добиться большего объема закупок, увеличить долю собственных торговых марок, одним словом, увеличить вес на рынке. Другая тенденция, которую обозначили эксперты, – это изменение доли самих форматов. Если еще несколько лет назад в Омске бурными темпами росли классические супермаркеты, то за последний год в рост идут гипермаркеты, дискаунтеры и начали развитие «магазины у дома».
Номинации:
Самая динамичная сеть года – сеть супермаркетов «Наш магазин». По данным агентства «БК-рейтинг», в минувшем году сеть открыла восемь новых супермаркетов и запустила новый формат – продмаркет «Репка».
Самая перспективная сеть года – сеть супермаркетов эконом-класса «Пятерочка». В связи с приобретением компанией «Партнер-ритейл» (владелец «Пятерочки») сети «Десятка» в будущем году под брендом «Пятерочка» будет работать 40 супермаркетов.
Самая посещаемая сеть года – сеть «Пятерочка». Согласно результатам потребительского опроса, проведенного агентством «БК-рейтинг», более 60% омичей знает эту сеть и 42% регулярно совершает в ней покупки.
Самая клиентоориентированная – сеть «Астор». В этом году руководство сети перевело два супермаркета из восьми в круглосуточный режим работы. Запустила специальную газету для покупателей «Астор». В конце года освоила обратную связь с клиентами.
Место в рейтинге | Название сети | Количество баллов (мах 40) |
1 | «Наш магазин» | 32 |
2 | «Астор» | 27 |
3 | «Пятерочка» | 25 |
Методика рейтинга:
При составлении рейтинга во внимание принимались места, занимаемые продуктовыми сетями Омска в течение года по различным критериям: узнаваемость, потребительские предпочтения, динамика развития, дополнительный сервис, свежесть представленных продуктов, широта ассортимента, работа персонала, эффективность мерчендайзинга. Место, занятое сетью по различным критериям, переведено в баллы. Баллы, набранные супермаркетами на каждом этапе, суммированы с учетом весовых коэффициентов в зависимости от степени их значимости. Максимальная оценка по каждому критерию – 5 баллов, минимальная оценка – 1 балл. Общий балл – сумма средних оценок по каждому параметру и дополнительных баллов.
Марина Жучкова
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл844021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии669021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись655021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2722314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6965114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2204013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2560013 ноября 2024
Новости партнеров